Дело № 2а-8669/2021 (47RS0004-01-2021-007655-77)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Витер Л.В.,
при секретаре Фирсовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хованцевой Анастасии Викторовны к Администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в согласовании переустройства и/или перепланировки, обязании принять решение согласовании
УСТАНОВИЛ:
Хованцева А.В. обратилась в Всеволожский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры, обязать Администрацию МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки квартиры.
В обоснование административных исковых требований указывает, что является собственником квартиры.
24.04.2021 года подала административному ответчику заявление в электронном виде о переустройстве и (или) перепланировке квартиры с предоставлением необходимого пакета документов.
15.06.2021 года получила отказ в согласовании, обоснованным тем, что представленный Проект перепланировки и переустройства <адрес> по адресу: <адрес>, не подписан квалифицированной электронной подписью проектной организации и не может признаваться электронным документом в силу п.5.2 Решения Совета депутатов МО «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Считает, что указанный пункт решения содержит только требования к текстовым и графическим материалам, входящим в состав проекта, и не содержит требование о подписании квалифицированной электронной подписью электронного образа документа, предоставляемого в рамках оказания муниципальной услуги посредством портала «<адрес>», проектной организацией. В связи с чем, считает, что указаное в решении основании для отказа в согласовании не предусмотрено действующим законодательством, кроме того, административный ответчик не вправе требовать иные документы, кроме предусмотренных п.2 и п.2.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ.
Ссылается на обращение с жалобой на отказ в порядке подчиненности, было принято решение об обоснованности отказа.
Ссылаясь на изложенное, Хованцева А.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание административный истец не явилась, уведомлена надлежащим образом, просит рассматривать дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика явился, просит отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хованцева А.В. обращалась с заявлением в Администрацию МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> с просьбой разрешить переустройство и перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>, Воронцовский бульвар, 23/11-329. К заявлению приложены проект перепланировки и переустройства квартиры, правоустанавливающие документы на квартиру, технический паспорт квартиры.
Решением Совета депутатов МО «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17.04.2019 года №18 утверждено «Положение о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» (далее - Положение). Приложением №3 к данному решению является Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов перевода жилых помещений в нежилые, и нежилых помещений в жилые, переустройству (или) перепланировке жилых и нежилых помещений всех форм собственности на территории МО «Муринское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В соответствии с п.1.2 данного Положения вопросы, связанные с переводом жилых помещений в нежилые, и нежилых помещений в жилые, переустройству (или) перепланировке жилых и нежилых помещений всех форм собственности на территории МО «Муринское сельское поселение» рассматриваются межведомственной комиссией.
Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим, членами Комиссии на заседании и утверждаются главой администрации МО «Муринское сельское поселение».
По общему правилу п.4 ст.26 Жилищного кодекса РФ решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
Постановлением Администрации МО «Муринское сельское поселение от 30.09.2019 года №260 внесены изменения в постановление администрации от 10.05.2017 №123 «Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг», в том числе – Приложение №4 Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».
29.06.2021 года Хованцевой А.В. направлен ответ на ее заявление о разрешении переустройства и перепланировки жилого помещения, в котором административный ответчик со ссылкой на п.2.7 Административного регламента сообщил, что для получения муниципальной услуги «Принятие документов, и выдача решений о согласовании переустройства и (или перепланировки жилого (нежилого) помещения» необходимо предоставить заявление и необходимые документы.
В соответствии с положениями ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа (п.3 ст.26 Жилищного кодекса РФ).
Предоставление подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме предусмотрено пп.5 п.26 Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации МО «Муринское сельское поселение от 30.09.2019 года №260.
Согласно п.5.2 Положения текстовые и графические материалы, входящие, в состав проекта оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 21.1001-2009 «Система проектной документации для строительства. Общие положения».
В настоящее время с 01.01.2021 года Приказом Росстандарта от 23.06.2020 N 282-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 21.101-2020 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации". При этом, Положение не содержит изменений в части указания действующего документа.
В соответствии с ч.8 данного национального стандарта в случае предоставления проектной документации в виде электронного документа: для передачи и проектной и рабочей документации электронные документы комплектуются в пакет электронных документов, согласно п.8.2.7 электронные документы, включенные в состав пакета электронных документов подписываются электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью указаны в ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Так в силу п.1 ст.6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В силу п.4 вышеуказанной нормы одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.
Как следует из п 2.18.3 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Принятие документов, и выдача решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения», для получения муниципальной услуги без личной явки на прием в администрации, заявителю необходимо предварительно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись для заверения заявления и документов, поданных в электронном виде через портал Госуслуг.
Согласно п.2.18.5 Административного регламента, в случае, если заявитель выбрал способ оказания услуги без личной явки, то он должен приложить к заявлению электронные документы, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, административный ответчик пришел к правомерному выводу о необходимости наличия квалифицированной электронной подписи юридического лица, составившего проект перепланировки.
Согласно п.2 Административного регламента, если электронное заявление и электронные документы не заверены усиленной квалифицированной электронной подпись, должностное лицо администрации формирует пакет документов, поступивших через портал Госуслуг и передает должностному лицу администрации, наделенному в соответствии с должностным регламентом функциями по выполнению административной процедуры по приему заявлений и проверке документов (то есть, в Комиссию согласно вышеуказанного Положения). Также формирует приглашение на прием, в котором указывает какие документы необходимо представить заявителю на приеме, а также указывает дату и время приема.
В случае неявки заявителя на прием в назначенное время заявление и документы хранятся в АИС «Межвед ЛО» в течение 30 календарных дней, и переводятся в архив.
В силу п.1 ст.27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае: 1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; 1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу п.2 ст.27 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке (п.3 ст.27 Жилищного кодекса РФ).
С учетом изложенного, ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ не является отказом в предоставлении муниципальной услуги, а является документом, который сформирован в соответствии с п.2.18.8 Административного регламента. Однако в данном документе не содержится сведений о приглашении заявителя на прием.
Кроме этого, в материалах, сформированных по заявлению Хованцевой А.В., отсутствует решение межведомственной комиссии, установленный законом 45-дневный срок для рассмотрения заявления пропущен.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом изложенного, административным ответчиком принято решение с нарушением процедуры его принятия, в связи с чем, данный ответ не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ст.178 КАС РФ, суд полагает нужным обязать администрацию муниципального образования «Муринское сельское поселение» в течение 45 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление Хованцевой Анастасии Викторовны разрешить переустройство и перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>
Таким образом, в связи с изложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований административного истца.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Хованцевой Анастасии Викторовны удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Администрации МО «Муринское сельское поселение от 29.06.2021 года.
Обязать Администрацию муниципального образования «Муринское сельское поселение» в течение 45 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть заявление Хованцевой Анастасии Викторовны разрешить переустройство и перепланировку жилого помещения по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
В окончательной форме решение изготовлено 30.07.2021 года