ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-868/18 от 26.11.2018 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-868/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2018 года г. Николаевск-на-Амуре

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной,

с участием:

- административного истца ФИО1,

при секретаре Исаченковой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия администрации в части не проведения ремонта, незаконным, обязании провести ремонт жилого помещения в срок до 01 января 2019 года,

- заинтересованное лицо на стороне административного истца - ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к административному ответчику, мотивируя это тем, что он является бывшим воспитанником КГКУ Детский дом № 24 г. Николаевска-на-Амуре (сирота), в котором он воспитывался с ДД.ММ.ГГГГ При определении его и брата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ (тоже бывшего воспитанника детского дома) в детский дом, за ними было закреплено распоряжениями главы г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района № 450р и № 451р от 23.05.2002 г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в котором истец проживал с родителями до момента их смерти. Данная квартира нуждалась в ремонте: замене входной двери, ремонте электрооборудования, смене унитаза, ремонте окон, покраске, побелке. Согласно Постановлению правительства Хабаровского края от 25.07.2012 г. № 252-пр «Об утверждении порядка деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению защиты жилищных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с.2 п.2.1.3 ремонт должен произвести собственник данного муниципального жилого помещения: администрация городского поселения. Во время нахождения истца и его брата в детском доме, затем во время обучения в КГБОУ начальном профессиональном образовательном учреждении «профессиональное училище № 12» с сентября 2013 года, администрации данных учреждений неоднократно обращались в администрацию города: июль 2012 года, 04.07.2013 года, 17.04.2012 г., 23.05.2012 г., 04.06.2012 г., с ходатайством о ремонте квартиры истца и его брата. В 2017 и 2018 годах истцом и его братом ФИО2 были также поданы заявления в администрацию города об ускорении проведения ремонта в квартире. На все заявления администрация г. Николаевска-на-Амуре обещала оказать содействие в проведении ремонтных работ (от 09.09.2012 г.), было принято решение о проведении ремонта в <адрес> в четвертом квартале 2017 года (24.03.2017 г.), в мае 2018 года планировалось проведение торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по замене окон, принято решение об осуществлении корректировки стоимости материалов и работ, указанных в смете (01.06.2018 г.). Последний ответ на их обращение: проведение торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ переносится до назначения ответственного лица для проведения процедуры закупок (№ н-432ж от 01.07.2018 г.). В данное время в связи с необходимым большим ремонтом квартиры, истец и его брат не имеют возможности вселиться в закрепленное за ними квартиру, самим отремонтировать ее у них нет материальных средств, и им приходиться проживать у друзей, у знакомых. Бездействие администрации городского поселения нарушает права истца в части благоприятных жилищных условий. На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации городского поселения незаконным в части не проведения ремонта, обязать администрацию городского поселения провести ремонт квартиры по <адрес>, которая была закреплена за истцом и его братом на основании распоряжения главы г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района № 450р и 451р от 23.05.2002 г., в срок до 01.01.2019 года.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал полностью, по существу дела показал, что он совместно с братом зарегистрирован в жилом помещении по <адрес>, это благоустроенная двухкомнатная квартира в 5-ти этажном кирпичном доме, но с момента нахождения его и брата в детском доме и по настоящее время, он в квартире не проживал и не проживает, так как после выхода из детского дома, квартира была в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии, условия для проживания отсутствовали, он за свой счет поставил входную дверь, но в самой квартире требуется ремонт: в квартире необходимо заменить окна, поскольку они просто забиты, покрасить потолок, полы, стены, отремонтировать входные проемы, в квартире полностью отсутствует электроснабжение, проводка, счетчик электроэнергии отключен, сантехника в нерабочем состоянии, унитаз разбит, бачок отсутствует, ванна в непригодном для эксплуатации состоянии, он вынужден длительное время скитаться по жилым помещениям друзей, у которых он и проживает в настоящее время, как и его брат, в самой квартире зарегистрирован только он сам и его брат. Администрация детского дома и училища, где он учился, его брат, неоднократно на протяжении многих лет обращались с письмами о проведении ремонта, но в течение последних 6-ти лет администрация ничего не делает, указывая, что нет финансовой возможности, нет специалиста по закупкам и так далее, при этом нарушая его жилищные права, так как он не может вселиться в законно предоставленное ему жилое помещение, в связи с чем нарушено его право на благоприятные жилищные условия, отвечающие санитарным и техническим нормам в рамках действующего законодательства.

В судебное заседание заинтересованное лицо на стороне административного истца ФИО2 не явился, извещен в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующая расписка о получении судебного извещения, причин уважительности неявки в суд не представил, заявлений, ходатайств суду не представил, об отложении дела не просил.

В судебное заседание административный ответчик в лице представителя администрации городского поселения «город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края не явился, извещены в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующее судебное извещение, причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили, об отложении дела не просили.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Неявка в судебное заседание административного ответчика и иных участников процесса (в том числе заинтересованных лиц), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика в лице представителя и заинтересованного лица ФИО2 по имеющимся в деле материалам по правилам ч.6 ст.226 КАС РФ, поскольку судом явка ответчика и заинтересованного лица по делу обязательной не признавалась и не является обязательной по закону.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, изучив письменный отзыв административного ответчика, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что согласно копии паспорта истца ФИО1, <данные изъяты>, последний с 13.10.1996 г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.8).

