Дело № 2а-868/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2019 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Сафоновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Гурьевского городского округа об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности по устранению нарушений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском, которым просил признать незаконным уведомление от 14 февраля 2019 года за № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес >; обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца путем выдачи административному истцу уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке. В обосновании заявленных требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №. С целью строительства на указанном земельном участке индивидуального жилого дома, истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с соответствующим уведомлением. В ответ на данное обращение, администрацией было составлено и направлено в адрес истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка согласно действующим правилам землепользования и застройки в зоне О2 – зоне размещения объектов социального и коммунально – бытового назначения, в которой не предусмотрено размещение индивидуального жилого дома. С данным отказом истец не согласен, считает, что он нарушает его права, так как согласно правоподтверждающему документу участок имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, согласно генеральному плану Гурьевского городского округа участок истца отнесен к территориальной зоне с индексом Ж1, что позволяет его использовать для строительства жилых домов. Полагает, что при установлении градостроительного регламента для зоны О2 не был учтен вид его разрешенного использования, а также не были своевременно приведены в соответствие правила землепользования и застройки, не внесены соответствующие изменения применительно к месту расположения участка. Считает, что отказ администрации нарушает права административного истца по распоряжению имуществом, собственником которого он является. По указанным основаниям и доводам просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель административного истца – ФИО2 заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО3 с заявленными требованиями согласился в части. Полагая, что при вынесении оспариваемого уведомления, со стороны администрации требования закона были соблюдены, действующее на тот момент правила землепользования не позволяли выдать истцу соответствующее уведомление. В указанной части просил в иске отказать. Относительно требований о выдаче уведомления о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на участке истца в условиях разработанных и прошедших процедуру публичных слушаний правил землепользования и приведения в соответствии таких правил с утвержденным генеральным планом Гурьевского городского округа в части зонирования участка, не возражал, полагая возможным удовлетворить требования в указанной части. Дополнительно пояснил суду, что каких – либо иных оснований, препятствующих истцу в выдаче уведомления и размещению на участке индивидуального жилого дома согласно разработанному им проекту, не имеется.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Частью 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >.
06 февраля 2019 года истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), приложив схематическое изображение планируемого к строительству объекта.
14 февраля 2019 года администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес истца уведомление за № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке по мотивам того, что принадлежащий истцу земельный участок расположен в территориальной зоне О2 – зона размещения объектов социального и коммунально – бытового назначения, где составом видов разрешенного использования данной территориальной зоны не предусмотрено размещение индивидуального жилого дома.
Проверяя обоснованность мотивов, по которым администрация Гурьевского городского округа отказала истцу в выдаче запрашиваемого им уведомления о соответствии параметров и допустимости размещения объекта жилищного строительства, а также доводы истца по заявленному требованию, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу положений частей 3, 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.
Правила землепользования и застройки - нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях населенных пунктов и обязательны для исполнения всеми лицами, осуществляющими градостроительную деятельность на территории этих населенных пунктов.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что основанием к отказу ФИО1 в выдаче запрашиваемого им уведомления явилось то, что участок истца согласно Правилам землепользования и застройки Низовского сельского поселения территориально отнесен к зоне с индексом О2 - зоне размещения объектов социального и коммунально – бытового назначения, составом которой не предусмотрено размещение индивидуального жилого дома. Действительно, согласно Правил землепользования и застройки Низовского сельского поселения в зоне расположения земельного участка административного истца не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что 24 января 2019 года решением 27 сессии окружного Совета депутатов пятого созыва № 190 был принят и утвержден Генеральный план Гурьевского городского округа. Согласно функциональному зонированию участок истца расположен в зоне жилой застройки. Для данной территориальной зоны установлены предельные размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, а также особые условия реализации регламента и ограничения использования.
Согласно п. 2 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса генеральный план города содержит карту функциональных зон, а правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в соответствии с частями 2 и 4 статьи 30 Градостроительного кодекса. Градостроительные регламенты устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Таким образом, генеральный план города является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территории в целом и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Соответственно, карта градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки Низовского сельского поселения Гурьевского городского округа не может противоречить генеральному плану этого муниципального образования.
Поскольку одним из оснований для отказа в выдаче истцу ФИО1 уведомления о строительстве индивидуального жилого дома по существу явилось противоречие правил землепользования утвержденному генеральному плану Гурьевского городского округа в части зонирования территории истца, и на момент рассмотрения заявления ФИО1 соответствующих изменений по приведению правил в соответствие с Генеральным планом муниципального образования разработано и принято не было, то заявителю было обоснованно отказано в выдаче такого уведомления о соответствии параметров и допустимости размещения объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае получение уведомления на строительство объекта капитального строительства будет возможно после приведения правил землепользования и застройки в соответствие с генеральным планом Гурьевского городского округа.
Таким образом, в указанной части исковых требований о признании незаконным уведомления от 14 февраля 2019 года за № следует отказать.
Судом также установлено, что административный истец неоднократно обращался в администрацию Гурьевского городского округа с заявлениями, которыми доводил до сведения административного ответчика о несоответствии правил землепользования в части зонирования территории принадлежащего ему на праве собственности земельного участка генеральному плану муниципального образования, утвержденному в январе 2019 года и обращал внимание на необходимость внесения соответствующих изменений. Доводы истца в указанной части были учтены администрацией, в разработанном проекте правил землепользования и застройки территория участка истца отнесена к зоне с индексом Ж1 – в которой допускается размещение планируемого к строительству объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома. По данному проекту администрацией было инициировано проведение публичных слушаний, по результатам проведения которых каких – либо замечаний относительно зонирования территории участка истца, не приносилось.
С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание назначение земельного участка истца, возможность его использования в целях жилищного строительства, учитывая его формирование и предоставление еще до принятия в 2013 году правил землепользования и застройки Низовского сельского поселения, длительность рассмотрения административным ответчиком вопроса о приведении в соответствие действующих правил и невозможность в этой связи принимать решения по соответствующим заявлениям граждан в установленные законом сроки, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования ФИО1 и возложить на административного ответчика обязанность по выдаче испрашиваемого административным истцом уведомления в отношении объекта, планируемого к возведению на основании представленной стороной истца проектной документацией при обращении в администрацию ДД.ММ.ГГ. Принятая судом мера направлена на своевременное получение соответствующего уведомления в целях реализации прав истца в отношении земельного участка, собственником которого он является, и недопущения в дальнейшем нарушения сроков рассмотрения заявления административного истца о выдаче уведомления после вступления в силу разработанных и принятых администрацией правил землепользования и застройки Гурьевского городского округа. При этом, суд принимает во внимание позицию административного ответчика, не возражавшего в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить в части.
Возложить на администрацию Гурьевского городского округа обязанность по выдаче ФИО1 уведомления о соответствии и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
В удовлетворении требования о признании незаконным уведомление администрации Гурьевского городского округа от 14 февраля 2019 года № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2019 года.
Судья А.Ю. Кунина