ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/17 от 20.10.2017 Краснинского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-864/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красный 20 октября 2017 года

Краснинский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Перовой Е.В..,

при секретаре Зайцевой А.С.,

с участием помощников прокурора

Краснинского района Мальчугиной Е.Г., Чукляевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Радченко Г.М. к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, восстановлении в должности, обязании выплаты заработной платы, взыскании понесенных судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Радченко Г.М. обратился в суд с административным иском к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, в обоснование требований указав, что решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ избран Главой муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области. ДД.ММ.ГГГГ, находясь в здании администрации Смоленской области, будучи в стрессовом состоянии по причине усталости, в том числе в связи с проведенной избирательной компанией на территории Краснинского района, перед убытием в часть основного отпуска за 2017 год, собственноручно написал заявление в Краснинскую районную Думу об отставке по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ был приглашен на заседание Краснинской районной Думы, где, будучи уверенным в том, что его отставка по собственному желанию не будет принята, и он не будет освобожден от занимаемой должности по причине отсутствия правового механизма досрочного прекращения полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области, пояснил депутатам о причине и обстоятельствах написания заявления, не настаивая при этом на отставке. Однако, в тот же день Краснинской районной Думой было принято обжалуемое им решение. Поскольку порядок досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования в связи с отставкой по собственному желанию Регламентом Краснинской районной Думы и Уставом муниципального образования «Краснинский район» не установлен, считает, что законных основании для принятия обжалуемого им решения представительного органа муниципального образования не имеется.

В судебном заседании административный истец Радченко Г.М. поддержал заявленные в административном исковом заявлении требования, дополнительно пояснив о том, что заявление о досрочном прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области в связи с отставкой по собственному желанию написал по указанию заместителя Губернатора Смоленской области ФИО3, находясь в кабинете последнего. На заседании Краснинской районной Думы, выступая перед депутатами в обоснование заявления, довел до депутатов причины, побудившие его написать указанное заявление, обстоятельства и условия, при которых заявление было написано, а также предложил обсудить сложившуюся ситуацию в связи с проведенными выборами. На вопрос суда пояснил, что на заседании Думы никто из присутствующих не предложил ему отозвать заявление. Настаивает на нарушении порядка рассмотрения заявления о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования в связи с отставкой по собственному желанию, поскольку такой порядок правовыми актами муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области не регламентирован, оспаривает наличие волеизъявления, побудившего к написанию указанного заявления.

Представитель административного истца Чупринский И.В., принимавший участие в судебном заседании, высказал суду позицию, аналогичную позиции его доверителя Радченко Г.М.

Представитель административного ответчика Председатель Краснинской районной Думы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Тимошенков И.В. в судебном заседании не признал заявленные административным истцом требования в полном объеме, пояснив суду, что при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. в связи с отставкой по собственному желанию, Краснинская районная Дума руководствовалась нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нормами Устава муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, и в порядке, предусмотренном Регламентом Краснинской районной Думы. Оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает.

Административное дело рассмотрено при полной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, заключение помощников прокурора, полагавших требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Пунктом 2 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

В соответствии со ст. 2 Регламента Краснинской районной Думы, утвержденной решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент), Краснинская районная Дума является представительным органом муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

Статьей 5 Регламента Краснинская районная Дума наделена полномочиями принимать, в том числе, решения об удалении Главы муниципального образования в отставку.

Судом установлено, что решением Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса», Радченко Г.М. избран Главой муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

ДД.ММ.ГГГГ в Краснинскую районную Думу поступило заявление Радченко Г.М. о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отставкой по собственному желанию.

Председателем Краснинской районной Думы Тимошенковым И.В. в тот же день к 14 часам 00 минутам созвано внеочередное заседание Краснинской районной Думы пятого созыва.

В повестку дня внеочередного заседания включены два вопроса: 1. О досрочном прекращении Главы МО «Краснинский район» Смоленской области и 2. О назначении исполняющего полномочия Главы МО «Краснинский район» Смоленской области.

Уведомление о проведении внеочередного 56-го заседания Краснинской районной Думы получено Радченко Г.М., как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ около 11-00 часов, что административным истцом не оспаривается.

Согласно протоколу внеочередного заседания Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании присутствовало 14 депутатов из общего состава – 15.

В ходе заседания при рассмотрении первого вопроса, указанного в повестке, депутаты слушали Радченко Г.М., пояснившего причины принятия решения об отставке. На предложение ФИО6 отозвать заявление об отставке по собственному желанию, Радченко Г.М. не ответил.

