ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8614/2015 от 09.12.2015 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-8614/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при секретаре Смысловой И.И.,

рассмотрев 09.12.2015 в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8614/2015 по административному исковому заявлению Середы А.А. к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Середы А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФАС по Омской области о признании действий (бездействия) незаконными, указав, что он обратился в УФАС с заявлением вх. э от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Интенсив» к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе, в частности не соблюдение требований части 3 статьи 5 и части 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Середы А.А. полагал, что размещенная ООО «Интенсив» информация на интернет-сайте www.promo.ru.fa.com. о проведении стимулирующего мероприятия - Рекламной акции «Найди свой пляж» - в части указания срока проведения мероприятия, срока окончания мероприятия, срока получения выигрышей, не соответствует Закону о рекламе.

ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Омской области сообщило за э о рассмотрении заявления, что отказывает в возбуждении дела, поскольку не усматривает в действиях ООО «Интенсив» признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В обоснование УФАС по Омской области сослалось на Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15 «О рекламе в сети «Интернет»: не является рекламой информация о проводимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых тайной компанией и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Середы А.А. полагает, что действия (бездействие) УФАС по Омской области являются незаконными и необоснованными.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ организатором - обществом с ограниченной ответственностью «Интенсив», была проведена рекламная акция «Найди свой пляж».

Условия акции информировались в виде Правил на Интернет-сайте www.promo.ru.fa.com. Как указано в Правилах акции Целью проведения указанной рекламной акции было стимулирование продаж продукции под товарным знаком «Fа», победитель получает Главный приз акции - «Путешествие к Фантастическому пляжу» Сертификат на путешествие на двоих на сумму 350 000 рублей.

Середы А.А. принял участие в указанной рекламной акции, был объявлен ее победителем, однако приз в сроки указанные в рекламной акции (до ДД.ММ.ГГГГ) не получил.

Полагает, что данная реклама является стимулирующей, в названной рекламе был указан недостоверный срок проведения данного мероприятия, а также недостоверный срок получения призов, в связи с чем, потребители были введены в заблуждение.

Середы А.А. полагает, что вышеуказанная реклама, а именно опубликованные Правила рекламной акции «Найди свой пляж», является недостоверной, содержащей не соответствующие действительности сведения: о правилах и сроках проведения рекламной акции, о сроках, месте и порядке получения выигрышей, что подтверждается публикацией на Интернет-сайте -www.promo.ru.fa.com., нарушает права и охраняемые законом интересы истца, как участника рекламной акции.

Часть 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушений (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) предусматривает административную ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Оспариваемое бездействие заключается в том, что УФАС по Омской области уклоняется от совершения действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, по привлечению к административной ответственности за несоблюдение закона о рекламе.

Административный истец просит признать незаконным действия (бездействия) УФАС по Омской области, выразившиеся в отказе возбуждения дела в отношении ООО «Интенсив» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязать УФАС по Омской области привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ ООО «Интенсив» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Административный истец Середы А.А., его представитель по доверенности Горельшева С.В. в судебном заседании административный иск поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика УФАС по Омской области по доверенности Морозов А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Представитель заинтересованного лица ООО «Интенсив» по доверенности Друзюк Г.Г., в судебном заседании возражал против административных исковых требований.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 3 Кодекса административного судопроизводства РФ задачами административного судопроизводства являются в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" установлено, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно приказу ФАС России от 23.11.2012 N 711/12 «Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", зарегистрированному в Минюсте России 27.05.2013 N 28533, исполнение государственной функции осуществляется Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами (далее вместе - антимонопольный орган). Непосредственное рассмотрение дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляет Комиссия по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) под руководством Председателя Комиссии.

Предметом государственного надзора является соблюдение законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - законодательство о рекламе) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Антимонопольным органом возбуждаются и рассматриваются дела: по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, вышеназванным Административным регламентом предусмотрены, сроки исполнения государственной функции, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, порядок рассмотрения заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно п. 2.16 Административного регламента антимонопольный орган рассматривает заявление и материалы в течение одного месяца со дня их подачи.

