ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/18 от 04.05.2018 Братского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2018 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Артёмовой Ю.Н.,

при секретаре Курбатовой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-864/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Группа «Илим» к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области об отмене предписания,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец АО «Группа «Илим» обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области с учетом уточнения, просит суд об отмене предписания № 15/ЧС-12 от 03 ноября 2017 года, вынесенного старшим инженером ОГН ГО, ЗНТЧС УНД и ПР Главного управления МЧС России по Иркутской области.

В обоснование иска указано, что в соответствии с разработанными терминами и определениями опасные объекты подразделяются на критически важные объекты Российской Федерации и потенциально опасные объекты. Перечень потенциально опасных объектов Иркутской области утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 28 января 2014 года № 4ДСП «Об утверждении перечня потенциально опасных объектов Иркутской области».

В соответствии с выпиской из Перечня потенциально опасных объектов Иркутской области от 30.10.2017 №17 на территории филиала АО «Группа «Илим» в городе Братске расположены потенциально опасные объекты: склад жидкого хлора и сернистого ангидрида; цех белильных растворов.

Паспорт безопасности опасных объектов на склад жидкого хлора и сернистого ангидрида и цех белильных растворов разработан (ФБ/20300-04-21), согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области 15.01.2016 и утвержден директором филиала ОАО «Группа Илим» в городе Братске 18.01.2016.

Типовой паспорт безопасности опасного объекта, утвержденный приказом МЧС РФ от 04.11.2004 N 506, принят во исполнение решения Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного Совета Российской Федерации от 13.11.2003, которым предусматривались меры по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Таким образом, обязанность по разработке типового паспорта безопасности должна возлагаться на руководителей таких предприятий, которые по своим производственным характеристикам могут быть отнесены к критически важным и потенциально опасным объектам.

Требования пунктов 5-9 предписания ответчиком было основано на том, что в государственном реестре опасных производственных объектов, зарегистрированных в соответствии с Федеральным Законом № 116 от 21.07.1997 «О Промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатируемых АО «Группа «Илим» (свидетельство о регистрации А19-07153 от 08.12.2016) опасным производственным объектам, указанным в пунктах п.5, п.6, п.7, п.8, п.9 акта проверки юридическим лицом, присвоены III, IV классы опасности в соответствии с требованиями ФЗ № 116-ФЗ «О Промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 307 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2013 № 105 «Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» (далее - приказ № 105) регулируются иные, отличные от регулируемых Законом № 116-ФЗ «О Промышленной безопасности опасных производственных объектов», правоотношения, связанные с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классы, на которые подразделяются потенциально опасные объекты по степени опасности в зависимости от масштабов возникающих чрезвычайных ситуаций, не имеют отношение к классам, на которые подразделяются опасные производственные объекты по смыслу Закона № 116-ФЗ «О Промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Учитывая изложенное, считает ошибочным вывод ответчика о необходимости у АО «Группа «Илим» обязанности разрабатывать паспорта безопасности на объекты включенные реестр опасных производственных объектов, зарегистрированных в соответствии с Федеральным Законом №116 от 21.07.1997 «О Промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как необходимость разработки паспортов безопасности опасного объекта закреплена в отношении специальных объектов, включенных в перечень критически важных или потенциально опасных объектов в соответствии с требованиями ФЗ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Пункт 10 Предписания № 15/ЧС от 03.11.2017: Паспорт безопасности опасных объектов филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске требует переработки, т.к. разработан на два объекта, что не предусмотрено действующим законодательством РФ. Основание п. 2,3 Приложения к приказу МЧС РФ от 04.11.2004г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

Паспорт безопасности опасных объектов на склад жидкого хлора и сернистого ангидрида и цех белильных растворов разработан (ФБ/20300-04-21), согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области 15.01.2016 и утвержден директором филиала ОАО «Группа Илим» в городе Братске 18.01.2016.

Пунктом 2 Приложения к Приказу МЧС России от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» установлено Типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, указанные требования не распространяются на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 4 Приложения к Приказу МЧС России от 04.11.2004 года «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» указано, что разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

Указанный пункт предписания вынесен ответчиком незаконно, т.к. АО «Группа «Илим» исполнило требования Приказа МЧС России от 04.11.2004 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» и разработало паспорт безопасности опасного объекта (ФБ/20300-04-21) на склад жидкого хлора и сернистого ангидрида и цех белильных растворов, действующим законодательством не предусмотрено запрета на оформление одного паспорта безопасности опасного на два объекта, более того законность действий АО Группа «Илим» подтверждено начальником ГУ МЧС России по Иркутской области, в виде согласования 15.01.2016 паспорта безопасности опасного объекта.

