Дело № 2а-8634/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2016 года город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Саблиной Е. А.
при секретаре судебных заседаний ФИО1,,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора города Архангельска к Министерству культуры Архангельской области
об оспаривании бездействия, выраженного в не исполнении обязанности разрешить вопрос о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский, просп., д. 136) из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации;
при участии в судебном заседании помощника прокурора Пальминой Т.В.,
установил:
заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству культуры Архангельской области об оспаривании бездействия. Просил признать незаконным бездействие Министерства культуры Архангельской области, выразившееся в не разрешении вопроса о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия регионального значения Усадьба ФИО2: Надворная постройка (Новгородский, просп., д. 136) из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации.
Возложить на Министерство культуры Архангельской области обязанность в срок до 01.01.2018 провести историко-культурную экспертизу для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объекта культурного наследия «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский, просп., д. 136), по результатам указанной экспертизы принять решение в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народоь Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.
Позднее уточнил заявленные требования. Окончательно просил признать незаконным бездействие Министерства культуры Архангельской области (далее - Министерство) выраженное в не исполнении обязанности разрешить вопрос о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136) и возложить на Министерство обязанность в срок до 01.01.2018 организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объекта культурного наследия «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136), по результатам указанной экспертизы принять решение соответствии со ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизы утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 15.07. 2009 №569.
В обоснование требований указал, что «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136) - является объектом культурного наследия регионального значения, вид-памятник - ансамбль, включен в единый реестр объектов культурного наследия постановлением администрации Архангельской области «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области» от 13.08.1998 №207. В ходе проверки установлено, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта культурного наследия не проводилась, при этом, надворная постройка утрачена полностью после 1990г.г.
Помощник прокурора Пальмина Т.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства культуры Архангельской области в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям не представил.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 9.1 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия: государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и установления требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места федерального значения.
Согласно п. 4 ст. 9.2 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 33 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации Архангельской области от 13.08.1998 №207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области» «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136) включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Письмами Министерства культуры Архангельской области от 04.12.2015 №7-03-2015 и от 03.02.2016 №7-03-2016 сообщено, что объект культурного наследия регионального значения - «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136) утрачен. Причина утраты - ветхость. Объект не исключен из списка объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области.
17.08.2016 прокуратурой города Архангельска совместно с представителем Министерства культуры Архангельской области осуществлен выход на место нахождения объектов культурного наследия. Установлено, что главный дом Усадьбы ФИО2 сохранился, надворная постройка утрачена полностью после 1990 г.г.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Положениями ст.ст. 28, 30 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза, объектами которой являются, в том числе документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 32 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в порядке, установленном пунктом 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр.
В силу ч. 1 ст. 23 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации, в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 2, 3 ст. 47 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения.
Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы регламентирован Положением, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569.
В силу указания п. 6 Положения экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее - заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (далее - договор).
Согласно п.п. 2, п. 11 указанного Положения для обоснования принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере культуры, в том числе в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области является Министерство культуры Архангельской области, положение о котором утверждено Постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 118-пп (в первоначальной редакции).
Как следует из ч. 2, 5, 14 п. 11 указанного Положения (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 26.05.2015 N 195-пп), в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения министерство культуры Архангельской области осуществляет следующие полномочия: проведение историко-культурной экспертизы, за исключением государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, а также разработку в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр, проведение которых отнесено Федеральным законом к полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым - пятым подпункта 1 пункта 10 настоящего Положения.
В силу п. 8 Положения, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения в том числе: в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения подготовка обращения Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия: с предложением об исключении объекта культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации (далее - реестр); осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия; согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, решений исполнительных органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области о предоставлении земель и об изменении их правового режима; осуществление в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ (в ред. постановления Правительства Архангельской области от 26.05.2015 N 195-пп).
Постановлением Правительства Архангельской области от 28.06.2016 N 234-пп, вступившим в законную силу с 15.09.2016, внесены изменения в постановление Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 118-пп «Об утверждении Положения о министерстве культуры Архангельской области» и утверждено положение «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области». Соответствующие полномочия возложены на данный орган государственной власти, обладающий правами юридического лица (п. 5). Вместе с тем, сведения о создании Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области как органа государственной власти Архангельской области и юридического лица суду не представлены.
Таким образом, вопрос о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия Архангельской области из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации может быть разрешён только по результатам государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой на момент вынесения решения суда отнесено к компетенции Министерства культуры Архангельской области.
Поскольку Министерство культуры Архангельской области не предприняло мер для организации проведения историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия Архангельской области - «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский просп., д.136), чем нарушило право неопределенного круга лиц на доступ к объектам культурного наследия, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На Министерство культуры Архангельской области следует возложить обязанность в срок до 01.01.2018 организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объекта культурного наследия «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский, просп., д. 136), по результатам указанной экспертизы принять решение в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569.
Указанные судом сроки являются разумными и достаточными для выполнения всех мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.
Министерству культуры Архангельской области» следует сообщить об исполнении решения суду и прокурору в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
После завершения процедуры реорганизации заинтересованным лицом может быть поставлен вопрос о процессуальном правопреемстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска к Министерству культуры Архангельской области об оспаривании бездействия, выраженного в не исполнении обязанности разрешить вопрос о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский, просп., д. 136) из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства культуры Архангельской области, выраженное в не исполнении обязанности разрешить вопрос о восстановлении либо исключении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба ФИО2: Надворная постройка» (Новгородский, просп., д. 136) из единого государственного реестра объектов культурного наследия памятников истории и культуры народов Российской Федерации
Возложить на Министерство культуры Архангельской области обязанность в срок до 01 января 2018 года организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объекта культурного наследия Усадьба ФИО2: Надворная постройка (Новгородский, просп., д. 136), по результатам указанной экспертизы принять решение в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569.
Министерству культуры Архангельской области» сообщить об исполнении решения суду и прокурору в срок не позднее одного месяца с момента фактического исполнения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года.
Судья Е. А. Саблина