ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8615/20 от 13.10.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-8615/2020

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 13 октября 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кувшинова Александра Юрьевича к Федеральному агентству воздушного транспорта об оспаривании приказа об аннулировании свидетельства коммерческого пилота,

установил:

Истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику, указав, что приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ____ аннулировано свидетельство коммерческого пилота от ____, выданное Кувшинову А.Ю.. Как следует из п.1 приказа, аннулирование свидетельства обусловлено указанием недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала. Считает, что оспариваемый приказ противоречит действующему законодательству и подлежит отмене как незаконный. Истцом все необходимые документы при подаче заявления на выдачу пилотского свидетельства были предоставлены, достоверность предоставленных документов и сведений у ответчика сомнений не вызывала. Для подтверждения указанного практического опыта истцом были предоставлены копии летных книжек, подтверждающих приобретение летного опыта в объеме 200 часов. У ответчика отсутствовало право на аннулирование свидетельства. Действия ответчика по аннулированию свидетельства противоречат нормам действующего законодательства и нарушают права истца по осуществлению трудовой функции в авиакомпаниях РФ на должностях летного состава. В связи с чем, истец просит признать незаконным и отменить оспариваемый приказ и обязать ответчика исключить из Федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» отметки об аннулировании свидетельства коммерческого пилота от ____, выданного Кувшинову А.Ю..

В судебном заседании истец и его представитель Миролевич А.В. административный иск поддержали и просят удовлетворить.

Представитель административного ответчика Чалеева Б.О. с иском не согласилась, указав на необоснованность исковых требований.

Представители заинтересованных лиц Министерства транспорта РФ, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», АО «Авиакомпания «Якутия», НОУ «Первый Московский Областной аэроклуб Московского областного Совета ДОСААФ России», ООО «Авиационный комплекс «Руза» - Авиационный учебный центр гражданской авиации Авиационная школа «Гамаюн», ДОСААФ России, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились. Представитель ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» Ефремов И.В. просит рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения явившихся сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Ранее, представитель НОУ «Первый Московский Областной аэроклуб Московского областного Совета ДОСААФ России» Федченко В.В. в своем отзыве от 16.11.2018 г. указал, что иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку у ответчика отсутствует полномочия об аннулировании ранее выданного свидетельства. В силу положений абз.1 ч.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. При это, в соответствии с абз.2 вышеуказанной нормы права, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программа устанавливаются федеральными авиационными правилами. В момент получения образования истцом такие правила отсутствовали. В отсутствие такого ФАПа, Росавиация не имеет права заявлять о недопустимости заочной формы при обучении пилотов коммерческой авиации. В связи с отсутствием указанного нормативного правового акта, следует руководствоваться положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки 161000 Аэронавигация (квалификация (степень) «бакалавр»), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2009 г. №793. Как следует из раздела III ФГОСа, обучение по профилю «Летная эксплуатация воздушных судов» направления подготовки ____ «Аэронавигация» и «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» по профилю ____ «Инженер» допускается по очной, очно-заочной и заочной форме обучения. В связи с чем, указание ответчиком на порочность образования, полученной по заочной форме, противоречит действующему законодательству. Обязательным условием принятия на заочную форму обучения в СПб ГУ ГА является наличие действующего пилотского свидетельства. Пилотское свидетельство обеспечивает получение необходимых пилотских навыков и налета. На момент поступления в СПб ГУ ГА у истца имелось пилотское свидетельство, которое позволяло обучаться на заочной форме. Часть 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ указывает на возможность допуска к управлению гражданскими воздушными судами пилотов-любителей, имеющих соответствующий уровень навыков. В ходе обучения в СПб ГУ ГА истцом получен необходимый для получения свидетельства коммерческого пилота практический опыт. На момент обращения с заявлением о выдаче свидетельства коммерческого пилота у истца имелся налет в объеме, превышающем 200 часов.

Аналогичную позицию в своем отзыве от 22.11.2018 г. занял представитель АО «Авиакомпания «Якутия» Саввина Т.В.

