Копия.
Дело ...а-8602/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
......
Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сычева И.А.,
при участии представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании отказа Министерства внутренних дел по ... в принятии заявления о признании носителем русского языка незаконным,
УСТАНОВИЛ:
в обосновании заявления указано, что ФИО1 является гражданкой Республики Таджикистан, постоянно проживает в Российской Федерации с октября 2004 года, что установлено решением Приволжского районного суда ... Республики Татарстан от ....
В целях приёма в гражданство Российской Федерации как лица, являющегося носителем Русского языка, ФИО1 обратилась в МВД по ... с заявлением о проведении собеседования и признании носителем Русского языка. Однако, в принятии заявления ей было отказано на том основании, что она не подпадает под установленные законом критерии, а именно, не является постоянно проживающей на территории Российской Федерации.
С таким отказом ФИО1 не согласна, указывает, что факт её постоянного проживания в Российской Федерации с октября 2004 года, что установлено решением Приволжского районного суда ... Республики Татарстан от ....
По этим мотивам просит признать отказ в принятии заявления о проведении собеседования незаконным и обязать допустить к собеседованию на признание носителем русского языка.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель административного ответчика МВД по РТ в судебное заседание явился, с административным иском не согласен.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от ... № 62-ФЗ гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Согласно пункта 1 статьи 33.1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Порядок формирования и полномочия комиссии определены приказом Федеральной миграционной службы России (далее – ФМС России) от ...... «О порядке формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка».
В соответствии с данным приказом, комиссия состоит при территориальном миграционном органе, которым в настоящее время является МВД по РТ.
Согласно пункту 5.1.2 данного приказа, комиссия проверяет соответствие заявления Требованиям к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденным приказом ФМС России от .......
Как установлено пунктом 1.9 Требований, заявление содержит следующие позиции: сведения о постоянном проживании, в том числе в прошлом, лица, либо его родственников по прямой восходящей линии, на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Из представленного суду письменного ответа на запрос о причинах отказа в принятии заявления ФИО1 (л.д. 24) следует, что в принятии заявления ей было отказано в связи с тем, что она не предоставила сведения о постоянном проживании, в том числе в прошлом, лица, либо его родственников по прямой восходящей линии, на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
Изучив представленные сторонами доказательства, суд считает, что отказ в принятии заявления ФИО1 о проведении собеседования для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка принят компетентным органом при наличии правовых и фактических оснований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от ... № 115-ФЗ (вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Из данной нормы следует, что подтверждением наличия у иностранного гражданина права на постоянное проживание в Российской Федерации является исключительно вид на жительство в Российской Федерации, порядок выдачи которого регулируется данным законом.
Однако, ФИО1 вид на жительство в Российской Федерации не выдавался, в связи с чем она не может быть признана постоянно проживающей в Российской Федерации.
Решение суда об установлении факта постоянного проживания не освобождает иностранного гражданина от необходимости получать вид на жительство в Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 о признании отказа Министерства внутренних дел по ... в принятии заявления о признании носителем русского языка незаконным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ... Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Сычев И.А.