ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-864/2022 от 19.08.2022 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

дело

УИД

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Димитриевой Н.С., при секретаре судебного заседания Поливердовой А.О., с участием:

административного истца Апициной Т.М.,

представителя административного ответчика - администрации Муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Апициной Татьяны Мирославовны к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий » Заполярного района Ненецкого автономного округа о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого дома,

установил:

Апицина Т.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа о признании права на первоочередное расселение многоквартирного жилого .

В обоснование своих требований административный истец указала, что она является собственником .

Распоряжением администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» от 13 августа 2021 года многоквартирный признан аварийным и подлежащим сносу в срок до 31 декабря 2030 года.

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 29 октября 2021 года в п. Искателей включен в окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа расселения в срок с 2024 по 2030 годы.

Истец указывает, что существует угроза обрушения дома, что подтверждено отчетом по обследованию здания, выполненного АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» отделение по Ненецкому автономному округу Северного филиала от ДД.ММ.ГГГГ.

По изложенным в иске основаниям, в связи с тем, что существует угроза обрушения дома, административный истец просит признать первоочередное право расселения .

В судебном заседании Апицина Т.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Настаивала на том, что существует угроза обрушения дома, что отражено в исследовательской части отчета.

Представитель административного ответчика - администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа ФИО4 с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил в их удовлетворении отказать. Полагал, что истцом не представлено доказательств того, что существует угроза обрушения . Пояснил, что из отчета по обследованию многоквартирного дома, представленного истцом, не следует, что имеется угроза его обрушения, поскольку в выводах указано о том, что общее состояние дома оценивается как аварийное. Администрацией муниципального образования с учетом выводов, изложенных в отчете, дом признан аварийным.

Заинтересованное лицо - Департамент строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа не обеспечил явку представителя. Представил в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что Апицина Т.М. является собственником 1/3 доли жилого помещения, расположенного по адресу: .

Распоряжением администрации МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» от 13 августа 2021 года многоквартирный в п.Искателей признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктами 2 и 3 указанного распоряжения определен срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях в данном доме в срок до 31.12.2030; предписано организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе дома до 31.12.2030.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 -п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе».

Государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Как установлено судом, постановлением администрации НАО от 29.10.2021 -п, включен в Окружной реестр жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа, третьего этапа реализации подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п).

В настоящее время подпрограммой 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/ или с высоким уровнем износа» предусмотрено, что она реализуется с 2014 года по 2030 год в три этапа первый этап: жилищный фонд муниципального образования «Город Нарьян-Мар» - 2014 - 2018 годы, жилищный фонд МО «Рабочий поселок Искателей" - 2014 - 2019 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2014 - 2024 годы; второй этап: жилищные фонды муниципального образования «Город Нарьян-Мар» и МО «Рабочий поселок Искателей» - 2017 - 2023 годы, жилищный фонд сельских поселений Ненецкого автономного округа - 2017 - 2024 годы.

Как предусмотрено разделом 2 «Характеристика сферы реализации подпрограммы 2» в целях включения в окружной реестр первого этапа подпрограммы 2 (Приложение 1 к подпрограмме 2) под непригодными для проживания понимаются: многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, до 1 января 2012 года; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2011 года; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1985 года.

В окружной реестр второго этапа подпрограммы 2 (Приложение 2 к подпрограмме 2) включены: многоквартирные дома, признанные в период с 1 января 2012 года по 1 января 2016 года аварийными и подлежащие сносу; многоквартирные жилые дома с физическим износом 65% и свыше, который подтвержден данными технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства по состоянию на 1 января 2016 года, не включенные в реестр первого этапа; сборно-щитовые, каркасно-засыпные многоквартирные жилые дома и дома блокированной застройки, введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 года, не включенные в реестр первого этапа, износ которых составляет 50% и более; многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых по состоянию на 1 января 2016 года превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость строительства, определенную нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; многоквартирные жилые дома, в случае их непредвиденного разрушения, в результате которого проживание и реконструкция не возможны.

Определение условий включения домов в окружной реестр третьего этапа будет осуществлено по результатам реализации второго этапа. До момента определения данных условий в третий этап (Приложение 3 к Подпрограмме 2) включаются многоквартирные дома, исключенные после 1 января 2016 года из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы (за исключением многоквартирных домов, в отношении которых принято решение о реконструкции) по следующим основаниям: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) многоквартирных домов, определенный после 1 января 2016 года, составляет свыше семидесяти процентов; совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, определенная после 1 января 2016 года, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает пятьдесят процентов стоимости строительства, утвержденной нормативным правовым актом Администрации Ненецкого автономного округа для домов из монолитных и кирпичных конструкций; признание многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Решение о включении домов в окружной реестр второго этапа принимается на основании представленных муниципальными образованиями и/или собственниками жилых помещений документов, подтверждающих условия формирования второго этапа.

Включение многоквартирных домов в третий этап осуществляется в течение шести месяцев со дня исключения их из региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, на 2014 - 2043 годы.

Также в окружной реестр третьего этапа подлежат включению многоквартирные дома, признанные аварийными до 01.01.2017, ранее не включенные окружные реестры подпрограммы 2.