По итогам проведенного голосования: «за»-12 депутатов, «против» - 1 депутат и «воздержался» 1 депутат, Краснинской районной Думой принято решение о прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Регламента, Краснинская районная Дума состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Статьей 28 Регламента установлена подготовка и созыв заседаний Краснинской районной Думы.

Внеочередные заседания созываются, в частности, по предложению Председателя Думы. Внеочередное заседание Краснинской районной Думы должно быть проведено не позднее 7 дней с момента получения предложения о его созыве (ч. 3 ст. 28 Регламента).

В экстренных и чрезвычайных случаях Председатель принимает решение о немедленном созыве внеочередного заседания Краснинской районной Думы. В случае немедленного созыва внеочередного заседания Краснинской районной Думы материалы к заседанию вручаются депутатам непосредственно на заседании Краснинской районной Думы (ч. 4 ст. 28 Регламента).

Заседание Краснинской районной Думы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа депутатов Краснинской районной Думы.

Анализ указанного выше дает основания прийти к выводу о том, что нарушений процедуры подготовки и созыва заседания Краснинской районной Думы, не допущено.

Статья 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет право на обжалование в суд любых решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, конкретизирующее конституционное право на судебную защиту местного самоуправления.

Согласно статье 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из приведенных норм права следует, что административный истец вправе оспорить в суде в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования по собственному желанию, представив доказательства об отсутствии волеизъявления о прекращении полномочий по указанному основанию.

В судебном заседании в качестве свидетелей допрошены депутаты Краснинской районной Думы, присутствовавшие на внеочередном заседании Думы 04 октября 2017 года, подтвердившие, что у Радченко Г.И. в ходе заседания выяснялся вопрос о волеизъявлении написанного им заявления.

Суд находит, что при принятии решения Краснинской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ об отставке Главы МО «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. о досрочном прекращении полномочий по собственному желанию, депутаты сформировали свое мнение по данному вопросу путем голосования большинством голосов «за» принятие его отставки.

В соответствии с ч. 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих об отсутствии волеизъявления Радченко Г.М. о прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области по собственному желанию, административным истцом суду не представлено.

Довод административного истца и его представителя о нарушении процедуры регистрации заявления о досрочном прекращении полномочий Главы муниципального образования, равно как и довод о том, что заявление принято Краснинской районной Думой не лично от Радченко Г.М., а от неустановленного лица, правового значения для дела не имеет, поскольку факт написания указанного заявления собственноручно именно административным истцом Радченко Г.М., последним не оспаривается. Напротив, Радченко Г.М. пояснил, что указанное заявление он писал собственноручно.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Радченко Г.М. добровольно изъявил желание и написал заявление о прекращении полномочий Главы МО «Краснинский район» Смоленской области. Указанное заявление достоверно свидетельствует об отставке Радченко Г.М. по собственному желанию. Сведений о том, что заявление им было отозвано, не имеется, и самим заявителем не оспаривается.

В административном исковом заявлении Радченко Г.М. ссылается на то, что процедура удаления Главы муниципального образования в отставку правовыми актами муниципального образования не установлены.

Суд находит указанные доводы как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В заявлении об отставке Радченко Г.М. руководствуется п. 2 ч. 6 ст. 36 ФЗ№ 131-ФЗ, то есть по собственному желанию.

Основания и процедура досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в силу п.п. 7, 8 ч. 1 ст. 44 ФЗ № 131-ФЗ, определяются уставом муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области.

Пунктом 9 Устава муниципального образования «Краснинский район» определено, что полномочия Главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и в порядке, определенном Регламентом районной Думы.

Регламент Краснинской районной Думы не содержит порядка отставки главы муниципального образования по собственному желанию.

Вместе с тем, принимая во внимание, что отставка Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. по собственному желанию от занимаемом им должности являлось его добровольным волеизъявлением, учитывая, что положениями Федерального закона № 131-ФЗ подтверждение отставки главы муниципального образования какими-либо органами или должностными лицами не предусмотрено, суд не находит правовых оснований для признания незаконным и отмене Решения Краснинского районного Думы от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении полномочий Главы муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области Радченко Г.М. досрочно в связи с отставкой по собственному желанию.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основного административного искового требования, второстепенные требования административного искового заявления удовлетворению также не подлежат.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь главой 15, статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Радченко Г.М. к Краснинской районной Думе муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку Главы муниципального образования, восстановлении в должности, обязании выплаты заработной платы, взыскании понесенных судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Смоленского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Перова