ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-862/2016 от 20.05.2016 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-862/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2016 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего-

судьи Томского районного суда Томской области Стереховой С.А.,

при секретаре Пасевине А.Д.,

с участием:

административного истца ФИО1,представителя административного ответчика ФИО2,рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 2а-862/2016 по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Администрации Заречного сельского поселения о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, обязании устранить допущенные нарушения, разрешить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по существу,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Администрации Заречного сельского поселения о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, обязании Администрации Заречного сельского поселения устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 административные исковые требования изменила, просила признать незаконным отказ Администрации Заречного сельского поселения в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, обязании Администрации Заречного сельского поселения устранить допущенные нарушения, разрешить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по существу.

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Заречного сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Заречного сельского поселения было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине того, что в соответствии с генеральным планом Заречного сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Т-2 – зона сооружений и коммуникаций общественного и индивидуального транспорта (устройство улиц для движения общественного транспорта, прокладка инженерных коммуникаций). При этом не указано, какая часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне Т-2. Генеральный план муниципального образования «Заречное сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на координаты границ территориальных зон, нет ссылок на адресные ориентиры. Постановление об утверждении проекта межевания территории отсутствует. В период рассмотрения заявления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ изменения в генеральный план не вносились, проекты планировки и межевания на кадастровом плане территории не утверждались. Принадлежность испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне Ж-3 (зона малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства) установлена кадастровым инженером при составлении схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске. Дополнительно пояснила, что до настоящего времени территориальные зоны Заречного сельского поселения не координированы, а потому невозможно определить границы зон. Определить местоположение испрашиваемого земельного участка в определенной зоне возможно, в соответствии с заключением кадастрового инженера, только путем наложения графической части генерального плана на схему расположения земельного участка. Испрашиваемый ею земельный участок примыкает к дороге. Однако в соответствии с генеральным планом поселения ширина проезжей части составляет всего 6 метром, тогда как в правилах землепользования и застройки не указано, где в зоне Т-2 размещена дорога, от какого края следует отсчитывать расстояние. Схема содержит все параметры, дороги не изображены, поскольку они не поставлены на государственный кадастровый учет, межпоселковый газопровод учтен.

Представитель административного ответчика Администрации Заречного сельского поселения ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия один год, административные исковые требования не признал. В судебном заседании и в представленных суду письменных возражениях, за подписью главы Администрации Заречного сельского поселения ФИО3, сторона административного ответчика административные исковые требования ФИО1 сочла не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок находится на землях населенного пункта д.Кисловка, в территориальной зоне Т-2. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Заречное сельское поселение» являются действующим нормативным правовым актом, который устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории муниципального образования. Территориальная зона Ж-3 – зона малоэтажной жилой застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства. На схеме, представленной заявителем, не отражены надлежащим образом улицы (дороги). В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, а именно: утвержденные документы территориального планирования; правила землепользования и застройки; проекты планировки территории; землеустроительная документация; положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красные линии; сведения о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектах незавершенного строительства. Сопоставив представленную заявителем ФИО1 схему с данными публичной кадастровой карты с картографическим материалом генерального плана Заречного сельского поселения, определяется, что испрашиваемый земельный участок находится на пересечении внутрипоселковых улиц (дорог) в территориальной зоне Т-2 – зона сооружений и коммуникаций общественного и индивидуального транспорта (устройство улиц для движения общественного транспорта, прокладка инженерных коммуникаций).

Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, к решениям органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке административного судопроизводства, относятся решения, в результате которых, в том числе: нарушены права, свободы и законные интересы гражданина. При этом частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.

Согласно ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из пояснений ФИО1, ее права и законные интересы нарушены, так как отказ в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории препятствует ей реализовать ее право на аренду испрашиваемого земельного участка.

Согласно ст.11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ" полномочия по управлению и распоряжению земельными участками с 01 марта 2015 года перешли к городскому и сельскому поселениям.

Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В силу пп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктами 1,2 пункта 1 названной статьи предусмотрено: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8, ст. 11.10 п. 16 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена при несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 762 «ОБ утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков…», схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Заречного сельского поселения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на срок ДД.ММ.ГГГГ лет из земель поселений (земли населенных пунктов) с кадастровым номером расположенного по адресу: для ведения личного подсобного хозяйства, предоставив схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории .

Администрацией Заречного сельского поселения в предварительном согласовании земельного участка на основании п.п.1 п.8 ст.39.15, п.п.1 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказано (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). Указано, что в соответствии с Генеральным планом Заречного сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне Т-2 – Зона сооружений и коммуникаций общественного и индивидуального транспорта (устройство улиц для движения общественного транспорта, прокладка инженерных коммуникаций).

Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Таким образом, вопреки утверждению административного истца, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории должна соответствовать требованиям закона, требования к ее подготовке утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 762.

Вместе с тем, как следует из содержания представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка, при определении местоположения земельного участка, дороги и проезды не учтены, тогда как указание на наличие дорог и проездов содержит как генеральный план, так и правила землепользования и застройки Муниципального образования «Заречного сельского поселения Томского муниципального района Томской области Российской Федерации», утвержденные решением Совета Заречного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается генеральным планом, правилами землепользования и застройки Муниципального образования «Заречное сельское поселение», схемой сопоставления путем наложения данных публичной кадастровой карты на карту генерального плана Заречного сельского поселения с учетом схемы расположения испрашиваемого земельного участка, изготовленной кадастровым инженером ФИО5

Утверждение административного истца о том, что земельный участок располагается в зоне Ж-3, не может быть принято во внимание, поскольку опровергается названными выше документами, а именно графической частью генерального плана, правилами землепользования и застройки Муниципального образования «Заречное сельское поселение», схемой сопоставления путем наложения данных публичной кадастровой карты на карту генерального плана Заречного сельского поселения, а также схемой расположения испрашиваемого земельного участка, в соответствии с которыми испрашиваемая часть земельного участка располагается в Зоне Т-2, то есть в зоне сооружений и коммуникаций общественного и индивидуального транспорта (устройство улиц для движения общественного транспорта, прокладка инженерных коммуникаций).

Довод административного истца о том, что в соответствии с генеральным планом поселения проезжая часть дороги составляет 6 метров, тогда как согласно схеме сопоставления путем наложения, с учетом масштаба, зона Т-2 составляет примерно 25 метром, а потому земельный участок не может входить в зону Т-2, является необоснованным, поскольку в соответствии с правилами землепользования и застройки Муниципального образования «Заречное сельское поселение» ширина данной зоны составляет до 28 м.

В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения).

В соответствии с п.16 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 г. № 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", для обеспечения необходимых условий производства работ по содержанию автомобильных дорог дополнительно к границам полосы отвода, устанавливаемым по нормам отвода земель согласно приложениям №1 - 15 к настоящим нормам, с каждой стороны автомобильной дороги предусматриваются земельные участки шириной не менее 3 метров.

Таким образом, дорога содержит не только проезжую часть, но и другие элементы, в том числе Законом предусмотрена придорожная полоса. Кроме того, зона Т-2 предусматривает не только наличие дороги, но и наличие мест для прокладки инженерных коммуникаций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого Администрацией Заречного сельского поселения решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Учитывая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признан законным и обоснованным, оснований для обязания административного ответчика рассмотреть заявление административного истца не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд Томской области

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО8 к Администрации Заречного сельского поселения о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, обязании устранить допущенные нарушения, разрешить заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка по существу, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Томского районного суда С.А. Стерехова