ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8617/16 от 07.11.2016 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2а-8617/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 ноября 2016 года

Приволжский районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи Миннегалиевой Р.М.,

при секретаре Яруллиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению нотариуса Бугульминского нотариального округа РТ ФИО1 к МРИ ФНС России № 18 по РТ об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице и обязании устранить нарушения путем регистрации внесения изменений,

УСТАНОВИЛ :

Нотариус Бугульминского нотариального округа РТ ФИО1 обратился в суд с административным иском к МРИ ФНС России № 18 по РТ о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, обязании устранить нарушение прав и законных интересов Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ путем регистрации внесения изменений в сведения о данном юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом МРИ ФНС России № 18 по РТ по защищенным каналам сети Интернет с использованием квалифицированной электронной подписи были переданы документы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ для внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы, полученные регистрирующим органом ДД.ММ.ГГГГ за входящим . Решением от ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС России № 18 по РТ отказала в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице. Отказ мотивирован тем, что среди представленных на регистрацию документов отсутствует заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с действующим законодательством. МРИ ФНС России № 18 по РТ полагает, что заявление считается не представленным, так как в представленном на регистрацию заявлении нотариус свидетельствует подлинность подписи В.А.А. в качестве директора Станции детского и юношеского туризма и экскурсий, тогда как В.А.А. является директором Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ. Административный истец считает указанное решение незаконным по следующим основаниям. Удостоверительная надпись верности подписи на заявлении о государственной регистрации совершена нотариусом в соответствии с формой № 56, утвержденной приказом Министерства Юстиции России № 99 от 10 апреля 2002 года (в редакции от 30 декабря 2014 года) «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах». Фамилия, имя, отчество представителя юридического лица указаны в произведенной нотариусом удостоверительной надписи полностью в родительном падеже (В.А.А.), а наименование юридического лица с использованием его сокращенного фирменного наименования – ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий. Юридическое лицо - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ имеет сокращенное наименование – ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий, что подтверждается его уставом и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Сокращенное наименование указано нотариусом в удостоверительной надписи. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на использование сокращенного наименование в удостоверительной надписи. Из оспариваемого решения МРИ ФНС России № 18 по РТ усматривается, что нотариус совершил нотариальное действие – свидетельствование подлинности подписи представителя юридического лица не в соответствии с законом, что дает повод для привлечении нотариуса к имущественной ответственности, согласно статье 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обжаловал решение МРИ ФНС России № 18 по РТ в Управление ФНС по РТ. Данная жалоба была получена Управлением ФНС по РТ ДД.ММ.ГГГГ. Решением Управления ФНС по РТ от ДД.ММ.ГГГГ данная жалоба была оставлена без удовлетворения. При отказе в удовлетворении жалобы Управление ФНС по РТ сослалось на нечитаемость удостоверительной надписи нотариуса, что не позволило определить фамилию, имя, отчество нотариуса, наименование нотариального округа, а также города (села, поселка, района, края, области, республики). Однако МРИ ФНС России № 18 по РТ на указанное обстоятельство в оспариваемом решении не ссылалась, напротив из содержания решения следует, что регистрирующий орган смог прочесть удостоверительную надпись нотариуса.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика – МРИ ФНС России № 18 по РТ в судебное заседание явилась, с требованиями не согласилась.

Представитель заинтересованного лица – Управления ФНС по РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен (л.д. 97).

Представитель заинтересованного лица – Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором выражает согласие с заявленными требованиями и просит рассмотреть дело в его отсутствие <данные изъяты>

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее - регистрирующий орган).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в МРИ ФНС России № 18 по РТ от нотариуса Бугульминского нотариального округа РТ ФИО1 по электронным каналам связи поступили документы Муниципальномго бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ для внесения изменений в сведения о юридическом лице.

Решением МРИ ФНС России № 18 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении изменений в сведения о юридическом лице Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Отказ мотивирован тем, что заявление считается не представленным, так как в представленном на государственную регистрации заявлении нотариус свидетельствует подлинность подписи В.А.А. в качестве директора Станции детского и юношеского туризма и экскурсий, тогда как В.А.А. является директором Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с жалобой в порядке подчиненности в Управление ФНС по РТ на вышеуказанное решение МРИ ФНС России № 18 по РТ.

