ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/20 от 19.02.2020 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-864/2020 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 19 февраля 2020 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе

председательствующего судьи Митьковой М.В.,

при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» к Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, государственному инспектору труда Пекшеевой Екатерине Викторовне о признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» (далее Организация) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Республики Марий Эл от 27 декабря 2019 года .

В обоснование заявленных требований указано, что 9 января 2020 года поступило предписание от 27 декабря 2019 года, которым га организацию возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства: устранить нарушение ст. 91 ТК РФ – вести надлежащий учет рабочего времени, устранить нарушения ст. 136 ТК РФ – пересчитать заработную плату Набокову А.В. с учетом ст. 236 ТК РФ в срок 27 января 2020 года. Основанием для вынесения указанного предписания послужил акт от 27 декабря 2019 года выездной внеплановой проверки, в котором указано, что согласно трудовому договору от 21 января 2008 года и приказу о приеме на работу Набоков А.В. принят на работу в филиал «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» на должность водителя 5 разряда, с установлением 40 час. рабочей недели с двумя выходными днями, рабочий день с 8 до 17 часов. В отношении водителей автомобилей, утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года . Во исполнение указанного Положения организацией изданы приказы: от 6 сентября 2018 года, в котором для водителей 5 разряда установлен с 1 октября 2018 года скользящий график работы при суммированном учете рабочего времени (учетный период 3 месяца): начало работы в 7.30 час, окончание – 20.30 час., перерыв для отдыха и питания с 11 час. до 11.30 час., с 14.30 час. до 15 час., с 18 час. до 18.30 час.; № 02 от 9 января 2019 года для водителей 5 разряда установлен с 1 апреля 2019 года скользящий график работы при суммированном учете рабочего времени (учетный период 3 месяца) с выходными днями согласно графика : начало работы в 7.45 час, окончание – 20.15 час., перерыв для отдыха и питания с 11.45 час. до 12.45 час., с 17.45 час. до 18.25 час. Время начала и окончания работы для водителей установлено таким образом, чтобы они успевали до начала рабочего дня инженерно-технических работников пройти медицинский осмотр. Так как водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, а также осуществить доставку инженерно-технических работников от места жительства до места работы и обратно, водителям установлен режим работы с 7.30 час. до 20.30 час., а с 1 апреля 2019 года с 7.45 час. до 20.15 час. Для осуществления предрейсовых медицинских осмотров заключен договор об оказании медицинских услуг № 199 от 29 декабря 2018 года с ГБУ РМЭ «Советская центральная районная больница», по условиям которого учреждение обеспечивает проведение предрейсовых медицинских осмотров, начиная с 7.30 час. При проведении проверки установлено, что согласно путевым листам Набоков А.В. проходил медицинские осмотры ранее времени, указанного в приказе и графике сменности, в связи с чем возложена обязанность доначислить заработную плату и надлежащим образом вести учет рабочего времени, что он делал по своему усмотрению и это не должно уплачиваться работодателем.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Наумова О.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, и дополнительно представленным письменным пояснениям, указав, что в части требований предписания об оплате водителям времени проведения медицинского осмотра имеет место индивидуальный трудовой спор, а также просила применить срок исковой давности, предусмотренный ст. 393 ТК РФ, явка на предрейсовый медицинский осмотр раньше установленного графика рабочего времени является личной инициативой Набокова А.В.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, административный ответчик государственный инспектор труда Пекшеева Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело без их участия.

Заинтересованное лицо Набоков А.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав, что с учетом расстояния проходит медицинский осмотр раньше начала рабочего времени в связи с производственной необходимостью, пояснил, что перерасчет и выплата заработной платы за указанный период ему произведены.

Исследовав материалы административного дела, материал проверки , суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащегося (дела – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Из материалов дела следует, что в период с 3 декабря 2019 года по 27 декабря 2019 года в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проверки 27 декабря 2019 года составлен акт проверки , из которого следует, что выявлены нарушения в виде ненадлежащего учета рабочего времени, отработанного водителем Набоковым А.В., неполной выплаты заработной платы Набокову А.В. за период с января 2019 года по октябрь 2019 года включительно.

27 декабря 2019 года Государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Республике Марий Эл Пекшеевой Е.В. в отношении ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» вынесено предписание №, согласно которому административному истцу в срок до 27 января 2020 года необходимо устранить нарушения требований статьи 91 ТК РФ – вести надлежащим образом учет рабочего времени и устранить нарушения ст. 136 ТК РФ - пересчитать заработную плату Набокову А.В. с учетом требований ст. 236 ТК РФ.

В обоснование заявленных доводов административный истец ссылается на незаконность оспариваемого предписания, поскольку учет рабочего времени организацией ведется в соответствии с трудовым распорядком, оснований для доначисления заработной платы не имеется, кроме того, имеет место индивидуальный трудовой спор, что не входит в компетенцию государственной инспекции труда.

