Дело №2а-862/2021
25RS0006-01-2021-001629-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 29 ноября 2021 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой А.Г.,
при секретаре Сурневой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в обоснование иска указав, что решением Межрайонной инспекции ФНС №10 России по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 101 НК РФ она привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также ей начислена пеня по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение получено ею ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки у нее (ФИО1) обнаружена недоимка по налогу на доходы физических лиц при продаже дачного дома в размере 97399 рублей, наложен штраф 532,67 рублей и пеня 3182,51 рублей. Вышеуказанное решение в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ обжаловано в Управление ФНС России по Приморскому краю. Ею предоставлены возражения, в которых она заявила о соблюдении минимального предельного срока владения домом, установленного ст. 217 НК РФ, поскольку дом приобретен ею по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения о несоответствии кадастровой стоимости объекта, исходя из которых налоговым органом исчислен налог на доходы физических лиц при продаже дачного дома. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ Управления ФНС России по Приморскому краю об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы. С данными решениями она не согласна, считает их незаконными по следующим основаниям. Она являлась владельцем дачного участка с 1997 г., на участке имелся нежилой дом. ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи дача продана за 400000 рублей. Согласно договору купли-продажи земельный участок оценен в 200000 рублей, дом в 200000 рублей. После продажи весной 2020 г. она обратилась в налоговую инспекцию, где специалист ей объяснила, что сумма в 400000 рублей за землю и нежилой домик небольшая, платить налог ей не нужно, тем более, что дача фактически находилась в ее владении с 1997 г. Этот срок значительно больше минимального предельного срока владения объектом недвижимости имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ. Однако в последующем пришли уведомления из налогового органа о недоимке налогового сбора. Основанием образования недоимки, по мнению налоговой инспекции, стал тот факт, что на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ указанный дачный дом был поставлен на учет в упрощенном порядке по дачной амнистии. Именно с даты регистрации в ЕГРН дачного дома начинается отсчет сроков владения налогоплательщиком указанным имуществом. С данным выводом она не согласна, так как фактически она владела садовым участком и домом с 1997 г., право собственности на земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, в последующем ДД.ММ.ГГГГ дом был поставлен на учет в упрощенном порядке по дачной амнистии. Также недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 97399 рублей рассчитана исходя из кадастровой стоимости дома, которая на момент сделки купли-продажи составляла 2498895 рублей, а также с учетом срока владения имуществом менее трех лет. С данным выводом налогового органа она не согласна, поскольку кадастровая стоимость на момент купли-продажи дачного дома была ошибочной. В 2019 г. произведена переоценка недвижимости, внесены исправления в ЕГРН. Считает, что, принимая решение, налоговым органом не было учтено Постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края №П от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства». При определении налоговой базы необходимо было учитывать исправленную кадастровую стоимость объекта, которая составляет 657928,41 рублей. На основании изложенного ФИО1 просила признать незаконной при определении налогообложения налоговой базы, исходящей из кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилой дом, кадастровый №, местоположение <адрес><адрес>, в размере 2498895 рублей на момент продажи объекта ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и отменить решение Межрайонной инспекции ФНС №10 по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного истца адвокат Санников Ю.А. административные исковые требования ФИО1 поддержал, полагал, что ответчик после изменения кадастровой стоимости дачного дома должен был произвести перерасчет налога за прошлый год в соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ. Согласно отчету о рыночной стоимости дачный дом на момент продажи оценен в 267000 рублей, продала ФИО1 дачный дом за 200000 рублей, в связи с чем налог на доходы физических лиц должен быть уплачен с указанной суммы, а не с ошибочно указанной кадастровой стоимости в размере 2498895 рублей. В связи с изложенным полагал, что решение о привлечении ФИО1 к ответственности за налоговое правонарушение неверно, поскольку налоговым органом неверно определена налоговая база.