Датой подачи заявления и материалов является дата их регистрации в антимонопольном органе. Заявления и материалы регистрируются в антимонопольном органе в течение трех дней со дня их поступления (п. 2.17 Административного регламента).

Согласно п. 2.18 Административного регламента, в случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств, а также в случае направления территориальным органом ФАС России в ФАС России ходатайства, предусмотренного пунктом 5 Правил, вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на один месяц.

О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной или электронной форме заявителя (п. 2.19 Административного регламента).

В соответствии с п. 2.20. Административного регламента общий срок рассмотрения заявления и материалов составляет два месяца и исчисляется со дня их подачи в антимонопольный орган.

В силу п. 3.1 Административного регламента, исполнение антимонопольным органом государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждение дела; передача дела по подведомственности; рассмотрение дела, возбужденного по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; информирование заявителей и лиц, участвующих в деле, о решениях, принятых антимонопольным органом.

Согласно п. 3.3 Административного регламента заявитель - юридические и (или) физические лица, подавшие в антимонопольный орган заявление, прокурор, направивший в антимонопольный орган представление, органы государственной власти и органы местного самоуправления, направившие в антимонопольный орган обращение (далее - заявление).

Заявитель вправе подать заявление и материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа (п. 3.4 Административного регламента).

Согласно п. 3.18 Административного регламента по итогам рассмотрения заявления в соответствии с пунктом 3.17 настоящего Регламента Исполнитель готовит один из следующих документов: проект письма заявителю об отказе в возбуждении дела; проект письма заявителю о продлении срока рассмотрения заявления; проект служебной записки руководителю антимонопольного органа о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Исполнитель готовит проект письма заявителю об отказе в возбуждении дела, в том числе, если при рассмотрении заявления установлен один из следующих фактов: рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа; отсутствуют признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (п. 3.19 Административного регламента).

Согласно п. 3.20 Административного регламента исполнитель готовит проект письма заявителю о продлении срока рассмотрения заявления в случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Пунктом 3.63 Административного регламента предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня установления хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пункте 3.19 настоящего Регламента, Исполнитель осуществляет подготовку проекта письма заявителю об отказе в возбуждении дела.

В судебном заседании установлено, Середы А.А.ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФАС по Омской области с жалобой в форме электронного документа о привлечении ООО «Интенсив» к административной ответственности за нарушение законодательства российской Федерации о рекламе, которое было зарегистрировано антимонопольным органом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Омской области уведомило Середы А.А. о том, что по фактам, указанным в обращении, Омским УФАС России проводится проверка на предмет наличия либо отсутствия в распространенной рекламе признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Срок рассмотрения заявления Середы А.А. продлен на один месяц, о результатах проверки он будет проинформирован дополнительно (л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Омской области направило Середы А.А. письменный ответ, согласно которому административный ответчик не усматривает в действиях ООО «Интенсив» признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и уведомляет об отказе в возбуждении дела. Также Середы А.А. разъяснено, что если им будет представлена информация, свидетельствующая об иных местах и способах распространения рекламы о проведении акции «Найди свой пляж», за исключением распространения такой информации на официальном сайте производителя товаров «FА», Омским УФАС России будут приняты меры соответствующего реагирования. Кроме того, Середы А.А. уведомлен, что его заявление направлено в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве для проведения проверки действий ООО «Интенсив» при проведении акции «Найди свой пляж» на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей и рассмотрения по существу (л.д. 39-40).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения сроков обращения в суд возложена на лицо, обратившееся в суд, а обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложена на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Анализируя вышеизложенные нормы законодательства, а также обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком УФАС по Омской области в рамках своих полномочий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", и в соответствии с нормами Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утвержденного Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе по обращению административного истца, по результатам которой принято соответствующее решение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца действиями (бездействием) административного ответчика, в связи с чем, административное исковое заявление Середы А.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 -177, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Середы А.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Согласовано к размещению на сайт