Представитель Министерства транспорта РФ Кашин Д.Н. в отзыве от 23.11.2018 г. указал, что согласно п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 №670 указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах. Однако позицию по иску, об удовлетворении его или нет, не высказал.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как видно из материалов дела, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ____-П аннулировано свидетельство коммерческого пилота от ____, выданное Кувшинову А.Ю.

Одним из доводов истца является отсутствие полномочий у ответчика на аннулирование указанного свидетельства.

В данном случае эти доводы не могут быть приняты судом в виду того, что Определением Конституционного Суда РФ от ____ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО2, ФИО3 и других на нарушение их конституционных прав пунктом 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» установлено, что в компетенцию Федерального агентства воздушного транспорта входит и аннулирование свидетельства, которое ошибочно выдано ранее.

Согласно ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Так, вышеуказанным Определением Конституционного Суда РФ установлено, что согласно пункту 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №396) государственным органом, уполномоченным на выдачу указанных свидетельств, является Федеральное агентство воздушного транспорта.

Полномочие по аннулированию соответствующего свидетельства предусмотрено пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации.

В силу указанного нормативного положения аннулирование ранее выданного свидетельства является безусловным последствием указания лицом, претендующим на получение свидетельства, недостоверных сведений и (или) использование им подложных документов, т.е. связано с недобросовестными действиями лица и недействительностью представленных им документов.

Согласно названным Правилам полномочие по выявлению в документах недостоверных сведений и (или) подложных документов реализуется государственным органом, выдающим соответствующие свидетельства (пункт 14). Следовательно, в компетенцию данного органа входит и аннулирование свидетельства, которое ошибочно выдано ранее. Вывод о том, что полномочием по аннулированию ранее выданных свидетельств обладает государственный орган, уполномоченный на выдачу таких свидетельств, следует также из того, что данное полномочие предусмотрено посвященным порядку выдачи свидетельств пунктом 8 указанных Правил. Иное же истолкование привело бы к безосновательному допуску к полетам лиц, не имеющих на это законного права, и нарушению прав и законных интересов иных граждан Российской Федерации.

Из оспариваемого приказа следует, что на основании подпунктов 5.4.2 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, свидетельство коммерческого пилота от ____, выданное Кувшинову А.Ю., аннулировано за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельства авиационного персонала, с внесением соответствующей отметки об аннулировании свидетельства авиационного персонала гражданской авиации в федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала».

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 04.04.2006 г. №18 утвержден Регламент Федерального агентства воздушного транспорта.

Так, согласно п.3.4 указанного Регламента подготовленные приказы, распоряжения должны соответствовать законодательству Российской Федерации, нормативным актам Министерства, иных федеральных органов исполнительной власти, ранее принятым актам Агентства, если документ не предусматривает их отмену или изменение.

В соответствии с п.3.6 Регламента в констатирующей части приказа кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа, а также содержатся ссылки на федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иные акты, в соответствии с которыми он подготовлен.

Однако из оспариваемого приказа невозможно установить какие факты и события послужили основанием для издания данного приказа, в частности какие недостоверные сведения были предоставлены истцом для получения свидетельства коммерческого пилота.

Лишь только в письменном отзыве представитель ответчика указывает основания для издания оспариваемого приказа.

Под недостоверными сведениями понимаются сведения, не соответствующие действительности.

В силу статьи 52 Кодекса к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала (пункт 1).

Согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденному приказом Минтранса России от 4 августа 2015 года №240, пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель входят в состав летного экипажа гражданской авиации.

Подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункты 2 и 4 статьи 54 Воздушного кодекса РФ).

Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов авиационного персонала осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям авиационных правил, и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 8 Кодекса).

К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 1.1 статьи 53 Кодекса).