Реализация окружных реестров осуществляется последовательно. В рамках отдельного этапа определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда. Выбор первоочередности осуществляется органом местного самоуправления и зависит от технического состояния дома.

При наличии угрозы обрушения многоквартирный дом подлежит включению в окружной реестр текущего этапа с первоочередным правом расселения.

Согласно частям 6, 8 статьи 2 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Абзацем 2 пункта 49 указанного Положения предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принять соответствующее решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании не оспаривалось, что определение срока сноса многоквартирного жилого дома на территории муниципального образования «Городское поселение «Рабочий » и срока отселения граждан, проживающих в доме, входит в компетенцию ответчика – органа местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что на основании договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ по заказу Апициной Т.М. отделением по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» проведено обследование .

Из общих выводов, изложенных в отчете об обследовании здания, 16-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, следует, что в результате визуального осмотра выявлено: общее состояние здания в целом, согласно ГОСТ 31937-2011, оценивается как аварийное. Выполнение собственниками своих обязанностей по содержанию общедомового имущества и проведение косметических ремонта не могут устранить причин деформаций, повреждения и гниения конструктивных элементов здания. Здание построено в 1998 году и на дату обследования (30.04.2021) эксплуатируется 23 года. По результатам обследования общий износ здания оценивается в 50 %. Выявлены значительные деформации, поражение плесенью и гнилью, начавшееся разрушение цокольного перекрытия – оно находится в аварийном состоянии. Износ перекрытий оценен в 75 %. Столбы фундамента значительно поражены гнилью и трещинами, местами началось их разрушение, отдельные столбы крошатся рукой в труху. Поскольку разрушение цокольного перекрытия уже начались, дом нуждается в незамедлительном проведении капитальном ремонте. В существующем виде дом не пригоден для проживания.

Из описания объекта, его конструкции и состояния, изложенных в Приложении 6 и 6.1 отчета, следует, что обнаружены значительные деформации цокольного перекрытия и его поражение плесенью и гнилью. В некоторых места началось его обрушение. Полы в местах общего пользования сильно искривлены, при ходьбе ощущается зыбкость. Существует вероятность дальнейшего обрушения конструкций перекрытия (п.4 Д); выявлены деформации пола, в квартирах устраняемые силами жильцов. Из-за обрушения цокольного перекрытия с утеплением происходит промерзание пола в зимний период. Состояние полов оценивается как аварийное - существует угроза обрушения, проваливания пола из-за начавшегося разрушения цокольного перекрытия (п.10).

Выводы, изложенные в отчете, администрацией МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» не оспариваются.

Опрошенный в судебном заседании инженер отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» Свидетель №1, проводивший осмотр и подготовивший отчет, показал, что существует угроза обрушения данного дома. В общих выводах отраженных в п.5 отчета, не указаны выводы о наличии угрозы обрушения из-за технической ошибки, допущенной при изготовлении отчета.

Оценив исследованные по делу доказательства, суд считает представленный истцом отчет по обследованию указанного жилого дома, проведенному сотрудниками отделения по Ненецкому автономному округу Северного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», допустимым доказательством, подтверждающим наличие угрозы обрушения здания или его части.

Суд учитывает, что указанный отчет подготовлен компетентными специалистами уполномоченной организации по результатам осмотра строения и его конструктивных элементов. Выводы в отчете мотивированы, оснований для несогласия с ними не имеется.

Выводы в отчете органа технической инвентаризации подтверждаются представленными в нем фотоснимками конструктивных элементов здания с зафиксированными на них повреждениями. Оснований не доверять выводам в указанном отчете у суда по делу не имеется.

Доводы представителя ответчика, считающего, что в указанном отчете нет выводов о том, что существует угроза обрушения дома, судом отклоняются, как необоснованные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.

Возражения в данной части ответчиком допустимыми доказательствами не подтверждены, со своей стороны иных допустимых доказательств, опровергающих достоверность, обоснованность выводов в представленном истцом отчете по обследованию жилого дома, администрацией муниципального образования не предоставлено.

Государственной программой Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п, определено, что определяющим фактором первоочередного расселения дома является дата признания его аварийным, а также наличие угрозы обрушения, подтвержденной вступившим в законную силу решением суда.

Иных способов защиты жилищных прав и реализации права на первоочередное расселение Программой не предусмотрено.

Таким образом, факт наличия угрозы обрушения спорного дома подтверждается допустимым доказательством, который ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах, суд считает по делу установленным, что имеется угроза обрушения .

При установлении факта наличия угрозы обрушения , суд приходит к выводу о том, что имеются основания для признания права на первоочередное расселение указанного многоквартирного жилого дома, определив его первоочередное расселение в рамках текущего (второго) этапа реализации подпрограммы 2.

При подаче иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Как разъяснено в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

С учетом указанных разъяснений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца с ответчика расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Апициной Татьяны Мирославовны к администрации муниципального образования «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей» Заполярного района Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Признать право первоочередного расселения дома, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, , в рамках текущего этапа расселения подпрограммы 2 «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2013 года № 415-п, в связи с наличием угрозы обрушения данного многоквартирного дома.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.