ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-868/19 от 29.10.2019 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0017-01-2019-001140-38Дело № 2а-868/2019РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 октября 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,

при секретаре Ефремовой Г.Л.,

с участием:

административного истца ФИО1,

представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о признании незаконным распоряжения от 11.02.2019 №57-О «Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования»,

установил:

ФИО1 обратился с настоящим административным исковым заявлением по тем основаниям, что распоряжением от 11.02.2019 №57-О администрацией Сортавальского городского поселения вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> «Спорт» изменен на вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования». На основании заявления Главы администрации Управлением Росреестра по Республике Карелия 21.03.2019 принято решение о внесении изменении вида разрешенного использования указанного участка на новый: земельные участки (территории) общего пользования, территориальная зона ОД-1 – зона городского центра. Административный истец полагает принятое распоряжение незаконным, вынесенным в нарушение п. 4 ст. 37 ГрК РФ с превышением полномочий органа местного самоуправления. Действиями административного ответчика нарушено право истца на использование земельного участка в соответствии с ранее существовавшим видом разрешенного использования – «Спорт». При указанных обстоятельствах, ФИО1 просит суд признать незаконным распоряжение от 11.02.2019 №57-О с момента его издания. Применить последствия признания распоряжения недействительным, признав решение Управления Росреестра по РК о внесении изменений в вид разрешенного использования спорного земельного участка недействительным.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 позицию, изложенную в административном иске, поддержали в полном объеме. Просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Сортавальского городского поселения ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что оспариваемое распоряжение принято администрацией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия как правообладателем земельного участка с кадастровым номером на конце :8 действия администрации не оспариваются. Кроме того, просил обратить внимание, что принятое администрацией распоряжение об изменении вида разрешенного использования земельного участка не затрагивает прав и законных интересов ФИО1, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены. Суду представлен отзыв, в котором, Министерство сообщает, что земельный участок с кадастровым номером 10:07:010115, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15.04.2004, категория земель – «Земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для общего пользования (уличная сеть)», разрешенное использование по документу – «земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона – ОД – 1. Зона городского центра». В силу ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Согласно п.п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. В силу ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действия градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В силу п. 5 ст. 37 ГрК РФ решение об изменении вида разрешенного использования в отношении таких земельных участков принимается в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время порядок федеральным законодателем не разработан. При этом отмечают, что применительно к положениям ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместно ведении РФ и ее субъектов. Согласно п. 2 ст. 3 федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства. 01.01.2016 вступил в силу закон Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК, согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно п. 1 положения о Министерстве, последнее является уполномоченным органом по осуществлению функций в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 02.11.2017. При этом полномочия по установлению либо изменению видов разрешенного использования земельных участков у Министерства отсутствуют. Тем самым, администрация Сортавальского городского поселения вправе принять решение об установлении (изменении) вида разрешенного использования спорного земельного участка. Отмечают также, что в нарушение п. 1 ст. 62 КАС РФ, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым распоряжением. С учетом изложенного, Министерство оставляет разрешение вопроса по существу на усмотрение суда, а также просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо - Управление Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещены.

Выслушав пояснения административного истца и его представителя, пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Судом установлено, что 11.02.2019 распоряжением администрации Сортавальского городского поселения №57-О «Об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования» для земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с видом разрешенного использования «спорт» установлен вид разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования», что соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны ОД-1.

21.03.2019 в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия Межмуниципальным отделом по Сортавальскому, Питкярантскому и Лахденпохскому районам Управления Росреестра по Республике Карелия внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала <Номер обезличен>, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования, территориальная зона – ОД – 1, зона городского центра.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

Как установлено судом ФИО1 не является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 10;07:0010115:8, соответственно, изменение вида разрешенного использования данного земельного участка каким-либо образом не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.

Кроме того, согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.

Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 15.04.2004, категория земель – «Земли населенных пунктов», разрешенное использование – «для общего пользования (уличная сеть)», разрешенное использование по документу – «земельные участки (территории) общего пользования. Территориальная зона – ОД – 1. Зона городского центра».

Тем самым, спорный земельный участок отнесен к землям общего пользования.

По смыслу п. 1 ст. 262 ГК РФ, п. 11 и п. 12 ст. 1 ГрК РФ основным признаком, позволяющим отнести земельный участок территории общего пользования, является возможность его использования неограниченным кругом лиц.

В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ на земельные участки общего пользования не распространяется действие градостроительных регламентов. Использование таких участков определяется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Положениям ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместно ведении РФ и ее субъектов.

В силу п. 2 ст. 3 федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.

01.01.2016 вступил в силу закон Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК, согласно которому органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно п. 1 положения о Министерстве, последнее является уполномоченным органом по осуществлению функций в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с 02.11.2017.

Как следует из доводов Министерства полномочия по установлению либо изменению видов разрешенного использования земельных участков у Министерства отсутствуют.

При этом Министерство как правообладатель спорного земельного участка не возражает относительно действий администрации Сортавальского городского поселения об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка.

Проанализировав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу, что спорное постановление принято администрацией с соблюдением установленной законом процедуры, оспариваемым постановлением не нарушены права и свободы ФИО1, не созданы препятствия к осуществлению им, как гражданином, его прав и свобод, на него не возложена какая-либо обязанность, в связи с чем суд считает, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.П. Вакуленко

Мотивированное решение суда изготовлено: 07.11.2019.