Таким образом, при указанных обстоятельствах считает, что Паспорт безопасности опасных объектов на склад жидкого хлора и сернистого ангидрида и цех белильных растворов разработан (ФБ/20300-04-21), согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области 15.01.2016г. и утвержденный директором филиала ОАО «Группа «Илим» в городе Братске 18.01.2016 в полной мере соответствует требованиям Приказа МЧС России от 04.11.2004 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».

В пункте 11 Предписания № 15/ЧС от 03.11.2017 указано, что в п. 3.1.3 гл. I (Общая часть) Плана по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов: склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске (далее - План ЛАРН) некорректно указана граница зон ЧС. Основание п. а,б ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пп. 1,2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240; п/п 3.1.3 п. 3.1 Положения к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Приказом МЧС России от 28 12.2004г. № 621.

Пункт 12 Предписания № 15/ЧС от 03.11.2017: в приложении 1 к Плану ЛАРН не указаны границы зон повышенного риска и районов приоритетной защиты. Основание: пп.1.2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240; п. 1 гл. V Положения 1 к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Приказом МЧС России от 28.12.2004г. № 621.

В соответствии с п.2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется - план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

План по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске согласован с начальником Сибирского регионального центра МЧС России 24.03.2013.

Таким образом, при указанных обстоятельствах считает, что План по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске, согласованный начальником Сибирского регионального центра МЧС России 24.03.2013 в полной мере соответствует требованиям указанного законодательства.

Так же считают, что План по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала ОАО «Группа «Илим» в г. Братске, согласованный начальником Сибирского регионального центра МЧС России 24.03.2013 в полной мере соответствует требованиям указанного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Группа «Илим» по доверенности Лаюшко П.И. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске с учетом уточнения, суду дополнительно пояснил, что все необходимые документы, относительно опасных производственных объектов, были АО «Группа «Илим» разработаны и надлежащим образом согласованы и утверждены. Оснований для их изменения и корректировки не имеется. Обязанность по доказыванию законности предписания лежит на административном ответчике.

По результатам плановой проверки надзорным органом был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, однако, постановлением мирового судьи производство по делу об административном правонарушении было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, решением судьи Братского городского суда постановление мирового судьи оставлено без изменения.

АО «Группа «Илим» разработало паспорт безопасности опасного объекта - АО «Группа «Илим», при этом в законе нет указания на необходимость разработки паспортов на каждый объект, либо запрета на разработку одного паспорта на все опасные объекты. Из пунктов 11, 12 предписания непонятно, что именно необходимо сделать и на основании каких нормативных актов. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного ответчика Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, предоставил суду письменный отзыв на административный иск.

В судебное заседание заинтересованные лица Кобызев Н.В., представитель филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Содержащиеся в предписании административного органа формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано.

Таким образом, предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (статья 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть, на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

По смыслу приведенных нормативных положений исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что по распоряжению заместителя начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области от 07.09.2017 № 15 в отношении АО «Группа «Илим» была назначена плановая выездная проверка с целью контроля соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании Плана проведения плановых проверок Главного управления МЧС России по Иркутской области на 2017 год.

В ходе проверки было установлено и зафиксировано в акте проверки № 15 от 03.11.2017 следующие нарушения:

- не разработаны паспорта безопасности опасных объектов АО «Группа «Илим»: базы товарно-сырьевой склада химических веществ и газов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки по производству целлюлозы по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки установки получения кислорода по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки производства целлюлозы № 2 по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки производства щепы по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки производства целлюлозы № 1 по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки складского хозяйства по адресу: Иркутская область, г. Братск; склада ГСМ по адресу: Иркутская область, г. Братск;

- паспорт безопасности опасного объекта - филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске требует переработки, так как разработан на два объекта, что не предусмотрено действующим законодательством РФ;

- в п. 3.1.3 гл. 1 (Общая часть) Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске (далее - План ЛАРН) некорректно указана граница зон ЧС - она не может соответствовать максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктами;

- в приложении к Плану ЛАРН не указаны границы зон повышенного риска и районов приоритетной защиты.