Решением Управления ФНС по РТ от ДД.ММ.ГГГГ жалоба нотариуса Бугульминского нотариального округа РТ ФИО1 оставлена без удовлетворения.

При рассмотрении жалобы Управлением ФНС по РТ выявлена причина, являющаяся основанием для отказа в государственной регистрации, а именно: в представленном заявлении о государственной регистрации штамп удостоверительной надписи нотариуса не читаем, удостоверительная надпись не позволяет определить фамилию, имя, отчество нотариуса, наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа, а также город (село, поселок, район, край, область, республика). С учетом изложенного, не представляется возможным определить, что подлинность подписи директора юридического лица, а также его полномочия выступать в качестве заявителя от имени юридического лица, нотариусом подтверждены.

При этом, указанным решением Управления ФНС по РТ установлено, что по сведениям, содержащимся в регистрационном деле юридического лица и Едином государственном реестре юридических лиц, сокращенное наименование юридического лица, в отношении которого представлены документы, – ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий. В представленном заявлении о государственной регистрации по форме № Р13001 в удостоверительной подписи нотариуса указано сокращенное наименование юридического лица, что не нарушает требований к оформлению документов по форме № 56, установленных при засвидетельствовании подлинности подписи представителя юридического лица.

Согласно ч. 3 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами.

Как предусмотрено п. 21 Приказа Министерства финансов Российской Федерации № 87н от 22 июня 2012 года «Об утверждении административного регламента представления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 и пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ для предоставления государственной услуги по государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в инспекцию по месту нахождения юридического лица представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ;

решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением. В случае, если предусмотренные настоящим пунктом документы направлены в инспекцию в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, предусмотренные настоящим пунктом изменения или учредительные документы в электронной форме направляются в одном экземпляре.

Согласно п. а ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.

В соответствии с п. 5 ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариусы совершают следующие нотариальные действия: свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Согласно ст. 46 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате удостоверительные надписи совершаются при удостоверении сделок, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах, верности перевода документов с одного языка на другой, при удостоверении времени предъявления документов на соответствующих документах.

Пунктом 5 Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 91, установлено, что удостоверительные надписи совершаются, а свидетельства выдаются в соответствии со статьями 46, 51 Основ по формам, установленным Министерством юстиции Российской Федерации. Удостоверительные надписи и свидетельства заверяются подписью нотариуса с приложением его печати.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

На основании ч. 3 ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Оспариваемым решением налоговым органом отказано во внесении изменений в сведения о юридическом лице в связи с тем, что в удостоверительной подписи нотариуса указано сокращенное наименование юридического лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ имеет сокращенное наименование – ФИО2 детского и юношеского туризма и экскурсий. Директором данного учреждения является В.А.А.

Нормами действующего законодательства не предусмотрен запрет на использование сокращенного наименования юридического лица при обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Следовательно, вынесенное МРИ ФНС России № 18 по РТ решение является незаконным.

Довод представителя административного ответчика о том, что нотариус является ненадлежащим административным истцом по настоящему делу, его права обжалуемым решением не нарушаются, суд находит необоснованным.

В силу ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, если иное не установлено настоящей статьей.

Нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.

Государство несет ответственность за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

По смыслу действующего законодательства неверное удостоверение подлинности подписи нотариусом может служить основанием для его привлечения к имущественной ответственности, соответственно, он вправе оспаривать решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении на административного ответчика обязанности осуществить регистрацию изменений суд не находит, по следующим основаниям.

В соответствии с формой № 56, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 99, удостоверительная надпись нотариуса должна содержать следующие сведения: город (село, поселок, район, край, область, республика); дату (число, месяц, год) прописью; фамилию, имя, отчество нотариуса (наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа), должность, наименование юридического лица; фамилию, имя, отчество представителя, подписавшего документ; печать и подпись нотариуса.

Изложенные в решении Управления ФНС по РТ выводы о нечитаемости штампа удостоверительной надписи нотариуса нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, что препятствует проведению регистрации изменений в сведения о юридическом лице.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, вынесенное МРИ ФНС России № 18 по Республике Татарстан.

В удовлетворении требований о возложении обязанности устранить нарушения путем регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице – Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станции детского и юношеского туризма и экскурсий Бугульминского муниципального района РТ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.

Судья Приволжского

районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.