Из этого исходят Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года №670 (далее - Правила, утвержденные постановлением от 6 августа 2013 года №670), говоря о том, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Как видно из изложенного, Воздушный кодекс Российской Федерации, рассматривая профессиональную подготовку в качестве объективного критерия правового статуса лиц из числа летного экипажа согласно Перечню (пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), летчик-наблюдатель), не раскрывает непосредственно содержание профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка как правовая категория, как объект правового регулирования, как образовательная функция урегулирована ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-I «Об образовании». Согласно этому закону она имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (статья 21).

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» термин «профессиональная подготовка» заменен иным термином «профессиональное обучение».

В силу статьи 2 данного федерального закона профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий (пункт 13).

Статья 73 данного федерального закона, определяя целевую направленность профессионального обучения, устанавливает, что оно направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, получение этими лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1);

под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевшим профессии рабочего или должности служащего (часть 2);

под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (часть 3);

под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности без повышения образовательного уровня (часть 4);

профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством в качестве структурных подразделений юридических лиц (часть 6);

продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8).

По смыслу статей 195.1, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Установленные другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Применительно к профессиональной деятельности лиц из числа летного экипажа роль профессионального стандарта выполняют Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №147, разработанные в соответствии со статьей 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу»).

Согласно п.5.2.1 и 5.2.2 ранее действовавшего Положения о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденного Министром гражданской авиации СССР 19.12.1988 г. №44/И, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:

лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» (специализация «пилот»);

пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;

пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.

Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.

Из представленных документов следует, что с 1987 г. по 1992 г. истец проходил обучение по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации, пройдя полный курс обучения. По окончании истец получил диплом с присвоением квалификации «инженер-штурман».

Согласно справки НОУ «Первый Московский Областной аэроклуб Московского областного Совета ДОСААФ России» от ____ истец прошел теоретический курс первоначальной летной подготовки на самолете Як-18т с ____ по ____, и на самолете Ан-2 с ____ по ____ с ежегодной сдачей зачетов и летную практику в период с ____ г. по ____ г.. Общий налет составляет 241 час..

Как видно, истец прошел первоначальную летную подготовку в образовательном учреждении – аэроклубе ДОСААФ России, которая в силу ст.22 Воздушного кодекса РФ относится к государственной авиации, используемой для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, то есть к другому ведомству.

После этого, прошел обучение в сертифицированных авиационных учебных центрах гражданской авиации.

В соответствии с ранее действовавшим приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 №23 «О введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров» подготовку пилотов коммерческой авиации осуществляли негосударственные образовательные учреждения и учебно-летные центры.

Так, с ____ по ____ истец прошел обучение в АУЦ ГА «Авиационная школа «Гамаюн» по программе «Курсы повышения квалификации пилотов ВС АН-2», получив свидетельство об окончании. В рамках обучения прошел летную проверку.

____ истец прошел обучение в АУЦ ЯАТУ ГА (колледж) филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе «Авиационная безопасность».

____ истец прошел краткосрочное обучение в АУЦ ЯАТУ ГА (колледж) филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе «Человеческий фактор».

С ____ по ____ истец как пилот прошел обучение в АУЦ ЯАТУ ГА (колледж) филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе КПК пилотов ВС DHC-8 Q-400 и получил удостоверение о повышении квалификации.

С ____ по ____ истец обучался в АНО ДПО «С7 Тренинг» по программе «Курс теоретической подготовки летного состава к выполнению полетов в системе зональной навигации PBN».

____ Кувшинов А.Ю. окончил ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» квалификация «аэронавигация», профиль «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов».

____ истец прошел подготовку по курсу «Ежегодная АСП ВС BOMBARDIER DASH-8 Q-400» в АУЦ АО «Авиакомпания «Аврора», получив сертификат .

С ____ по ____ истец как пилот прошел обучение в АУЦ ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе КПК пилотов ВС DHC-8 Q-400 и получил удостоверение о повышении квалификации.

____ истец прошел обучение с использованием АОС по программе курса повышения квалификации «Поддержание квалификации летного состава воздушного судна DHC-8 и его модификации» в АУЦ АО «Авиакомпания «Аврора».

