РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2018 года город Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Исаковской Э.Л.,
при секретаре Карманниковой О.А.,
с участием помощника прокурора Советского района г.Тулы Глушкова С.Н.,
административного истца ФИО1,
представителя Участковой избирательной комиссии №2412 г.Тулы ФИО3 А
председателя территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административного дело №2а-862/18 по исковому заявлению ФИО1 к Участковой избирательной комиссии №2412, Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы об отмене решения об утверждении результатов выборов, о признании итогов выборов на избирательном участке № 2412 недействительными, об обязании УИК № 2412 провести итоговое заседание комиссии и принять решения о ручном пересчете бюллетеней на избирательном участке № 2412,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Участковой избирательной комиссии №2412, Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы об отмене решения об утверждении результатов выборов, мотивируя свои требования тем, что на прошедших выборах Президента РФ он голосовал на избирательном участке № 2412, в участковой избирательной комиссии на данном избирательном участке он являлся членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. На избирательном участке № 2412 тестирование КОИБа-2017 было проведено согласно Инструкции ЦИК. Однако, в данной инструкции отсутствует тестирование на два вида бюллетенями неустановленной формы: бюллетень с печатью иного УИКа, чем тот, на котором производится тестирование. бюллетень с поставленной печатью, но без, подписей двух членов комиссии с правом решающего голоса В соответствии с ч.2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О выборах президента Российской Федерации" на лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Таким образом, при подсчете голосов на избирательном участке, с помощью технического средства невозможно выявить действительную волю избирателей. В связи с тем, что председатель УИК № 2412 отказалась принимать жалобу, 17.03.2018г. истцом была подана соответствующая жалоба с Территориальную избирательную комиссию Советского района г. Тула, а также жалоба с требованием ручного пересчета. На состоявшемся заседании территориальной избирательной комиссии Советского района истцу было отказано в удовлетворении жалобы. На основании изложенного, просил отменить решение комиссии участковой избирательной комиссии об утверждении результатов выборов на избирательном участке № 2412, принять решение о ручном пересчете бюллетеней на избирательном участке № 2412.
В уточненном исковом заявлении истец указал на то, что в соответствии с ч. 23 ст. 73 Федерального закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. В связи с отсутствием протокола и решения итогового заседания участковой избирательной комиссии № 2412 с утверждением результатов выборов, просил признать итоги выборов на избирательном участке № 2412 недействительными в связи с отсутствием решения участковой избирательной комиссии № 2412 об утверждении результатов выборов, обязать УИК № 2412 провести итоговое заседание комиссии, принять решение о ручном пересчете бюллетеней на избирательном участке № 2412.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал с учетом уточнений в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. Указал на то, что избирательная комиссия в пределах своей компетенции может принять решение о ручном пересчете в связи с указанными в иске обстоятельствами. Инструкция по использованию КОИБов не обладает статусом федерального закона, а является рекомендательным документом. Несмотря на то, что областной избирательной комиссией Тульской области было принято решение о том, что на участках выборы будут проводиться с помощью КОИБов, избирательная комиссия на участке №2412 могла принять решение о ручном пересчете на основании того, что при регистрировании КОИБов было выявлено, что два бюллетеня являются бюллетенями неустановленного образца, поскольку в случае применения автоматизированных средств данные ситуации не могут быть разрешены при подсчете голосов. Кроме того, программное обеспечение, используемое в КОИБах должно быть сертифицированным, однако в комплекте документов, который передавался на избирательный участок, сертификатов не было. С учетом изложенного, просил исковые требования к Участковой избирательной комиссии №2412, Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы об отмене решения об утверждении результатов выборов, удовлетворить в полном объеме.