В целях устранения выявленных при проверке нарушений, 03 ноября 2017 года старший инженер отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД и ПР Главного управления МЧС России по Иркутской области Кобызев Н.В. вынес предписание № 15/ЧС-12 по устранению нарушений обязательных требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В соответствии с предписанием № 15/ЧС-12 от 03.11.2017 АО «Группа «Илим» выявлены нарушения и о необходимости в срок до 10.11.2018 провести следующие мероприятия:

1. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (база товарно-сырьевой склада химических веществ и газов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (база товарно-сырьевой склада химических веществ и газов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим).

2. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка по производству целлюлозы по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка по производству целлюлозы по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим).

3. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка установки получения кислорода по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка установки получения кислорода по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим).

4. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим).

5. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства целлюлозы № 2 по адресу: Иркутская область, г. Братск). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства целлюлозы № 2 по адресу: Иркутская область, г. Братск).

6. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства щепы по адресу: Иркутская область, г. Братск). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства щепы по адресу: Иркутская область, г. Братск).

7. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства целлюлозы № 1 по адресу: Иркутская область, г. Братск). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка производства целлюлозы № 1 по адресу: Иркутская область, г. Братск).

8. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка складского хозяйства по адресу: Иркутская область, г. Братск). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (площадка складского хозяйства по адресу: Иркутская область, г. Братск).

9. Не разработан паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (склад ГСМ по адресу: Иркутская область, г. Братск). Разработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области паспорт безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим» (склад ГСМ по адресу: Иркутская область, г. Братск).

10. Паспорт безопасности опасного объекта - филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске требует переработки, так как разработан на два объекта, что не предусмотрено действующим законодательством РФ. Переработать и согласовать с Главным управлением МЧС России по Иркутской области Паспорт безопасности.

11. В п. 3.1.3 гл. 1 (Общая часть) Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске (далее - План ЛАРН) некорректно указана граница зон ЧС - она не может соответствовать максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктами. Указать корректную границу зон ЧС в плане ЛАРН.

12. В приложении к Плану ЛАРН не указаны границы зон повышенного риска и районов приоритетной защиты. Указать границы зон повышенного риска и районов приоритетной защиты.

Также, по результатам проверки должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в вину юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Указанный протокол и материалы проверки были рассмотрены мировым судьей судебного участка № 44 Центрального района г. Братска в рамках административного дела № 5-370/2017. В результате рассмотрения дела мировым судьей вынесено постановление от 22.12.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Братского городского суда от 14.02.2018 постановление мирового судьи оставлено без изменения, а жалоба должностного лица - без удовлетворения.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как закреплено в статье 14 данного закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4, подпункт 5а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 4 ноября 2004 г. N 506 утвердило типовой паспорт безопасности опасного объекта.

Данный документ устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта, предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций (пункт 2 приложения к Приказу от 4 ноября 2004 г. N 506).

Согласно пункту 3 Приказа МЧС Российской Федерации от 04.11.2004 N 506 паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте (пункт 3).

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества.

Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что разработка паспорта безопасности на опасный объект является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

АО «Группа «Илим» имеет свидетельство о регистрации опасных производственных объектов А19-07153 от 08.12.2016, эксплуатируемых юридическим лицом, в том числе, базы товарно-сырьевой склада химических веществ и газов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки по производству целлюлозы по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки установки получения кислорода по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефтепродуктов по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илим; площадки производства целлюлозы № 2 по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки производства щепы по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки производства целлюлозы № 1 по адресу: Иркутская область, г. Братск; площадки складского хозяйства по адресу: Иркутская область, г. Братск; склада ГСМ по адресу: Иркутская область, г. Братск.

Довод административного истца о том, что указанные объекты не включены в перечень критически важных и потенциально опасных объектов, исключительно в отношении которых, по смыслу Приказа МЧС России от 04.11.2004 N 506, необходима разработка паспорта безопасности опасного объекта, соответственно АО «Группа «Илим» не должно оформлять паспорта безопасности опасных объектов, обоснованным не является. Ответчик эксплуатирует пожаровзрывоопасные, опасные химические производственные объекты, которые и упоминаются в пункте 2 приложения к Приказу от 04.11.2004 N 506 как объекты, на которые необходимо оформление паспорта безопасности опасного объекта.

Таким образом, на основании анализа положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", положений Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также приведенного выше Приказа МЧС России от 04.11.2004 N 506, суд приходит к выводу, что АО «Группа «Илим» как собственник опасных объектов, эксплуатирующий взрывопожароопасные производственные объекты, зарегистрированные в соответствующем государственном реестре, обязано иметь оформленные в соответствии с нормами действующего законодательства паспорта безопасности опасных объектов.