Согласно удостоверения АО «Авиакомпания «Аврора» АУЦ истец ____ прошел обучение по программе «Ежегодная аварийно-спасательная подготовка членов летного экипажа ВС DHC-8 SERIOS 100/200/300/400».

С ____ по ____ истец прошел подготовку членов летных экипажей на ВС Боинг 737 NG в АУЦ «Северный ветер».

____ истец прошел самостоятельную подготовку по программе курса повышения квалификации «Подготовка членов летных экипажей в области человеческого фактора и CRM (управление ресурсами экипажа)» в ЧОПУ «Авиационная школа Аэрофлота» (сертификат (свидетельство) АУЦ , выданный Федеральным агентством воздушного транспорта ____).

Согласно удостоверения Частного учреждения дополнительного профессионального образования «Авиационный учебный центр «Северный ветер» истец с ____ по ____ прошел обучение по программе «Программа подготовки членов летных экипажей на ВС Боинг-737 NG» с подготовкой на тренажере FFS (летная подготовка пилотов, имеющих опыт полетов на ВС оборудованных «стеклянной кабиной» типа «Glass cockpit», налет часов в двухместном составе экипажа не менее 1 000 часов). Указанное учреждение имеет сертификат АУЦ от ____.

С ____ по ____ истец прошел обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Водная аварийно-спасательная подготовка членов экипажа воздушных судов гражданской авиации», утвержденной ____ в Авиационном учебном центре ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (сертификат АУЦ от ____).

____ истец прошел обучение по курсу «Перевозка опасных грузов воздушным транспортом» в ЧПОУ «Авиационная школа Аэрофлота», которое имеет сертификат (свидетельство) органа по сертификации на право обучения от ____.

Истцу неоднократно выдавались свидетельства коммерческого пилота гражданской авиации с ____ года, которые не были аннулированы.

____ истцу вновь было выдано свидетельство коммерческого пилота . Указанное свидетельство было выдано по представлению генерального директора АО «Авиакомпания «Якутия» на замену свидетельства в связи с внесением квалификационных отметок. К представлению были приложены документы об обучении, карта психофизиологического обследования, медицинское заключение, результаты тестирования на определение уровня владения английским языком, справка о налете и предыдущее свидетельство коммерческого пилота.

Согласно п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства. Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы. Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.

Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года №147 и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (пункт 1.3 ФАП №147).

В соответствии с подпунктами «а", "б" пункта 4.3 ФАП №147 обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна «самолет» должен иметь налет на самолете не менее 200 часов или 150 часов в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 часов налета на тренажере; а также должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов в определенных областях.

Распоряжением Росавиации от 02.08.2006 №АЮ-241-р, действовавшим до издания Приказа Росавиации от 18 августа 2017 года №675-П, утверждена Программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации.

Программа предназначалась для подготовки пилотов коммерческой авиации, не имеющих предшествующего летного опыта, и являлась базой, на основании которой должны разрабатываться курсы учебно-летной подготовки и методические рекомендации по выполнению полетов на конкретных типах самолетов.

Из указанного распоряжения следует, что ректору ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» поручено провести подготовительные мероприятия и организовать с 01.09.2006 подготовку пилотов коммерческой авиации с использованием утвержденной программы, для чего разработать и представить на утверждение в Управление кадровой и административной деятельности программы (курсы) подготовки пилотов коммерческой авиации, учитывающие особенности подготовки и типы используемых учебных воздушных судов.

Указанные программы ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» были разработаны и утверждены Росавицией. В настоящее время с 2018 года также утверждена согласованная программа обучения коммерческих пилотов, что следует из общедоступной информации на сайте АУЦ ФГБОУ ВО СПбГУ ГА https://ftc-uca.ru/cloud/index.php/s/BQq6fbfbfMSS2Qx.

Приказом Росавиации от 26.10.2009 №476 «Об утверждении программы теоретического обучения пилота коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации» ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» было предписано проводить профессиональную переподготовку по утвержденным программам лиц из числа выпускников высших (средних) технических учебных заведений до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации (самолет).