Согласно выписки из поквартирной карточки по жилому помещению по адресу: <адрес> собственником данного жилого помещения является администрация городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края, вид собственности- муниципальная, в указанном жилом помещении зарегистрированы только два человека: истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и его брат ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60).

Распоряжением главы г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района Хабаровского края № 450р от 23.05.2002 г. «Об определении в детский дом ФИО1», истец определен в детский дом № 1, за ним также закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> где ребенок проживал с родителями до определения в детский дом (л.д.9).

Согласно справки КГКУ Детский дом № 24 № 7-8/728 от 09.10.2018 г., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в детском доме № 24 как сирота и находился на полном государственном обеспечении ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).

Согласно ответа администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 09.07.2012 г. и.о. директору КГБОУ НПО ПУ № 12 указано, что на письмо о проведении ремонта в жилом помещении по <адрес>, закрепленного за ФИО2 (брат истца) сообщают, что в настоящее время администрация городского поселения не располагает свободными финансовыми средствами для проведения ремонта в данном жилом помещении, при наличии средств, администрация городского поселения готова оказать содействие в проведении следующих ремонтных работ: замена входной двери, ремонт электрооборудования, установка бочка унитаза, ремонт окон, до решения данного вопроса ФИО2 может быть предложено другое жилое помещение для временного проживания (л.д.12).

Согласно ответа администрации городского поселения на имя ФИО2 № Н-432к от 24.03.2017 г. указано, что обращение ФИО2 о ремонте жилого помещения по <адрес> рассмотрено и принято решение о проведении ремонта квартиры в четвертом квартале 2017 года (л.д.14).

Согласно ответа администрации городского поселения на имя ФИО2 № Н-432ж от 30.03.2018 г. указано, обращение ФИО2 о ремонте жилого помещения по <адрес> рассмотрено и администрацией направлена заявка на включение в план-график проведение работ по замене окон в вышеуказанной квартире, в мае 2018 г. планируется проведение торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по замене окон, в случае отсутствия заявок от потенциальных поставщиков услуг, аукцион будет объявлен повторно, в связи с чем обращение ФИО2 находится на дополнительном контроле администрации городского поселения до 01 июня 2018 года (л.д.15).

Согласно очередного ответа администрации городского поселения на имя ФИО2 № Н-432ж от 01.07.2018 г. указано, обращение ФИО2 о ремонте жилого помещения по <адрес> рассмотрено, администрацией произведена корректировка стоимости материалов и работ, указанных в смете, на текущую дату и подготовлен пакет документов для размещения извещения о проведении торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ в вышеуказанной квартире, в настоящее время в связи с передачей полномочий городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевскому муниципальному району, решение вопроса о проведении торгов на право заключения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ в квартире <адрес>, переносится до назначения ответственного лица для проведения процедуры закупок, обращение остается на контроле администрации городского поселения до 01.12.2018 г. (л.д.16).

Как установил суд из анализа материалов дела, что также подтверждено и в письменном отзыве административного ответчика, <адрес> находится в казне городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре».

Согласно ведомости состава работ, утвержденной административным ответчиком, на ремонт жилого помещения истца по адресу: <адрес> необходимо выполнить следующие ремонтные работы: произвести разборку и окраску потолочного покрытия, произвести окраску стен и произвести заделку проемов, произвести окраску дверей, установить оконный блок, произвести окраску полов и радиаторов отопления, произвести смену розеток, унитаза, сифонов, смесителей, установить счетчик учета воды (л.д.32-34).

Согласно локального сметного расчета № 1 на ремонт муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> необходимо выделение денежных средств в размере 112 429,00 рублей (л.д.35-40).

В материалы дела администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края (комитетом по управлению имуществом) предоставлена информация о расходах в проект бюджета на 2019 г., где запланировано проведение текущего ремонта муниципальных жилых

помещений, включая жилое помещение истца по адресу: <адрес>л.д.41-47).

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьями со статьями 226,227 Кодекса административного судопроизводства, основанием для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, является их несоответствие нормативным правовым актам и нарушение законных прав, свобод гражданина либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Такие обстоятельства судом установлены.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.07.2012 г. № 252-пр «Об утверждении порядка деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению защиты жилищных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) предусмотрено, что настоящий Порядок принят в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Законом Хабаровского края от 25 апреля 2007 г. N 119 "О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регулирует деятельность органов исполнительной власти Хабаровского края по обеспечению защиты жилищных прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории края.

В п.2 пп.2.1.3 указанного Порядка предусмотрено, что в целях осуществления контроля за сохранением прав на жилые помещения за подопечными (далее - контроль), территориальные подразделения направляют собственнику жилищного фонда, к которому отнесены жилые помещения, на которые сохранены права за подопечными, в случае выявления нарушений жилищных прав подопечных письма, запросы, ходатайства о необходимости устранения выявленных нарушений и приведения данных жилых помещений в пригодное для проживания состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам (ремонт).

