ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-86(2018) от 14.03.2018 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2а-86 (2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2018 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Шматковой О.В.,

при секретаре Савостиной Ю.М.,

с участием административного истца Кочегаровой Н.Л., представителя административного ответчика Брянской городской администрации Игнашиной М.Л., представителя административного ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации Хорохоновой Е.А., представителя заинтересованного лица Брянского городского Совета народных депутатов Малюкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кочегаровой Н.Л. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о признании незаконными действий (бездействия), понуждении к принятию мер по восстановлению обособленных участков, из которых состоял лесной фонд городских лесов, в первоначальных границах,

УСТАНОВИЛ:

Кочегарова Н.Л. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просила суд с учетом уточнений признать действия (бездействие) Брянской городской администрации по исполнению возложенных на нее полномочий по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществлению муниципального лесного контроля и надзора, незаконными; обязать Брянскую городскую администрацию принять меры (в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу) по восстановлению 15-ти обособленных участков, из которых состоял лесной фонд городских лесов г. Брянска: Роща «Соловьи», Урочище «Заставище», Урочище «Ивановская дача», Урочище «Деснянский лесопарк», Урочище «Чашин Курган», Лесные культуры у завода «Ирмаш», Урочище «Голубочка», Бор у магазина № 22, Лесные культуры у зеленхоза, Роща «Космонавтов», Урочище «Лесные сараи», Роща «Комсомольская», Урочище «Снежка», Бор «Больничный городок», Урочище «Десна» - в первоначальных границах, определенных Лесоустройством 2002-2003 годов («Проект организации ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска» 2003 года) и «Планом лесонасаждений городского лесничества МУП ритуальных услуг населению города Брянска». В настоящее время восстановление городских лесов осуществляется в соответствии с Правилами лесовосстановления, утв. Приказом Минприроды России от 29.06.2016 г. № 375, путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.

В обоснование требований административный истец ссылается на то, что на территории г. Брянска в городское лесничество было включено 15 лесных участков общей площадью 1034 га, имеющих статус городского леса. В результате незаконных действий (бездействия) Брянской городской администрации площадь городских лесов сократилась до 125,9 га, что нарушает права административного истца на благоприятную окружающую среду. Невыполнение Брянской городской администрацией обязанностей по отношению к городским леам, в частности, уничтожение городских лесов при передаче их участков под застройку, создало реальную угрозу потери леса как места отдыха граждан и естественной защиты от загрязнения окружающей среды. Согласно ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п.20); утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25).

В судебном заседании административный истец Кочегарова Н.Л. административный иск с учетом уточнений поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности Игнашина М.Л. в судебном заседании административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснила, что Кочегарова Н.Л. не указала, какие именно ее права, свободы и законные интересы нарушены. Само по себе изменение площади городских лесов не является таким нарушением. Кроме того, Брянской городской администрацией на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов от 24.10.2012 г. № 874 разработан новый лесохозяйственный регламент городских лесов г. Брянска. В настоящее время данный регламент проходит процедуру согласования с последующим утверждением. На кадастровый учет поставлено более 1000 га городских лесов, что не может расцениваться как бездействие административного ответчика.

Представитель ответчика Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации по доверенности Хорохонова Е.А., представитель заинтересованного лица Брянского городского Совета народных депутатов по доверенности Малюков А.В. административный иск не признали, просили в его удовлетворении отказать по доводам представителя Брянской городской администрации.

Представитель заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).

Кочегарова Н.Л. обратилась в суд с требованиями о признании действий (бездействия) Брянской городской администрации по исполнению возложенных на нее полномочий по использованию, охране, защите, воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, а также осуществлению муниципального лесного контроля и надзора, незаконными и обязании Брянской городской администрации принять меры по восстановлению 15-ти обособленных участков, из которых состоял лесной фонд городских лесов г. Брянска.

В обоснование своих исковых требований административный истец ссылается на то, что вследствие действий и бездействия Брянской городской администрации, допустившей вырубку и застройку городских лесов, их площадь сократилась с 1034 га до 125,9 га, чем было нарушено право административного истца на благоприятную окружающую среду.

Указанные правоотношения имеют длящийся характер и, следовательно, срок обращения истца в суд с административным иском, по мнению суда, Кочегаровой Н.Л. не пропущен.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере лесных отношений определены положениями ст. 84 ЛК РФ, согласно которой органы местного самоуправления в сфере лесных отношений наделены полномочиями в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, в частности, к ним относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Кроме этого органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 98 ЛК РФ, на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п.20); утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (п.25).