Как было выше указано, истец прошел заочное обучение в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» и в ____ году получил диплом бакалавра по направлению подготовки ____ «Аэронавигация», успешно прошел государственную итоговую аттестацию. Из представленного диплома следует, что направленность (профиль) образовательной программы «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов». Пройдено ускоренное обучение по образовательной программе. Часть образовательной программы в объеме 46 зачетных единиц освоена в Кировоградском высшем летной училище гражданской авиации, в Первом Московском Областном аэроклубе Московского областного совета Российской оборонно-спортивной технической организации, в ООО «Авиационный комплекс «Руза» Авиационный центра гражданской авиации «Авиационная школа «Гамаюн».

Согласно п.2 ч.1 ст.34 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции на момент окончания обучения истца) обучающимся предоставляются академические права на:

обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, обучение истца проводилось по согласованной ответчиком программе обучения коммерческих пилотов. Образовательным учреждением были зачтены часть образовательной программы в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и время налета, обучение на тренажерах.

Полученный истцом диплом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» является документом, свидетельствующим о профессиональной подготовке специалистов авиационного персонала по программа подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации независимо от формы обучения.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не проходил первоначальную учебно-летную подготовку, позволяющую выпускнику при ее прохождении и завершении обучения, претендовать на присвоение квалификации коммерческого пилота, суд считает несостоятельными, поскольку ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» были учтены программы обучения других образовательных учреждений.

В соответствии со ст.ст.10, 12, 17, 85 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» высшее образование – бакалавриат в Российской Федерации признается федеральным законодателем как один из уровней профессионального образования и может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность как в очной, очно-заочной, так и заочной форме.

При этом применительно к подготовке специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажа судов ограничений на заочную форму обучения при получении высшего профессионального образования не установлено.

Истец на момент поступления в ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», так и в период обучения в вузе, имел необходимый стаж, опыт практической работы по профилю подготовки, обладал свидетельством коммерческого пилота гражданской авиации, в связи с чем ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» вправе засчитать в качестве учебной и производственной практики профессиональную деятельность, что и было сделано вузом.

Содержание статей 52-56, 67 Воздушного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 06.08.2013 г. №670, Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 12.08.2008 г. №147, устанавливающих требования к получению свидетельства пилота коммерческой авиации, позволяет сделать вывод, что свидетельство коммерческого пилота подтверждает квалификацию пилота на воздушном судне конкретного класса и типа по результатам дополнительной проверки, это допуск к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна на воздушном судне конкретного класса и типа, к полетам на котором допущен пилот; в свидетельстве могут вноситься и дополнительные квалификационные отметки: о праве выполнения ночных полетов, полетов по приборам, о праве работы только вторым пилотом, о праве работы пилотом-инструктором, владение английским языком. Свидетельство действует бессрочно, за исключением случаев, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.

Из представления в ТКК С(Я) МТУ ВТ ФАВТ для внесения в свидетельство квалификационной отметки «Самолет многодвигательный сухопутный Боинг-737 (600-900) – второй пилот ВС» следует, что истец имеет общий налет ___ часов, на тренажере ___ часов, из них по типам ЯК-18 – ___ часов, Ан-2 – ___ часа, Dash-8 Q400 – ___ часов, самостоятельный налет – ___ часов.

Часы налета подтверждаются представленной летной книжкой.

Доказательства, свидетельствующие о том, что административный истец получил свидетельство коммерческого пилота на основании поддельных документов или недостоверных сведений, суду не предоставлены. Сведения, которые были предоставлены для получения свидетельства коммерческого пилота являются достоверными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить приказ Федерального агентства воздушного транспорта от ____ об аннулировании свидетельства коммерческого пилота от ____, выданного Кувшинову Александру Юрьевичу.

Обязать Федеральное агентство воздушного транспорта исключить из Федеральной государственной информационной системы «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала» отметки об аннулировании свидетельства коммерческого пилота от ____, выданного Кувшинову Александру Юрьевичу

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья ___ М.В. Макаров

___

___

___