Дело № 2а-863/2019
45RS0008-01-2019-000874-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Шаламовой Л.В.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 17 июля 2019 года в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Кетовского района Курганской области, Государственному казенному учреждению «Курганское лесничество» о признании отказа в утверждении схемы перераспределения границ земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему перераспределения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Кетовского района Курганской области (далее – Администрация Кетовского района), Государственному казенному учреждению «Курганское лесничество» (далее – ГКУ «Курганское лесничество») о признании отказа в утверждении схемы перераспределения границ земельного участка незаконным, возложении обязанности утвердить схему перераспределения границ земельного участка. В обоснование административных исковых требований указал, что в январе 2019 г. через представителя по доверенности, подал в Администрацию Кетовского района заявление об утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. К данному заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала №. На схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения земельного участка, в отношении которого подано заявление. 13.02.2019 Администрация Кетовского района передала его заявление в ГКУ «Курганское лесничество». 21.02.2019 заявление было рассмотрено на Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района. Письмом от 01.03.2019 № 1255 Администрация Кетовского района отказала ему в утверждении схемы перераспределения земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости с лесными насаждениями Кетовского мастерского участка квартал 153 выдел 5. Границы земельного участка <адрес>» под условным кадастровым номером №, общей площадью 726 кв.м., расположен в границах садоводства. Данный участок не имеет пересечения с землями лесного фонда, но в соответствии с требованиями МЧС между стеной леса и участком ИЖС должна присутствовать 30-ти метровая противопожарная полоса согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013, но по факту она отсутствует. Отказ в утверждении схемы перераспределения земельного участка считает незаконным и необоснованным, поскольку данным земельным участком его семья владеет с 1992 г. На основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей КН-08 № от 15.06.1992 площадь участка составляет 600 кв.м., на данном участке находится строение, общей площадью 36 кв.м., право собственности на которые зарегистрировано в установленном законом порядке. 10.08.1994 был составлен договор о праве постоянного пользования землей с Кетовским лесхозом, согласно которому ему был предоставлен дополнительно земельный участок площадью 700 кв.м. для постоянного пользования. 28.02.2018 был подготовлен межевой план с уточнением местоположения границ и площади земельного участка <адрес>», с кадастровым номером №. Площадь участка согласно межевому плану составила 659+/-18 кв.м. Поскольку с данным межевым планом он не согласился, поскольку площадь земельного участка, принадлежащая ему больше указанной в межевом плане, в связи с чем им были сооружены хозпостройки, высажены многолетние насаждения, был приглашён кадастровый инженер для перераспределения границ земельного участка. Но в утверждении схемы перераспределения границ земельного участка № 191 площадью 726 кв.м. в СК «Ясная поляна-2» было отказано. Полагает, что поскольку его земельный участок, полученный в 1992-1994 г.г., расположен на землях некоммерческого использования, границы которых давно утверждены, в связи с чем, разрешается выдерживать расстояния по старым нормативам. В разъяснении к закону сказано, что владелец, строение которого не причиняет вреда окружающей среде и соседям, не может быть лишен права собственности. СНиП 2.07.01-89 определяет минимальное расстояние от изгороди до леса 15 м по пожарным нормам и правилам. На основании СНиП 30-02-97 с изменениями в 2018 г. и СП 53.13330.2011 расстояние от забора до диких многолетних растений определяется следующим образом: 4 м – высокие деревья типа березы, тополя; 2 м – средние, включая дуб; 1 м – кустарник. Вдоль забора по закону должно быть создано противопожарное и санитарное свободное пространство шириной не менее 1 м. Федеральный закон № 123-ФЗ (пожарный регламент) устанавливает удаление леса от частного сектора ИЖС, СНТ, дачных кооперативов и деревень, расстояние до забора 15 м. Просит признать незаконным отказ Администрации Кетовского района в утверждении схемы перераспределения границ земельного участка № в <адрес><адрес>; обязать Администрацию Кетовского района утвердить схему перераспределения границ земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>».
Истец в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель ответчика – Администрации Кетовского района ФИО2 в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, ссылаясь на доводы, заявленные в отзыве, указав, что 30.01.2019 представителем ФИО1 ФИО3 подано заявление в Администрацию Кетовского района об утверждении схемы перераспределения земельного участка под условным кадастровым номером №. Данное заявление рассмотрено на заседании межведомственной комиссии и вынесено решение об отказе в утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №. В связи с тем, что данный земельный участок находится в непосредственной близости к лесным насаждениям, что противоречит п. 1 ст. 11.7, п. 6 ст. 11.9, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 69 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.14 Приказа МЧС России «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениями», п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», что также подтверждается письмом ГКУ «Курганское лесничество». Просили в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.