Председатель территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что тестирование на избирательном участке №2412 проведено в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением ЦИК РФ, которая является в соответствии со ст. 20 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязательной для исполнения. При проведении тестирования и голосования в каждое техническое средство - КОИБ, находящееся на избирательном участке, вводятся исходные данные, в том числе, номер избирательного участка. В результате чего КОИБ принимает только бюллетени с номером соответствующего избирательного участка. Бюллетень с номером другого избирательного участка или без печати, являющиеся бюллетенями неустановленной формы, не принимаются. 18 марта 2018 года при проведении голосования на избирательном участке №2412 фактов и случаев, когда кто-либо пытался ввести в КОИБ бюллетени неустановленной формы (без печати или с другой печатью) не зафиксировано. В соответствии со ст. 72 Федерального закона РФ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия № №2412 оформила свое решение об итогах голосования протоколом, которое принималось на итоговом заседании участковой избирательной комиссии в соответствии со ст. 73 данного закона. В силу ст. 68 ФЗ-67 ручной подсчет голосов проводится в случае поступления обоснованных жалоб, основания для которых указаны в вышеуказанной Инструкции. Однако жалоб, которые являлись бы основанием для ручного подсчета голосов на данном избирательном участке, не поступало, в связи с чем, оснований для пересчета не имелось. С учетом изложенного, просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель Участковой избирательной комиссии №2412 г.Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные и участковые избирательные комиссии осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», а также инструкциями и нормативными актами, утвержденные Центральной избирательной комиссией РФ. В соответствии со ст. 22 Федерального закона РФ 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» в полномочия участковой избирательной комиссии входит проведение подсчета голосов избирателей, установление итогов голосования на избирательном участке и передача протокола об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию. 8 февраля 2018 года ЦИК России приняла постановление № 139/1148-7 «Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» которым была утверждена Инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации». Инструкция определяет порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в РФ в соответствии с действующим законодательством. Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей при проведении выборов в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2017, проверки контрольных и иных (логических и математических) соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации. КОИБ-2017 используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для участковых комиссий. Участковая избирательная комиссия избирательного участка №2412 в день, предшествующий дню голосования провела тестирование КОИБ-2017 в строгом соответствии с инструкцией, утвержденной ЦИК России. Истец указал и на то, что в вышеуказанной Инструкции отсутствует возможность тестирования на два вида бюллетеня неустановленной формы: бюллетень с печатью иного УИКа, чем тот, на котором производится тестирование; бюллетень с поставленной печатью, но без, подписей двух членов комиссии с правом решающего голоса; то есть предположил о возможности принятия КОИБом бюллетеня неустановленной формы. Однако соответствии с Инструкцией избирательные бюллетени классифицируются КОИБ-2017 на действительные, недействительные и неустановленной формы. Оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе, бюллетени для проведения тестирования и тренировки, в день, предшествующий дню голосования, проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии и не используются, не выдаются избирателям в случаях обнаружения каких-либо несоответствий в их оформлении. Бюллетени, классифицированные КОИБ-2017, как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток. Действия по подготовке к проведению голосования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах, инструкциями ЦИК России, были выполнены членами участковой избирательной комиссии №2412 в полном объеме. В участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2412 в день голосования жалоб, заявлений о фактах содержания в избирательном бюллетене печати другой участковой комиссии или нарушения правил подготовки избирательного бюллетеня (отсутствия подписей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса) не поступало. Избирательные бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки, в день, предшествующий дню голосования, были оформлены участковой комиссией, а также проверены членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии. Замечаний по оформлению избирательных бюллетеней выявлено не было. Протокол об итогах голосования на избирательном участке №2412 был подписан членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, таким образом, имеет юридическую силу. В соответствии с п.25 ст.73 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» при подписании протокола члены участковой избирательной комиссии УИК с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. В соответствии с п. 25 статьи 73 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» при подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Однако, особых мнений у членов участковой избирательной комиссии №2412 не было. Участковая комиссия №2412 оформила свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на избирательном участке №2412 в соответствии с п.1 ст.67 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Фактов, указывающих на то, что в день голосования на избирательном участке №2412 находились бюллетени неустановленной формы, то есть с печатью другой участковой избирательной комиссии или без подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка №2412, выявлено не было. Жалоб (обращений) по данному поводу в участковую избирательную комиссию №2412 и в территориальную избирательную комиссию Советского района г. Тулы не поступало. С учетом изложенного, полагает, что требования, содержащиеся в исковом заявлении несостоятельны, не основаны на нормах действующего законодательства, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не подлежат удовлетворению.
Помощник прокурора Советского района г.Тулы Глушков С.Н. в судебном заседании полагал, что исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению, поскольку согласно ст.21 ФЗ РФ «О выборах Президента Российской Федерации» территориальная избирательная комиссия обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС «Выборы» в соответствии с порядком, утвержденным ЦИК РФ. Инструкция о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в РФ утверждена постановлением ЦИК России №139/1148-7 от 08.02.2018г. Вышеуказанной инструкцией определен порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Участковой избирательной комиссией №2412 тестирование КОИБ было произведено в полном соответствии с Инструкцией утвержденной постановлением ЦИК России №139/1148-7 от 08.02.2018. Неисправностей при тестировании КОИБ участковой избирательной комиссией №2412 выявлено не было.
Выслушав мнения участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и - исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, - возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, охранять достоинство личности (статьи 2 и 18; статья 21, часть 1).