В силу ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Как следует из материалов дела, согласно трудовому договору от 21 января 2008 года и приказу о приеме работника на работу -к от 21 января 2008 года Набоков А.В. принят в филиал ФГУП «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» на должность водителя 5 разряда в УКВ цех <адрес>, с установлением 40 час. рабочей недели с двумя выходными днями, рабочий день с 8 до 17 часов.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 28 декабря 2015 года Набокову А.В. устанавлен суммированный учет рабочего времени; дни работы, время начала и окончания работы, согласно графику работ. Учетный период в соответствии с Коллективным договором – один месяц.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 1 ноября 2019 года Набокову А.В. устанавлен суммированный учет рабочего времени; дни работы, время начала и окончания работы, согласно графику работ. Учетный период в соответствии с Коллективным договором – три месяца.

В отношении водителей автомобилей утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 года .

Согласно приказу № 54 от 6 сентября 2018 года водителям 5 разряда установлен с 1 октября 2018 года скользящий график работы при суммированном учете рабочего времени (учетный период 3 месяца): начало работы в 7.30 час, окончание – 20.30 час., перерыв для отдыха и питания с 11 час. до 11.30 час., с 14.30 час. до 15 час., с 18 час. до 18.30 час.

Согласно приказу № 02 от 9 января 2019 года для водителей 5 разряда установлен с 1 апреля 2019 года скользящий график работы при суммированном учете рабочего времени (учетный период 3 месяца) с выходными днями согласно графика : начало работы в 7.45 час, окончание – 20.15 час., перерыв для отдыха и питания с 11.45 час. до 12.45 час., с 17.45 час. до 18.25 час.

С приказом Набоков А.В. ознакомлен под подпись.

В соответствии со ст. 213 ТК РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Как следует из пояснений административного истца, время начала и окончания работы для водителей установлено таким образом, чтобы они успевали до начала рабочего дня инженерно-технических работников пройти медицинский осмотр. Так как водители должны проходить предрейсовый медицинский осмотр, а также осуществить доставку инженерно-технических работников от места жительства до места работы и обратно, водителям установлен режим работы с 7.30 час. до 20.30 час., а с 1 апреля 2019 года с 7.45 час. до 20.15 час.

Как следует из материалов дела, для осуществления предрейсовых медицинских осмотров истцом заключен договор об оказании медицинских услуг от 29 декабря 2018 года с ГБУ РМЭ «<данные изъяты>». По условиям договора больница обеспечивает проведение предрейсовых медицинских осмотров начиная с 7.30 час.

В соответствии с п. 15 Приказа Минтранса России от 20 августа 2004 года №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», рабочее время водителя состоит, в том числе из следующего периода: время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.

При проведении проверки установлено, что согласно путевым листам Набоков А.В. проходил медицинские осмотры ранее времени, указанного в приказе и графике сменности.

Так согласно путевым листам Набокова А.В. в частности от 3 февраля 2019 года водитель проходил медицинский смотр в 7.30 час, 14 февраля 2019 года проходил медицинский осмотр в 7.20 час., 15 февраля 2019 года в 7.20 час., 19 февраля 2019 года в 7.10 час., 14 марта 2019 года в 7.10 час., 15 марта 2019 года в 7.10 час., 14 марта 2019 года в 7.10 час., 15 марта 2019 года в 7.10 час., 3 апреля 2019 года в 7.10 час., 4 апреля 2019 года Набоков А.В. проходил медицинский осмотр в 7.10 час. Аналогичные нарушения по всем путевым листам за период с января 2019 года по октябрь 2019 года.

Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Согласно статье 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В силу абзаца второго статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правилами абзаца шестого части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда от 11 июля 1947 года № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, как и не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Применительно к приведенному правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам, вопрос о начислении и выплате заработной платы относится именно к категории индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению и разрешению в судебном порядке.

Следовательно, оспариваемое предписание от 27 декабря 2019 года вынесено государственным инспектором труда по вопросу, не относящемуся к его компетенции, а потому является незаконным.

Ссылки административного истца о пропуске срока исковой давности, предусмотренного ст. 393 Трудового кодекса РФ, судом не принимаются во внимание, поскольку в данном случае предметом рассмотрения данного спора является оспаривание предписания, а не разрешение требований, вытекающих из индивидуального трудового спора.

Предписание Государственной инспекции труда в части пункта 1, обязывающего административного истца вести надлежащий учет рабочего времени, носит общеправовой характер и не содержит указаний на конкретные меры по их исполнению. В данном пункте предписания не отражено, какие нарушения должны быть устранены и в какие сроки, а также какие меры должны быть приняты по их недопущению. В связи с чем пункт 1 предписания также не может быть признан законными и подлежит отмене.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое предписание от 27 декабря 2019 года получено ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Радиотелевизионный передающий центр Республики Марий Эл» 09 января 2020 года, административный истец обратился в суд с административным иском 15 января 2020 года, в связи с чем суд полагает, что в данном случае десятидневный срок для обращения с административным иском в суд заявителем не пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Республики Марий Эл Пекшеевой Е.В. от 27 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Йошкар-Олинский городской суд РМЭ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья М.В. Митькова

Мотивированное решение

составлено 27.02.2020 года.