Представитель ответчика – ГКУ «Курганское лесничество» и представитель заинтересованного лица – Кетовского межрайонного отдела надзорной деятельности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, самостоятельного мнения по существу рассматриваемого спора не представили.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок №, площадью 600 кв.м., категории земель: сельскохозяйственного назначения – для садоводства, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от 17.03.2009. Основанием для регистрации права собственности на данный земельный участок послужило свидетельство на право собственности на землю, постоянного (бессрочного) пользования землей КН-08 № от 26.06.1993, выданное Администрацией Кетовского района.
Также ФИО1 является собственником жилого строения без права регистрации проживания, условный №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 36 кв.м., о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права серии <адрес> от 17.03.2009.
28.02.2018 с целью уточнения границ и (или) площади принадлежащего ФИО1 земельного участка, ООО «Абрис Гео» подготовило межевой план данного земельного участка, которым установлены границы и площадь земельного участка 659±18 кв.м. В данном межевом плане имеется заключение кадастрового инженера, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером № расположен в двух кадастровых кварталах №, большая часть земельного участка располагается в квартале №. Участки с кадастровыми номерами № стоят с ошибкой, поэтому нецелесообразно привязываться к ним, т.к. остается пространство между ними. Замеры проведены по фактическим заборам и строениям в присутствии собственников. Согласно ч. 10 ст. 10 Закона о лесной амнистии в случае местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на 10% площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с данными вышеуказанного межевого плана, что подтверждено выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 12.03.2018 и от 18.06.2019 № КУВИ-001/2019-13537459.
30.01.2019 ФИО1, посредством представителя ФИО3, обратился к главе Кетовского района с заявлением об утверждении схемы перераспределения земельного участка общей площадью 726 кв.м., местоположением: <адрес>, <адрес>
Согласно выписке из протокола заседания № 6 от 21.02.2019 межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района, рассмотрено заявление ФИО3 об утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №. Приняли решение: в утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> участок № – отказать ввиду того, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости с лесными насаждениями Кетовского мастерского участка квартал 153 выдел 5. В соответствии с требованиями МЧС между стеной леса и участком ИЖС должна присутствовать 30-ти метровая противопожарная полоса, но по факту она отсутствует, что является недопустимым. Согласно п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям», противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройки, а также домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должно быть не менее 30 м.
Это же подтверждено письмом ГКУ «Курганское лесничество» от 13.02.2019 № 41.
По сообщению Администрации Кетовского района от 01.03.2019 № 1255, заявление ФИО3 об утверждении схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №, было вынесено на межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов градостроительства, предоставления и изъятия земельных участков на территории Кетовского района. По результатам рассмотрения картографического материала, Правил землепользования и застройки, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ в утверждении схемы перераспределения земельного участка принято решение - отказать.
В соответствии со ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ст. ст. 39.27 - 39.29) ЗК РФ.
Как предусмотрено п.п. 1, 8 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии подп. 4 п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть заключено, а решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не может быть принято, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам указаны в ст. 11.9 ЗК, в соответствии с которой: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 6).
Из материалов дела следует, что земельный участок, за счет которого ФИО1 просил образовать новый земельный участок большей площадью путем перераспределения, расположен в непосредственной близости с лесными насаждениями Кетовского мастерского участка Кетовского участкового лесничества, квартал 153, выдел 5, в связи с чем по факту отсутствует 30-ти метровая противопожарная полоса.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 69 данного Федерального закона противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Согласно п. 4.14 свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288, противопожарные расстояния от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должно быть не менее 30 м.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Доказательств того, что административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером № в большей площади, нежели 600 кв.м, не представлено.
Ссылка на дополнительное выделение административному истцу в пользование дополнительно к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером № земельного участка площадью 700 кв.м. под дачное строительство из земель Кетовского лесничества, квартал 169, не свидетельствует о возможности перераспределения земель в указанном административным истцом варианте, поскольку договор о праве постоянного пользования землей от 10.08.1994 и само право, возникшее на основании данного договора, не зарегистрировано в установленном законом порядке. Самим административным истцом осуществлена регистрация права собственности на земельный участок площадью 600 кв.м.
При таких обстоятельствах, учитывая то обстоятельство, что утверждение схемы перераспределения земельного участка площадью 726 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> приведет к нарушению противопожарных норм и правил, отказ в таком перераспределении земельных участков является законным и обоснованным.
Следовательно, административные исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Кетовского района Курганской области, Государственному казенному учреждению «Курганское лесничество» о признании незаконным отказа Администрации Кетовского района в утверждении схемы перераспределения границ земельного участка № <адрес>, возложении обязанности на Администрацию Кетовского района утвердить схему перераспределения границ земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья: Ю.А. Димова