Вместе с тем, разрешая заявленные административные исковые требования, суд исходит из того, что предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В материалах дела имеется Паспорт безопасности опасного объекта филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске, который согласован с ГУ МЧС России по Иркутской области 15.01.2016 и утвержден директором филиала ОАО «Группа Илим» в городе Братске 18.01.2016.

Также суду предоставлен Паспорт безопасности опасного объекта филиала АО «Группа «Илим» в г. Усть-Илимске, согласованный с ГУ МЧС России по Иркутской области 20.01.2017 и утвержденный директором филиала ОАО «Группа Илим» в городе Усть-Илимске 02.02.2017.

Как усматривается из п.п. 1-9 оспариваемого предписания, АО «Группа «Илим» необходимо разработать паспорта безопасности на 9 опасных объектов в г. Братске и в г. Усть-Илимске.

Вместе с тем, в п. 10 предписания указывается на наличие паспорта безопасности опасного объекта АО «Группа «Илим», однако, с указанием его несоответствия по форме и содержанию.

Таким образом, учитывая, что объекты, перечисленные в п.п. 1-9, входят в состав АО «Группа «Илим», при этом паспорта безопасности опасных объектов согласованы с ГУ МЧС России по Иркутской области, то предписание № 15/ЧС-12 от 03 ноября 2017 года содержит в себе противоречие.

Кроме того, поскольку паспорта безопасности опасных объектов - филиалов АО «Группа «Илим» согласованы в установленном законом порядке, то, следовательно, при согласовании данных паспортов, надзорным органом нарушений требований выявлено не было.

Однако, ни в акте проверки, ни в предписании, не указаны мотивы должностного лица о том, почему на момент согласования планов безопасности опасных объектов АО «Группа «Илим» ГУ МЧС России по Иркутской области требования закона не были нарушены, однако, на момент проведения плановой проверки, выявлено, что указанные планы безопасности не соответствуют установленным требованиям.

Также, как следует из представленного плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске, последний 25.06.2013 был утвержден департаментом территориальной политики МЧС России, согласован с начальником Сибирского территориального цента МЧС России, замечания по представленному плану отсутствовали, срок действия плана - 5 лет.

При составлении акта проверки надзорным органом не указано, по каким причинам представленные обществом согласования с ГУ МЧС России по Иркутской области: паспорта безопасности опасного объекта и Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов склада ГСМ базы материально-технического снабжения филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске с приложениями - не были признаны соответствующими закону, притом, что последние были согласованы должностными лицами того же самого надзорного органа. Не указано, каким образом АО «Группа «Илим» должно было соблюдать требования закона, если согласование, полученное Обществом в уполномоченном государственном органе, не принимается без указания причин должностными лицами этого органа.

АО «Группа «Илим», получив указанные выше согласования, полагало себя выполнившим все требования закона, поскольку эти согласования были выданы в установленном законом порядке и уполномоченными надзорными органами.

Мероприятия, предложенные в п.п. 11, 12 предписания об указании корректной границы зон ЧС и границ зон повышенного риска и районов приоритетной защиты в Плане ЛАРН, также не являются ясными и доступными для понимания.

Так, довод надзорного органа о том, что граница зон ЧС не может соответствовать максимально возможной площади загрязнения нефтепродуктами, не подкреплен нормой права и является голословным.

План ЛАРН имеет приложение № 1 «Схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организации с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты», что соответствует требованиям п. 1 гл. V Приложения 1 к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621.

Как указано в Правилах разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утв. Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621, корректировка (переработка) Планов ЛАРН осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), однако, сведений об изменении исходных данных с момента утверждения плана ЛАРН письмом МЧС России 25.06.2013, у суда не имеется, срок действия плана ЛАРН не истек.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все пункты предписания № 15/ЧС-12 от 03 ноября 2017 года не соответствуют требованиям действующего законодательства, не конкретизированы и не исполнимы, требуют дополнительного разъяснения со стороны надзорного органа.

Кроме того, указанное предписание в силу его не конкретности и не исполнимости нарушает права административного истца и может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности за его не исполнение.

На основании изложенного, суд считает необходимым признать предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области № 15/ЧС-12 от 03 ноября 2017 года, вынесенное в отношении АО «Группа «Илим», незаконным и подлежащим отмене.

Доказательств, подтверждающих соответствие содержания оспариваемого предписания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, административным ответчиком не предоставлено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Иркутской области № 15/ЧС-12 от 03 ноября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Ю.Н. Артёмова