Представители административного ответчика межрайонной инспекции ФНС №10 по Приморскому краю ФИО2, ФИО3 административные исковые требования ФИО1 не признали, поддержали письменный отзыв, а также дополнительные пояснения по исковому заявлению, из которых следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную ИФНС России №4 по Приморскому краю представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. в связи с получением дохода от продажи имущества. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспекцией проведена камеральная налоговая проверка и установлено нарушение налогоплательщиком требований п. 2 ст. 214.10, п. 1 ст. 229 НК РФ, выразившееся в нарушении срока преставления налоговой декларации и занижения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Выявленные нарушения отражены в акте налоговой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения акта и материалов камеральной налоговой проверки, возражений налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением доначислен НДФЛ в размере 97399 рублей, пени 3182,51 рублей, штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ 228,29 рублей, по п. 1 ст. 122 НК РФ 304,38 рублей. Решение получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, доводы ФИО1 о несогласии с принятым решением, заявление ею о соблюдении минимального предельного срока владения домом, установленного ст. 217 НК РФ, поскольку он приобретен по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, а также ее доводы об оспаривании применения кадастровой стоимости имущества в размере 2498895 рублей подлежат отклонению, поскольку в 2019 году по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО1 продала дом и земельный участок по адресу<адрес>, за 400000 рублей (сторонами земельный участок оценен в 200000 рублей, дом – 200000 рублей). Земельный участок, площадью 807,69 кв. м с кадастровым номером 25:26:030110:7, принадлежал ФИО1 на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Дом, назначение нежилое, площадью 63 кв. м, с кадастровым номером 25:26:030110:146, принадлежал ФИО1 на праве собственности, зарегистрированном в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. В налоговой декларации по НДФЛ за 2019 г. ФИО1 отражена сумма дохода от продажи дачного участка с домом в сумме 460549,89 рублей (в размере кадастровой стоимости дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), также заявлена сумма имущественного налогового вычета по доходам от продажи имущества в размере 460549,89 рублей. В результате сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на вышеназванное недвижимое имущество прекращается с момента регистрации перехода права собственности, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, срок нахождения объекта недвижимости – дома с кадастровым номером 25:26:030110:146 в собственности ФИО1 составляет менее трех лет. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 2498895 рублей. Поскольку доход ФИО1 от продажи объекта недвижимости меньше его кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, инспекцией определена налоговая база с понижающим коэффициентом, применяемым к кадастровой стоимости в соответствии со ст. 214.10 НК РФ. Доход от продажи объекта, исчисленный в соответствии со ст. 214.10 НК РФ, составляет 1749226,5 рублей (2498895*0,7). В представленной налоговой декларации по НДФЛ за 2019 г. ФИО1 указала сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, 0 рублей, чем на 97399 рублей (1749226,5-1000000)*13%) занизила сумму налога, подлежащего уплате (доплате) в бюджет, в результате занижения суммы дохода от продажи имущества. В результате произведенного перерасчета установлено занижение суммы налога, подлежащего уплате (доплате) в бюджет за 2019 г., в размере 97399 рублей (срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ). Декларация предоставлена с нарушением срока, установленного п. 1 ст. 229 НК РФ. Налог в бюджет не перечислен. Данными действиями нарушены требования п. 2 ст. 214.10 НК РФ, п. 1 ст. 229 НК РФ. Документально не подтвержден факт покупки дома ДД.ММ.ГГГГ за 9000 рублей, также документально не подтверждены сведения о государственной регистрации перехода права собственности до 2016 г. Размер штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ снижен в 64 раза. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость имущества с кадастровым номером 25:26:030110:146 с ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере 2498895 рублей. Указанная кадастровая стоимость установлена Постановлением №-П. Согласно п. 5 Постановления №-П оно вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. В связи с изложенным налоговым органом при расчете НДФЛ, подлежащего уплате в связи с отчуждением имущества с кадастровым номером 25:26:030110:146, правомерно применена его кадастровая стоимость в размере 2498895 рублей. При этом кадастровая стоимость спорного объекта, внесенная в государственный кадастр недвижимости, ФИО1 в установленном порядке не оспорена. При администрировании налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета. Определение размера кадастровой стоимости либо ее соответствия рыночной к полномочиям налогового органа не отнесено. Отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для изменения суммы налога на доходы физических лиц. Положения п. 15 ст. 378.2 НК РФ применимы в отношении исчисления налога на имущество, в данном случае данные положения не применены, поскольку начислен налог на доходы физических лиц.
Выслушав административного истца, ее представителя, представителей административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 являлась собственником земельного участка, площадью 807,69 кв. м, с кадастровым номером 25:26:030110:7 и дома, назначение нежилое, площадью 63 кв. м., с кадастровым номером 25:26:030110:146, расположенных по адресу: <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН право собственности ФИО1 на дом, назначение нежилое, площадью 63 кв. м., с кадастровым номером 25:26:030110:146, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное имущество продано. Согласно п. 3 договора купли-продажи дом по соглашению сторон оценен в 200000 рублей, земельный участок в 200000 рублей. Государственная регистрация перехода (прекращения) права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации и иного имущества, находящеюся в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу.
В силу п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
В соответствии с п. 17.1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период: от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 настоящего Кодекса; от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.