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что, по смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 81 (часть 1) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека (статья 21), Международного пакта о гражданских и политических правах (статья 25), Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 3 Протокола N 1), Европейской хартии местного самоуправления (статья 3) и Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (статья 1), существо и реальное содержание конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность добровольного участия граждан в формировании органов народного представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; всеобщее избирательное право означает, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а государство может и, по сути, должно определять порядок и условия реализации гражданами избирательного права, в том числе порядок выдвижения кандидатов в депутаты, с учетом того, что непосредственно Конституцией Российской Федерации (статья 32, часть 3) в обладании данным конституционным правом отказано гражданам, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда (Постановление от 9 ноября 2009 года N 16-П, Определение от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О и др.).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование порядка и условий реализации гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права (статья 71, пункт "в"; статья 72, пункт "н" части 1; статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), не должен допускать искажения конституционных принципов избирательного права, отмены или умаления принадлежащих гражданам Российской Федерации прав, с тем, чтобы они не утрачивали свое реальное содержание, и обязан исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации иные возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели обладают различным объемом прав и обязанностей в период избирательной кампании, кампании референдума и могут обращаться в суд за защитой этих прав, если считают их нарушенными (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГПК РФ).
В силу п.1.2 ст. 85 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:
1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» от 19.02.2003 №19-ФЗ Центральная избирательная комиссия РФ при подготовке и проведении выборов Президента РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами: - организует подготовку и проведение выборов Президента РФ, руководит деятельностью избирательных комиссий;
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ при подготовке к проведению выборов Президента РФ, обеспечивает единообразное применение норм Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации»;
- издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»;
- осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по единообразному использованию ГАС «Выборы», ее отдельных технических средств, в том числе технических средств подсчета голосов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно ст.21 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» территориальная избирательная комиссия обеспечивает на соответствующей территории использование ГАС «Выборы» в соответствии с порядком, утвержденным ЦИК РФ.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные и участковые избирательные комиссии осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», а также инструкциями и нормативными актами, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В статье 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, что решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий(решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» участковая избирательная комиссия проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке и передает протокол об итогах голосования в территориальную избирательную комиссию; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения по существу; обеспечивает хранение, передачу и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в соответствии с порядком, утвержденным Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
«Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации", утвержденной Постановление ЦИК России от 08.02.2018 N 139/1148-7, определен порядок использования технических средств подсчета голосов избирателей, участников референдума - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 при голосовании на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017 предназначен для автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей при проведении выборов в соответствии с действующим законодательством; ввода данных протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ-2017, проверки контрольных и иных (логических и математических) соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, в том числе на внешний носитель информации.
КОИБ-2017 используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" участковых комиссий.
Постановлением Совета Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ выборы Президента Российской Федерации были назначены на 18 марта 2018 г.
Из материалов дела усматривается, что участковая избирательная комиссия избирательного участка №2412 в день, предшествующий дню голосования, в день голосования провела тестирование КОИБ-2017 в соответствии с вышеуказанной Инструкцией, что подтверждается протоколом тестирования, а также объяснениями истца ФИО1 в ходе судебного заседания, который не отрицал, что тестирование КОИБ-12 на избирательном участке было произведено в соответствии с вышеуказанной инструкцией.
Доводы ФИО1 о том, что программное обеспечение, используемое в КОИБах не было сертифицированным, суд находит необоснованными, в силу следующего.
Технические требования к комплексу обработки избирательных бюллетеней 2017 (КОИБ-2017) одобрены Протоколом заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № 74-3-7.
Согласно разделу 8 Требований КОИБ должен быть сертифицирован на соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» и Технического регламента таможенного союза TP ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».
Специальное программное обеспечение КОИБ-2017 должно быть сертифицировано на отсутствие недекларированных возможностей в Системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации № РОСС. RU.OOOl.Ol.BHOO Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации и иметь действующий Сертификат соответствия ФСТЭК России.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней 2017, используемые на избирательном участке № №2412, соответствуют вышеуказанным требования, что подтверждается Сертификатами соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза TP ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» № 0590056, №0349082 и Сертификатом соответствия ФСТЭК России №3848.
Также являются несостоятельными доводы истца о том, что основанием для признания незаконным решения избирательная комиссия избирательного участка №2412 и повторного ручного пересчета бюллетеней является отсутствие возможности тестирования на два вида бюллетеня неустановленной формы: бюллетень с печатью иного УИКа, чем тот, на котором производится тестирование, бюллетень с поставленной печатью, но без, подписей двух членов комиссии с правом решающего голоса, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции избирательные бюллетени классифицируются КОИБ-2017 следующим образом:
- действительный, если он является бюллетенем установленной формы (геометрические параметры бюллетеня соответствуют исходным данным), на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов;
- недействительный, если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;
- неустановленной формы, если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня, определенные Инструкции.
Оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии и не используются, не выдаются избирателям в следующих случаях:
1) если при проставлении печати участковой комиссии на бюллетене получен неудачный оттиск: не пропечаталась часть элементов или "слиплись" (размазались) цифры;
2) если контур оттиска печати пересекает линии рамки зоны для печати;
3) если обнаружен типографский брак при изготовлении тиража бюллетеней: бледный оттиск базовых линий или их части на бюллетене, базовые линии имеют разрывы или белые вкрапления;
4) если внутри квадратов для отметок избирателей, участников референдума имеются следы типографской краски или иные темные вкрапления, контрастные с цветом бюллетеня;
5) если подписи членов участковой комиссии попали в зону цифр на оттиске печати или за границы зоны печати комиссии.
Все действия по подготовке к проведению голосования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах, Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации выполнены членами участковой избирательной комиссии №2412 в полном объеме.
Согласно ст.68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей, участников референдума в присутствии членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона участковая комиссия:
- производит подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, затем все бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
- вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, участников референдума,
- осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 8, 9, 10, 11, 12 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
- проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета).
В ходе рассмотрения дела установлено, что в день голосования 18.03.2018г. жалоб, заявлений о фактах содержания в избирательном бюллетене печати другой участковой комиссии или нарушения правил подготовки избирательного бюллетеня (отсутствия подписей членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса) в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 2412 не поступало.
Избирательные бюллетени (в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки) были оформлены участковой комиссией, а также проверены членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии. Замечаний по оформлению избирательных бюллетеней выявлено не было.
Кроме того, в соответствии с п. 25 статьи 73 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» при подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
Доказательств наличия особых мнений членов участковой избирательной комиссии №2412, суду не представлено.
Таким образом, оснований полагать, что в день голосования на избирательном участке №2412 находились бюллетени неустановленной формы (с печатью другого УИК или без подписей двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательного участка №2412), не имеется.
Доводы о пределах исполнения участковой избирательной комиссией Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, суд находит несостоятельными, поскольку выборы Президента Российской Федерации являются федеральные выборы, организация которых возложена на Центральную избирательную комиссию РФ.
Принятие инструкций и иных нормативных актов по вопросам применения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» является исключительной компетенцией Центральную избирательную комиссию РФ.
Внесение изменений в инструкции и иные нормативные акты Центральной избирательной комиссии РФ по вопросам применения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» не относится к компетенции территориальных и участковых избирательных комиссий.
Доводы истца о том, что решение участковой избирательной комиссии № 2412 об утверждении результатов выборов отсутствовало, являются несостоятельными поскольку участковая комиссия №2412 оформила свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на избирательном участке №2412 в соответствии с п.1 ст.67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 72 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
В силу указанных статей участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии.
Из анализа протокола от 18.03.2018г. усматривается, что он соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к решению, содержит подписи всех присутствующих членов участковой комиссии с правом решающего голоса, в том числе и истца ФИО1, заверен печатью участковой комиссии.
Данное решение принималось на итоговом заседании участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2412 в соответствии со ст. 73 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», что подтверждается протоколом заседания от 18.03.2018г.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка № 2412 от 18.03.2018г. соответствует требованиям закона, содержит необходимые сведения, перечисленные в ст. ст. 72 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Оснований полагать, что оспариваемое решение является незаконным, не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), не имеется, поскольку при его принятии избирательной комиссией №2412 не допущено каких-либо нарушений, свидетельствующих о неправомерности данных результатов и необходимости проведения непосредственного подсчета голосов без использования технического средства (ручного подсчета); оспариваемое решение принято административным ответчиком с соблюдением действующего избирательного законодательства и процедуры регистрации в рамках установленной законом компетенции.
При таких данных, исковые требования ФИО1 об отмене решения участковой избирательной комиссии об утверждении результатов выборов на избирательном участке № 2412, о признании итогов выборов на избирательном участке № 2412 недействительными, об обязании провести итоговое заседание комиссии и принять решения о ручном пересчете бюллетеней на избирательном участке № 2412, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Участковой избирательной комиссии №2412, Территориальной избирательной комиссии Советского района г.Тулы об отмене решения об утверждении результатов выборов, о признании итогов выборов на избирательном участке № 2412 недействительными, об обязании провести итоговое заседание комиссии и принять решения о ручном пересчете бюллетеней на избирательном участке № 2412, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г.Тулы со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: