Дело № 2а-8623/2016
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 21 декабря 2016 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Матвеевой Г.Р., с участием представителя административного истца Тиуновой М.А., заинтересованного лица Закировой Д.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свердловской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании распоряжения о ликвидации,
УСТАНОВИЛ:
Свердловская территориальная организация Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза (далее – Областной комитет профсоюза) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее – Главное управление), в обоснование которого указал, что Первичная профсоюзная организация Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Профсоюз) была создана в январе 1995 года, являлась членской организацией, состояла на профсоюзном учете в Свердловской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры. Профсоюз как юридическое лицо имел свой расчетный счет, открытый в ОАО «УБРиР». Члены Профсоюза ежемесячно из своей заработной платы перечисляли взносы на расчетный счет в размере 1% от заработной платы. Протоколом № 1 общего собрания профсоюза от 28 октября 2014 года было принято решение о полном переходе Профсоюза на расчетно-кассовое обслуживание в Областной комитет, с 01 ноября 2014 года взносы стали перечисляться на расчетный счет обкома профсоюза. 19 ноября 2014 года общим собранием Профсоюза было принято решение о ликвидации организации как самостоятельного юридического лица, назначении ликвидатором Закирову Д.В., об уведомлении Главного управления Минюста России по Свердловской области о начале процедуры ликвидации. 13 апреля 2015 года общим собранием профсоюза утвержден промежуточный ликвидационный баланс, а 20 апреля – ликвидационный баланс. Активы, обязательства, резервы и капитал отсутствовали. 13 мая 2015 года Минюст принял распоряжение о ликвидации Профсоюза. 29 апреля 2016 года истцу стало известно, что после ликвидации Профсоюза остался не закрыт расчетный счет, на который перечислялись взносы. Вопрос об остатках денежных средств не решен. Считает, что Минюст не мог принять распоряжение о ликвидации, поскольку ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения. Распоряжение от 13 мая 2015 года является незаконным. 28 июля 2016 года истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области, но дело было прекращено в связи с неподведомственностью. Просит признать незаконным распоряжение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области от 13 мая 2015 года № 672-Р.
В судебном заседании представитель административного истца Тиунова М.А., действующая на основании доверенности от 15 сентября 2016 года, требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Считает, что Минюст незаконно вынес распоряжение на основании документов, которые содержат недостоверные сведения. Ликвидационный баланс представили нулевым, о данном счете не знали. Факт наличия счета был установлен позже. Ответчик не имел полномочий о нем узнать. Минюст также не отвечает за действия ликвидатора.
Заинтересованное лицо Закирова Д.В. в судебном заседании пояснила, что она являлась ликвидатором Профсоюза. Предоставила те сведения, которые являлись недостоверными.
Административный ответчик представил отзыв на административное исковое заявление, согласно которому требования истца являются необоснованными. Закон не обязывает регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов. Доводы истца, что Минюст незаконно принял ликвидационный баланс как содержащий недостоверные сведения, являются несостоятельными. Просит в иске отказать.
Представитель административного ответчика Снигирёва М.В., действующая на основании доверенности от 27 января 2016 года, направила ходатайство о рассмотрении иска без участия административного ответчика. Явка ответчика обязательной не признавалась. Судом с учетом мнения административного истца определено рассматривать дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
13 мая 2015 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области вынесло распоряжение № 672-р о государственной регистрации юридического лица Профсоюзной организации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с его ликвидацией /л.д. 127/.
Указанное распоряжение оспаривается административным истцом как незаконное, в обоснование требования указано, что Главное управление приняло данное распоряжение на основании ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2014 года в Главное управление поступило уведомление и документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора Закировой Д.В. Профсоюза. 19 декабря 2014 года Главным управлением по результатам рассмотрения представленных документов принято решение о внесении изменений в сведения о Профсоюзе.
30 апреля 2015 года в Главное управление представлены уведомление и документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса Профсоюза. Промежуточный ликвидационный баланс утвержден общим собранием Профсоюза 13 апреля 2015 года, согласно балансу у Профсоюза отсутствуют внеоборотные и оборотные активы, капиталы и резервы, а также долгосрочные и краткосрочные обязательства.
07 мая 2015 года Главным управлением принято решение о внесении изменений в отношении Профсоюза в Единый государственный реестр юридических лиц.
12 мая 2015 года в Главное управление представлены уведомления и документы для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации Профсоюза, в том числе ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием Профсоюза 20 апреля 2015 года. Согласно утвержденного ликвидационного баланса у Профсоюза отсутствуют внеоборотные и оборотные активы, капиталы и резервы, а также долгосрочные и краткосрочные обязательства.
При этом в соответствии со справкой ПАО «Уральский банк реконструкции и развития» от 31 октября 2016 года, остаток денежных средств на расчетном счете Профсоюзного комитета Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования составляет *** /л.д. 159/.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В силу п. 1, 3, 4 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с п. 1, 2, 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Материалами дела подтверждается, что ликвидатор своей подписью в заявлении о ликвидации удостоверил, что соблюден установленный порядок ликвидации Профсоюза, расчеты с его кредиторами завершены.
Факт утверждения ликвидационного баланса в том виде, в котором он был представлен в регистрирующий орган, общим собранием Профсоюза, а также подпись в ликвидационном балансе ликвидатора свидетельствовали о достоверности содержащихся в нем сведений.
Законодательно установленной обязанности у Главного управления как регистрирующего органа проверить сведения, содержащиеся в утвержденном ликвидационном балансе, не имеется. За действия ликвидатора Главное управление ответственности не несет.
При этом в ст.ст. 24 и 25 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлена ответственность: за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 настоящего Федерального закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного настоящим Федеральным законом, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации; за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Главное управление действовало в пределах своих полномочий, оснований для признания распоряжения от 13 мая 2015 года № 672-р незаконным не имеется. Административные исковые требования Областного комитета профсоюза удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административные исковые требования Свердловской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры Областной комитет профсоюза к Главному управлению Министерства Юстиции Российской Федерации по Свердловской области об оспаривании распоряжения о ликвидации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт