ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-866/2018 от 07.06.2018 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-866/2018 07 июня 2018 года

г.Архангельск

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Уткиной И.В.,

при секретаре Пеньковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным решения о внесении в областной регистр граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших), ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, ФИО1 в части установления учетного номера очереди областного регистра, возложении обязанности установить учетный номер исходя из очередности лиц указанной категории и даты постановки их на учет,

установил:

Кость Е.С. обратился в суд с административным иском к ответчику оо признании незаконным решения о внесении в областной регистр граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших), ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, ФИО1 в части установления учетного номера очереди областного регистра, возложении обязанности установить учетный номер исходя из очередности лиц указанной категории и даты постановки их на учет.

В обоснование иска указал, что решением Октябрьского районного суда г.Архангельска от 18.04.2013 по делу №2-1414/2013 на Администрацию МО «Город Архангельск» возложена обязанность по представлению Кость Е.С. на состав семьи 4 человека благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв.м. Апелляционным определением резолютивная часть решения дополнена указанием на предоставление семье Кость Е.С. жилого помещения из государственного жилищного фонда Архангельской области в порядке очередности из числа лиц, имеющих право на льготы в соответствии с пп.3 п.1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа лиц, указанных в ФЗ «О ветеранах», осуществляются в порядке очередности в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённым Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 №58-па. Административный истец с января 1989 года состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма, включен в список лиц, имеющих право на первоочередное представление жилья. 15.05.2012 административному истцу было выдано свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение жилья от 14.05.2012 /ф на сумму 613 800 руб., которое было возвращено ГУ «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» неиспользованным на основании заявления административного истца от 13.02.2013, содержащего просьбу о предоставлении ему данной меры социальной поддержки в натуральной форме – в виде предоставления благоустроенного жилого помещения на состав семьи из четырех человек. Указанные обстоятельства послужили основанием для перемещения административного истца в конец областного регистра граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, в соответствии с пунктом 37 Порядка. Учётный номер очереди административного истца в указанном областном регистре по состоянию на 01.09.2017 – 1030. Административный истец не согласен с указанным номером в очереди областного регистра на получение жилого помещения. Из-за действий административного ответчика с июля 2013 года заинтересованное лицо не имеет возможности его исполнить и представить административному истцу жилое помещение. Просил признать незаконным решение административного ответчика о внесении в областной регистр граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших), ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, ФИО1 в части установления учетного номера очереди областного регистра, обязании административного ответчика установить учетный номер Кость Е.С. в областном регистре граждан, исходя из очередности лиц указанной категории и даты постановки их на учёт.

Административный истец и его представитель исковые требования поддержали. Указали, что не согласны с действиями административного ответчика по перемещению Кость Е.С. в конец очереди, полагают, что в очереди на предоставление жилого помещения Кость Е.С. должен быть первым. Об установлении номера в очереди на жилое помещение истец узнал из содержания апелляционного определения от 29.01.2018.

Представитель административного ответчика Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзыве указали, что с административным иском не согласны. Кость Е.С. пользуется льготами по п.1 ст.16 ФЗ №5-ФЗ. Кость Е.С. бы включен в областной регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ветеран боевых действий с датой постановки на учёт 20.01.1989. Ему было выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, дата выдачи 14.05.2012 /ф. Указанное свидетельство было возвращено Кость Е.С. в отделение. Следовательно, свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не было реализовано административным истцом. В связи с указанным на основании п.37 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утверждённого Постановлением Администрации Архангельской области от 02.04.2007 №58-па Кость Е.С. перемещен в конец областного регистра, номер очередности – 1030. Всего в данном регистре 1030 граждан. Полагают, что Министерство не нарушало порядок ведения очередности областного регистра граждан.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Город Архангельск» в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела следует, что Кость Е.С. является ветераном боевых действий, в связи с чем имеет право на обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с п.1 ст.16 ФЗ №5-ФЗ «О ветеранах».

В связи с указанным Кость Е.С. включен в регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки на учёт 20.01.1989.

14.05.2012 Кость Е.С. выдано свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета /ф.

13.02.2013 истец представил в ГУ «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску» письменное заявление, в котором он указал, что возвращает свидетельство, так как размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья не соответствует рыночной стоимости соответствующего благоустроенного жилья в г.Архангельске, при этом одновременно просил представить ему жилое помещение в натуре на состав семьи из 4-х человек.

По причине отказа от использования средств безвозмездной субсидии очередность Кость Е.С. перенесена в конец областного регистра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Октябрьского районного суда от 18.04.2013 на мэрию г.Архангельска возложена обязанность предоставить Кость Е.С. на состав семьи из 4 человек жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее *** кв.м, расположенное в черте г.Архангельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Архангельску.

Апелляционным определением от 01.07.2013 указанное решение было оставлено без изменения. Резолютивная часть решения дополнена указанием на предоставление Кость Е.С. жилого помещения из государственного жилищного фонда Архангельской области в прядке очередности из числа лиц, имеющих право на льготы в соответствии с пп.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах».

Из административного иска и пояснений административного истца следует, что им обжалуются действия административного ответчика по перемещению его в конец областного регистра граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших), ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005.

Имеющиеся в материалах дела решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 18.04.2013 и апелляционное определение от 01.07.2013, в которых установлено, что Кость Е.С. по причине отказа от использования средств безвозмездной субсидии перемещён в конец областного регистра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, свидетельствуют о том, что на момент вынесения указанных судебных постановлений Кость Е.С. было известно о нарушении его прав, выразившихся в перемещении Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области очередности в конец областного регистра.

Вместе с тем административный иск об оспаривании указанных действий был направлен Кость Е.С. в суд 10.01.2018, о чём свидетельствует штамп суда на исковом заявлении, то есть с пропуском срока на обращение в суд.

Согласно п.7 ст.219 КАС РФ в соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Административный истец о восстановлении пропущенного срока не заявлял, доказательств уважительности причин пропуска срока не представлял.

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств ( ч.5 ст. 180 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, суд считает, что срок на подачу административного искового заявления об оспаривании решения о внесении в областной регистр граждан в части установления учетного номера очереди областного регистра пропущен административным истцом, у суда нет законных оснований для восстановления пропущенного процессуального срока, поэтому в удовлетворении административного иска необходимо отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о признании незаконным решения о внесении в областной регистр граждан – получателей субсидии из числа ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших), ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на соответствующий учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005, ФИО1 в части установления учетного номера очереди областного регистра, возложении обязанности установить учетный номер исходя из очередности лиц указанной категории и даты постановки их на учет отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.

Судья И.В. Уткина