Статьей 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Согласно проекту организации и ведения лесного хозяйства городских лесов г. Брянска 2003 г., разработанному ГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие» городские леса общей площадью 1034 га находились в пределах городской черты г. Брянска, на территории четырех районов города и объединены в 1985 г. в городское лесничество, которое входило в структуру МУП «Комбинат ритуальных услуг населению г.Брянска». Лесной фонд городских лесов состоял из 15 обособленных участков, а именно: Роща «Соловьи», Урочище «Заставище», Урочище «Ивановская дача», Урочище «Деснянский лесопарк», Урочище «Чашин Курган», Лесные культуры у завода «Ирмаш», Урочище «Голубочка», Бор у магазина № 22, Лесные культуры у зеленхоза, Роща «Космонавтов», Урочище «Лесные сараи», Роща «Комсомольская», Урочище «Снежка», Бор «Больничный городок», Урочище «Десна».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденными решением Брянского Горсовета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991, были установлены следующие территориальные зоны фактического использования спорных земельных участков, занятых лесами: Роща «Соловьи» в Советском районе (123 га), в Володарском районе (152 га), общей площадью 275 га, - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Заставище» в Бежицком районе – 45 га – зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Деснянский лесопарк» в Бежицком районе 132 га – зона природных территорий с особым режимом использования (Р0), зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) (Ж1); урочище «Голубочка» в Володарском районе 13 га - зона высших и средних специальных учебных заведений (ОД5), зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); Урочище «Лесные культуры у зеленхоза» в Советском районе 60 га - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0), зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) (Ж1); роща «Комсомольская» в Советском районе 116 га – зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Десна» в Фокинском районе (133 га) – зона природных территорий с особым режимом использования (Р0). Земельный участок роща «Соловьи», земельный участок урочище «Десна», покрытые лесом на указанных площадях находятся в областной собственности. На всю площадь рощи «Соловьи» установлен статус Памятник природы – особо охраняемая природная территория Брянской области. Земельные участки урочище «Ивановская дача», урочище «Снежка» отнесены к рекреационной зоне.

В 2011г. ООО «Брянскземпроект» в соответствии с муниципальным контрактом произвело межевание городских лесов по состоянию на 2011г.

По результатам межевания 2011 года на кадастровый учет поставлены городские леса, в том числе, спорные лесные земельные участки: - урочище Роща Комсомольская, квартал 24, кадастровый №..., площадью 33990+/-65 кв.м.,- урочище Деснянский лесопарк (массив 2), квартал 8, кадастровый №..., площадью 83614+/-101 кв.м.,- урочище Деснянский лесопарк, квартал 10, кадастровый №..., площадью 310693+/-195 кв.м.,- урочище Заставище, квартал 3,4, кадастровый №... площадью 9589+/-34 кв.м., - урочище Заставище, квартал 3,4, кадастровый №..., площадью 1222+/-12 кв.м.

В 2013 – 2014 годах по результатам межевания, проведенного на основании государственного контракта филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Заплеспроект», на кадастровый учет поставлены городские леса, в том числе спорные лесные земельные участки: -Левобережье реки «Десна» район литейного моста, кадастровый №... площадью 135883+/-6451 кв.м.; -Урочище «Снежка» кв.24, кадастровый №..., площадью 21588+/-51 кв.м; - Урочище «Соловьи» кв. 8,9, кадастровый №... площадью 155371+/-138 кв.м; - Урочище «Снежка» кв. 24,25, кадастровый №... площадью 47674+/-76 кв.м; - Урочище «Снежка» кв. 29, кадастровый №... площадью 72823+/-94 кв.м; - Урочище «Соловьи» кв. 7, кадастровый №..., площадью 3177+/-20 кв.м; - Урочище «Ивановская дача» кв. 6, кадастровый №..., площадь 21719+/-52 кв.м; - Урочище «Голубочка» кв. 15, кадастровый №..., площадь 11286+/-37 кв.м; - Урочище «Соловьи» кв. 6, кадастровый №..., площадь 2254+/-17 кв.м; - Урочище «Ивановская дача» кв. 5, кадастровый №... площадь 80919+/-100 кв.м; - Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 7, кадастровый №..., площадь 29097+/-60 кв.м; - Левобережье реки «Десна» район литейного мост кадастровый №... площадь 596170+/-270 кв.м; - «Деснянский лесопарк» кв. 9, кадастровый №... площадь 50961+/-79 кв.м; - Урочище «Заставище» кв. 1, кадастровый №..., площадь 30407+/-61 кв.м; - Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 10, кадастровый №... площадь 60478+/-86 кв.м; - Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 10, кадастровый №... площадь 61113+/-87 кв.м; - Урочище «Голубочка» кв. 15, кадастровый №..., площадь 62878+/-88 кв.м.

