ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-867/2023 от 18.08.2023 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

31RS0024-01-2023-001032-15 №2а-867/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Котельвиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Глушневой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО «ОТП Банк» к старшему судебному приставу Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н., УФССП России по Белгородской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

АО «ОТП Банк» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н., выразившегося в неосуществлении контроля за вынесением и направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, либо отказе в возбуждении исполнительного производств за период с 18.03.2023 по 06.06.2023; в неосуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе; обязании старшего судебного пристава Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н. возбудить исполнительное производство и принять незамедлительные меры, направленные на фактическое окончание исполнительного производства.

В обоснование требований ссылаясь на то, что в Шебекинский РОСП 22.03.2023 предъявлялся исполнительный документ <данные изъяты>, выданный 18.03.2023 нотариусом ФИО9 о взыскании задолженности по кредитному договору №<данные изъяты> с должника Буадзе В.В.. в пользу взыскателя АО «ОТП Банк». Исполнительный документ был направлен посредством электронного документооборота. Однако длительное время никакие процессуальные документы или уведомления от службы судебных приставов в адрес взыскателя не поступают. Полагают, что старший судебный пристав не организовала на должном уровне контроль за поступлением и передачей документов в подразделение судебных приставов и обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению исполнительного документа. Длительным непринятием решения о возбуждении исполнительного производства нарушаются их права взыскателя.

В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик старший судебный пристав Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровская Е.Н., представитель административного ответчика УФССП России по Белгородской области, заинтересованное лицо Буадзе В.В. не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены через ЛК ГАС «Правосудие», в адрес электронной почты, судебным извещением.

Административным ответчиком старшим судебным приставом Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н. представлены письменные возражения на иск, в которых просит в административном иске отказать, указывая на то, что исполнительный документ исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты>, выданная 18.03.2023 о взыскании задолженности по кредитному договору №<данные изъяты> с должника Буадзе В.В.. в пользу взыскателя АО «ОТП Банк», на принудительное исполнение в Шебекинский РОСП не поступал. Полагает, что административным истцом пропущен установленный законом 10-тидневный срок обращения в суд с административным иском.

Руководствуясь ч.2 ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных участников судебного разбирательства.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по предоставленным сторонами доказательствам, материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и их подразделения входят в систему принудительного исполнения Российской Федерации, осуществляющую функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Согласно ст. 6.5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" актов других органов и должностных лиц, является одной из задач органа принудительного исполнения.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определены Федеральным законом от 2 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов территориального органа принудительного исполнения по непосредственному осуществлению принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель, в частности: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными документами являются, в частности: исполнительная надпись нотариуса.

Частью 1.1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительный документ в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по заявлению взыскателя, за исключением случаев, когда такое заявление не требуется, направляется в Федеральную службу судебных приставов, в том числе повторно, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, органом или должностным лицом, вынесшим исполнительный документ, с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

В случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю, исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

Решения Федеральной службы судебных приставов по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства могут приниматься в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов). Такие решения принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью Федеральной службы судебных приставов (далее - постановление Федеральной службы судебных приставов). В постановлении Федеральной службы судебных приставов указываются сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, за исключением сведений, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство, по которому принято такое постановление, а также уникальный идентификатор начисления, и такое постановление направляется лицу, участвующему в исполнительном производстве, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.

В соответствии с пп.7, 8, 17 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В предусмотренных законом случаях, в тот же срок - в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (ст.31 названного Закона).

Согласно ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы судебных приставов документов и порядок, документооборота определяются Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682.

Под электронным документом понимается электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

Согласно п.1.6 Инструкции руководители структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы судебных приставов осуществляют организацию делопроизводства и контроль за соблюдением установленных Инструкцией правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, в том числе особенностей делопроизводства при работе с обращениями граждан.

Регистрация, контроль хода и результатов исполнения документов (рассмотрения обращений граждан), другие процедуры документооборота осуществляются в Службе с применением СЭД (система электронного документооборота - автоматизированная информационная система, обеспечивающая создание электронных документов и электронных копий документов, управление ими, их хранение и доступ к ним, а также регистрацию документов).

Электронный документооборот это документооборот с применением информационной системы.

Регистрация поступивших документов производится в пределах документопотоков, выделенных в Службе, путем создания электронных регистрационных карточек (далее - ЭРК) в СЭД и ПК ОСП АИС ФССП России. При регистрации поступающих документов вне зависимости от способа их доставки на каждый регистрируемый документ в СЭД создается электронная регистрационная карточка, в которой наряду с иными сведениями о документе указывается дата его поступления и формируется входящий регистрационный номер документа, служащие уникальным идентификатором документа в СЭД. Поступивший электронный документ (электронная копия документа) присоединяется к его электронной регистрационной карточке с использованием функционала СЭД. Прием и отправка электронных документов в структурных подразделениях территориального органа Службы судебных приставов осуществляется уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения с использованием функционала АИС ФССП России. Электронные документы, поступающие по системе МЭДО, проходят регистрацию в СЭД в порядке, предусмотренном подразделом 4.4 Инструкции, и включаются в электронный документооборот Службы с использованием функционала АИС ФССП России. При загрузке электронного сообщения из системы МЭДО в СЭД реквизиты, содержащиеся в соответствующем XML-файле электронного сообщения, используются функционалом АИС ФССП России для заполнения полей ЭРК поступившего документа в электронной форме. (разделы 4.4, 4.11 Инструкции).

Прием, обработка входящих документов, регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, контроль их исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном разделами IV и V Инструкции. Исполнительные документы учитываются в книге учета исполнительных документов. (раздел 12 Инструкции).

Из материалов дела следует и установлено, что на основании заявления АО «ОТП Банк» № <данные изъяты> от 16.03.2023, направленного посредством электронного документооборота, нотариусом <данные изъяты> нотариального округа <данные изъяты> области ФИО10 18.03.2023 совершено нотариальное действие «совершение исполнительной надписи удаленно» выдана исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> о взыскании с должника Буадзе В.В. в пользу взыскателя АО «ОТП Банк» задолженности по кредитному договору №<данные изъяты> от 04.01.2021 за период с 03.10.2022 по 16.03.2023 в размере 109 048,55 руб., из которых: основная сумма долга – 92901,55 руб., проценты за пользование – 14662,0 руб., расходы взыскателя в связи с совершением исполнительной надписи – 1485,0 руб., что подтверждается квитанцией о совершении удаленного нотариального действия. О совершении данного нотариального действия должник нотариусом уведомлена.

Заявление и приложенные к нему документы взыскателем представлены нотариусу через Единую информационную систему нотариата, подписаны электронно-цифровой подписью.

Документы, выданные в рамках данного нотариального действия, подписаны электронно-цифровой подписью нотариуса и направлены через Единую информационную систему нотариата заявителю и в Федеральную службу судебных приставов.

18.03.2023 года исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> направлена в Федеральную службу судебных приставов, что подтверждается скрин-экрана программы ЕИС нотариата, совершенная исполнительная надпись имеет статус «исполнительный документ доставлен до системы контрагента».

По сообщению Фонда Центра инноваций и информационных технологий нотариата электронный исполнительный документ отправлен нотариусом в продуктивный контур ФССП России 18.03.2023 в 09:19:40.5051. От системы ФССП получен ответ о том, что документ поступил в систему 18.03.2023 в 09:21:39.1096.

Вместе с тем, доказательств поступления исполнительного документа - исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 в Шебекинский РОСП УФССП по Белгородской области в период с 18.03.2023 по 06.06.2023 не представлено, и в ходе судебного разбирательства данного обстоятельства не установлено.

По сведениям, содержащимся в открытых источниках сервисе «Банк данных исполнительных производств» сайта Федеральной службы судебных приставов, исполнительного производства на основании исполнительного документа - исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 в отношении должника Буадзе В.В., в производстве Шебекинского РОСП, к моменту рассмотрения настоящего дела, не имеется.

По сообщению Шебекинского РОСП УФССП по Белгородской области от 16.08.2023 исполнительный документ – исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 о взыскании задолженности по кредитному договору №<данные изъяты> с должника Буадзе В.В., в адрес Шебекинского РОСП не поступала.

Исполнительный документ - исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 в базе АИС ФССП (автоматизированной информационной системе) не зарегистрирован, что подтверждается скрин-экрана программы АИС ФССП, а также ответом УФССП по Белгородской области от 12.07.2023 на обращение взыскателя.

По сообщению УФССП по Белгородской области от 18.08.2023 при проверке местной и региональной баз данных, в том числе сотрудниками отделения информатизации и обеспечения информационной безопасности УФССП, выявлено, что исполнительная надпись нотариуса №<данные изъяты> от 18.03.2023 находилась в продуктивном контуре ФССП России, пакет с данными исполнительной надписи находился в статусе «ошибка приема». Службой технической поддержки проблема в программе устранена, 18.03.2023 пакет с данными исполнительной надписи получен Шебекинским РОСП.

На основании исполнительного документа исполнительная надпись №<данные изъяты> от 18.03.2023 судебным приставом исполнителем Шебекинского РОСП постановлением от 18.03.2023 возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> от 18.08.2023.

При таких обстоятельствах, непоступление исполнительного документа исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 в АИС ФССП не свидетельствует о недолжной организации старшим судебным приставом Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н. работы подразделения службы судебных приставов по осуществлению исполнительных действий в виде вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, бездействии старшего судебного пристава.

В данном случае, оснований считать, что у судебного пристава-исполнителя имелась возможность в период с 18.03.2023 по 06.06.2023 совершить необходимое исполнительное действие, то есть принять постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023, но им этого сделано не было, не имеется.

Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия старшего судебного пристава Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н., выразившегося в неосуществлении в период с 18.03.2023 по 06.06.2023 контроля за вынесением и направлении в адрес взыскателя постановления о возбуждении исполнительного производства, либо отказе в возбуждении исполнительного производств на основании исполнительной надписи нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023, в неосуществлении контроля за деятельностью вверенных сотрудников по осуществлению исполнительных действий, направленных на своевременное, полное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, суд не усматривает.

Исходя из системного толкования положений статей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этими решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренной пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

В соответствии с частью 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом установленного законом срока обращения в суд с административным иском, не принимаются.

Из материалов дела следует, что проверка наличия исполнительного производства в отношении должника Буадзе В.В. взыскателем АО «ОТП Банк» произведена 06.06.2023 (л.д. 56), обращение в суд с рассматриваемым административным иском последовало 07.06.2023 (л.д. 3), с достоверностью об отсутствии в Шебекинском РОСП на исполнении исполнительного документа исполнительная надпись нотариуса № <данные изъяты> от 18.03.2023 административному истцу стало известно при получении ответа УФССП по Белгородской области от 12.07.2023 на свое обращение.

Таким образом, срок обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного истца АО «ОТП Банк» к старшему судебному приставу Шебекинского РОСП УФССП России по Белгородской области Петровской Е.Н., УФССП России по Белгородской области о признании незаконным бездействия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня составления решения в мотивированной форме, путем подачи жалобы через Шебекинский районный суд.

Судья Е.А. Котельвина

Мотивированный текст решения составлен 22.08.2023 года.