Таким образом как установил суд, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что на административного ответчика – публичное образование – орган местного самоуправления в лице администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края нормативно-правовым актом субъекта Хабаровского края, принятого во исполнение норм федерального законодательства, возложена публичная обязанность устранять выявленные территориальными подразделениями нарушения и обязанность приведения за счет средств собственника жилого фонда данных жилых помещений в пригодное для проживания состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам (ремонт).

Как установил суд, территориальные органы по месту нахождения и учебы истца и его брата, а впоследствии и само заинтересованное лицо ФИО2, неоднократно обращались к собственнику жилищного фонда, распоряжением которого за истцом и его братом было закреплено данное жилое помещение, с требованием о приведении его в пригодное для проживания состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам в период, начиная с 2012 г., вплоть до конца июля 2018 года, однако указанные обращения оставлены без исполнения, на протяжении более 6-ти лет данное жилое помещение собственником в лице административного истца не приведено в пригодное для проживания состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам, что административным ответчиком не оспорено, поскольку согласно ведомости работ, жилое помещение нуждается в ремонте.

Таким образом возложенная законом публично-правовая обязанность согласно требований вышеназванного Постановления Правительства Хабаровского края от 25.07.2012 г. № 252-пр со стороны административного ответчика длительное время не исполняется, при этом каких-либо объективных причин, препятствующих его исполнению, со стороны административного ответчика, суду не представлено.

Таким образом обязанным субъектом в рамках поданного административного иска, является административный ответчик, бездействие которого нарушает жилищные права административного истца, которому в результате длительного неисполнения публично-правовой обязанности по осуществлению ремонта жилого помещения, иное жилое помещение для ременного проживания, не предоставлено.

Отсутствие финансирования само по себе не может служить объективной причиной неисполнения возложенной на административного ответчика публично-правовой обязанности устранить нарушения жилищных прав, а именно обязанности по приведению данного жилого помещения в пригодное для проживания состояние, соответствующее санитарным и техническим нормам и правилам (ремонт), указанные обстоятельства не освобождают административного ответчика от исполнения данной публично-правовой обязанности, установленной судом, таковые административный ответчик должен был учитывать и принимать надлежащие меры к исполнению своих обязательств, исходя из возложенной на орган местного самоуправления публичной правовой обязанности по соблюдению жилищных прав подопечных.

Ссылка в отзыве административного ответчика о том, что данным постановлением № 252-пр от 25.07.2012 г. не установлен конкретный срок для проведения ремонта, в данном случае не имеет правового значения, поскольку как установил суд, данная публично-правовая обязанность административным ответчиком, не исполняется длительное время, более 6-ти лет администрация городского поселения бездействует, кроме того, в рамках конституционного смысла положений ст.40 Конституции РФ о том, что каждому гарантируется право на жилище и благоприятные условия проживания, данное бездействие нарушает права административного истца на благоприятные условия проживания и вселения в законно предоставленное жилое помещение, которое должно быть реализовано им незамедлительно, поскольку бездействием административного ответчика истцу созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов в жилищной сфере.

Таким образом исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, следует признать длительное бездействие Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в части не проведения ремонта жилого помещения, незаконным, поскольку ими созданы препятствия истцу в реализации предоставленных ему прав на благоприятные условия проживания, обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края провести ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с видами и объемом работ согласно составленной ведомости состава работ: произвести разборку и окраску потолочного покрытия, произвести окраску стен и произвести заделку проемов, произвести окраску дверей, установить оконный блок, произвести окраску полов и радиаторов отопления, произвести смену розеток, унитаза, сифонов, смесителей, установить счетчик учета воды.

Определяя срок исполнения решения суда, учитывая фактические обстоятельства дела, установленные судом, объемы и виды работ, необходимых для устранения недостатков в данном жилом помещении административного истца, заявленный административным истцом срок до 01.01.2019 г. является явно недостаточным для надлежащего выполнения заявленных видов и объема работ, в связи с чем суд полагает необходимым такой срок установить до 01.03.2019 г., который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения всего перечня объема и вида работ согласно ведомости состава работ по указанному жилому помещению.

Также суд учитывает, что в случае недостаточности указанного срока для выполнения указанного объема работ, административный ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением об отсрочке и (или) рассрочки исполнения решения суда при наличии к тому объективных и уважительных причин, подтвержденных в надлежащем порядке совокупностью доказательств по делу.

Руководствуясь ст.ст.218-227 КАС РФ, судья,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия администрации в части не проведения ремонта, незаконным, обязании провести ремонт жилого помещения в срок до 01 января 2019 года, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в части не проведения ремонта жилого помещения, незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 марта 2019 года провести ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский <адрес> в соответствии с видами и объемом работ согласно составленной ведомости состава работ: произвести разборку и окраску потолочного покрытия, произвести окраску стен и произвести заделку проемов, произвести окраску дверей, установить оконный блок, произвести окраску полов и радиаторов отопления, произвести смену розеток, унитаза, сифонов, смесителей, установить счетчик учета воды.

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 ноября 2018 года.

Судья Е.Н. Головина