По результатам межевания спорных земельных участков, проведенных ФГУП «Заплеспроект» в рамках государственного контракта в 2013 году, даны заключения кадастрового инженера, согласно которым по сведениям лесоустройства 2002-2003 года и сведениям ФКП Брянской области о территориях, смежных со спорными лесными земельными участками, земельные участки, которые по материалам лесоустройства 2002-2003 года числились как городские леса, поставлены на государственный кадастровый учет как земли иных категорий, в соответствии с зонированием, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденными решением Брянского Горсовета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991.

В связи с чем, установлены пересечения границ городских лесов по материалам проекта лесоустройства 2002-2003 года, с границами земель иных категорий.

Общая площадь земельных участков, занятых городским лесами по отношению к данным лесоустройства 2002 г. 2003 г. уменьшилась, в том числе, за счет площадей вышеуказанных пересечений с землями иных категорий, также поставленных на ГКУ в установленном законом порядке. Изменение целевого использования земель указных категорий произведено в соответствии с зонированием, определенным Правилами землепользования и землеустройства на территории г. Брянска 2008 года.

Согласно постановлению Брянской городской администрации от 19.06.2015 N 1766-п "Об утверждении лесохозяйственного регламента городских лесов города Брянска" общая площадь городских лесов г. Брянска составляет 125,9 га.

В настоящее время, согласно сведениям Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 04.02.2018 г. № 29/02-1917 на территории урочища «Роща Соловьи» находятся земельные участки общей площадью 373,8 га; на территории урочища «Заставище» - земельные участки общей площадью 64 га; на территории урочища «Ивановская дача» - земельные участки общей площадью 10,4 га; на территории урочища «Деснянский лесопарк» - земельные участки общей площадью 80 га; на территории урочища «Чашин курган» - земельные участки общей площадью 14,1 га; на территории урочища «Лесные культуры у завода «Ирмаш» - земельные участки общей площадью 73,6 га; на территории урочища «Голубочка» земельный участок площадью 6,3 га; на территории урочища «Бор у магазина №22» - земельные участки общей площадью 1 га; на территории урочища «Лесные культуры у зеленхоза» - земельный участок площадью 54,6 га; на территории урочища «Роща космонавтов» - земельные участки общей площадью 21 га; на территории урочища «Лесные сараи» - земельные участки общей площадью 3,2 га; на территории урочища «Снежка» - земельные участки общей площадью 25 га; на территории урочища «Десна» - земельные участки общей площадью 104,8 га; на территории урочища «Роща комсомольская» - земельные участки общей площадью 65,8 га, итого общая площадь земельных участков с разрешенным использованием – городские леса, скверы, сады, бульвары, составляет 897,6 га.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, Брянской городской администрацией на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов от 24.10.2012 г. № 874 разработан новый лесохозяйственный регламент городских лесов г. Брянска. В настоящее время данный регламент проходит процедуру согласования с последующим утверждением. На кадастровый учет поставлено более 1000 га городских лесов.

Отказывая в удовлетворении административного иска Кочегаровой Н.Л., суд с учетом конкретных обстоятельств дела, исследованных доказательств, приходит к выводу о том, что Брянской городской администрацией не произведены действия, предусмотренные ст. 226 КАС РФ, в результате которых необходимо признать такие действия (бездействия) в отношении Кочегаровой Н.Л. незаконными.

Нарушение права административного истца на благоприятную окружающую среду носит предположительный характер и не подтверждается какими-либо фактами, факт нарушения субъективного права административного истца не установлен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Кочегаровой Н.Л. к Брянской городской администрации, Комитету по ЖКХ Брянской городской администрации о признании незаконными действий (бездействия), понуждении к принятию мер по восстановлению обособленных участков, из которых состоял лесной фонд городских лесов, в первоначальных границах – отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Шматкова О.В.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 марта 2018 года