В силу ч. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества для освобождения от налогообложения на доходы от продажи объектов недвижимого имущества составляет пять лет.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
В соответствии с п. 5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату продажи объекта недвижимости и до 31.12.2019) в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7. В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в данном пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, вышеуказанный порядок определения доходов не применяется.
В силу пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Как следует из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 г., представленной ФИО1 в Межрайонную ИФНС России №4 по Приморскому краю, общая сумма доходов составляет 460549,89 рублей, сумма налоговых вычетов – 460549,89 рублей, налоговая база для исчисления налога составляет 0 рублей, общая сумма налога, исчисленная к уплате, составила 0 рублей.
Из требования № о предоставлении пояснений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ходе проведения камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, представленной ФИО1 за 2019 г., выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля.
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также начисления пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному решению налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2019 г., составляет 97399 рублей, срок уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ, налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, за год составляет 3182,51 рублей, срок уплаты налога ДД.ММ.ГГГГ, штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ составил 228,29 рублей, по п. 1 ст. 122 НК РФ – 304,38 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю №@ от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба ФИО1 на решение № от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенное Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю, в отношении ФИО1 оставлена без удовлетворения.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона №382-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» положения статьи 217.1 Налогового кодекса РФ применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку право собственности ФИО1 на объект недвижимости возникло после ДД.ММ.ГГГГ, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 5 ст. 217.1 НК РФ.
Доводы представителя административного истца о последующем изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения налогового органа.
Так, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером 25:26:030110:146, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на дату продажи указанного объекта недвижимости ФИО1, составляет 2498895 рублей, аналогичное следует из ответа на запрос суда Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть пересмотрены, в частности, по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Абзацем 5 ст. 24.20 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке» также установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в той части, в какой нормативные правовые акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
Согласно пункту 28 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
С учетом положений п. 1.1 ст. 391 НК РФ, п. 2 ст. 403 НК РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения может учитываться при расчете сумм имущественных налогов (земельного, налога на имущество физических лиц) в порядке, предусмотренном указанными статьями НК РФ.
Вместе с тем, для целей снижения налогового бремени по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в случае изменения кадастровой стоимости объекта НК РФ таких положений не предусматривает.
В силу ст. 41 НК РФ для целей налогообложения доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц».
Исходя из положений ст. 390 НК РФ и п. 1 ст. 402 НК РФ для целей определения налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц используется кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности.
Из приведенных норм следует, что налогооблагаемой базой для исчисления налога на доходы физических лиц являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, в том числе суммы, полученные от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
Кадастровая стоимость принадлежащих налогоплательщику объектов недвижимости для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не используется.
Действие пункта 2.1 статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона №334-ФЗ от 03.08.2018 «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», изменившего порядок применения установленной решениями комиссии или суда кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения, распространяется только в отношении имущественных налогов (земельного налога, налога на имущество физических лиц); осуществление перерасчета исчисленного налога на доходы физических лиц данной нормой закона не предусмотрено.
В целях обеспечения интересов налогоплательщиков (ст. 217.1, подп. 1 п. 1, подп. 1, 2 п. 2 ст. 220 НК РФ) законодатель предусмотрел правовой механизм, позволяющий снижать налоговую нагрузку на граждан по налогу на доходы физических лиц, продавших принадлежащее им на праве собственности имущество.
При этом административный истец не был лишен возможности предвидеть размер налога, подлежащего уплате, до отчуждения имущества и заблаговременно предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости с целью установления ее в размере рыночной.
Кадастровая стоимость нежилого здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 2498895 рублей и превышала полученный налогоплательщиком доход от сделки по его продаже, в связи с чем на основании п. 5 ст. 217.1 НК РФ доход налогоплательщика для целей исчисления налога на доходы физических лиц правомерно определен Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю в размере кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Вместе с тем суд отклоняет доводы о том, что в собственности дачный дом находился у ФИО1 более трех лет, а потому ФИО1 не обязана платить налог на доходы физических лиц при продаже указанного дачного дома, так как исходя из договора купли-продажи вышеуказанный дом находился у ФИО1 в собственности менее пяти лет, при этом согласно ч. 4 ст. 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества для освобождения от налогообложения на доходы от продажи объектов недвижимого имущества составляет пять лет.
При таких обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение Межрайонной ИФНС России №10 по Приморскому краю является законным и обоснованным, в связи с чем требования ФИО1 о признании незаконной при определении налогообложения налоговой базы, исходящей из кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 2498895 рублей, признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции ФНС №10 по Приморскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворению не подлежат, в иске ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья А.Г. Белоусова
Мотивированное решение составлено 06.12.2021 г.