Производство № 2а - 868/2021
УИД 44RS0026-01-2021-001345-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«9» августа 2021 г. г. Кострома
Димитровский районный суд г.Костромы в составе председательствующего судьи Гаевого Д.Д., при секретаре Смуровой О.В., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском, мотивируя тем, что является <данные изъяты>, постановлением администрации ГО «Город Калининград» № 939 от 23.06.2009 принят на учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 07.04.2009 под № 418, включен в список общегородской очереди под № 20089, как не имеющий собственного жилья. В силу законодательства ему принадлежит право на первоочередное получение земельного участка для ИЖС. Им неоднократно в комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации ГО «Город Калининград» подавались заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории без предварительного согласования предоставления земельного участка. В удовлетворении заявлений было отказано. При обжаловании этих отказов в Димитровский районный суд г.Костромы им заявлялись ходатайства о применении мер предварительной защиты. Так, определением Димитровский районный суд г. Костромы от 22.11.2019 по делу № 2а-92/2020 запретил КМИ и ЗР обеспечивать постановку на государственный кадастровый учет и резервирование для муниципальных нужд земельного участка в границах ранее испрошенной им территории по <адрес>. Проект межевания в составе проекта планировки предусмотрел образование между жилым домом <адрес> и жилым домом <адрес> земельного участка с условным кадастровым номером №. Истцом подавалось заявление о предварительном согласовании предоставления этого земельного участка, на которое получен отказ на том основании, что земельный участок предназначен для резервирования для муниципальных нужд с целью предоставления многодетным гражданам. Истец обжаловал отказ в предварительном согласовании предоставления ему этого земельного участка в порядке административного судопроизводства. Определением Димитровского районного суда г. Костромы от 28.02.2020 по делу № 2а-363/2020 удовлетворено его заявление о применении мер предварительной защиты- запрещено КМИ и ЗР обеспечивать постановку на государственный кадастровый учет и резервирование для муниципальных нужд указанного земельного участка №. Администрацией ГО «Город Калининград» было издано постановление № 214 от 06.04.2021 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей», которым были зарезервированы шесть «территорий», в том числе земельный участок с условным № по <адрес>. Постановление, по мнению истца, незаконно, оно грубо нарушает меры предварительной защиты, примененные Димитровским районным судом г.Костромы: по административным делам № 2а-92/2020 (от 22.11.2019), № 2а-363/2020 (от 28.02.2020) и № 2а-564/2021 (от 26.03.2021). Определением от 18.05.2021 Димитровский районный суд г.Костромы отменил меры предварительной защиты, примененные определением от 26.03.2021 одновременно с вынесением решения об отказе в иске. Однако, поскольку на определение от 18.05.2021 ФИО1 была подана частная жалоба, определением от 10.06.2021 Димитровский районный суд г. Костромы приостановил исполнение определения от 18.05.2021. Кроме того, незаконность постановления администрации от 06.05.2021 № 214 обусловлена и тем, что Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру резервирование земель, в границах которых образованы земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет. Тогда как резервирование неразмежованных территорий, не поставленных на кадастровый учет, законодательством не предусмотрено. На этом основании истец просит признать незаконным постановление администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей».
В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановление администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» в части резервирования земельных участков: ЗУ № и ЗУ №. Данное требование ФИО1 поддержал по доводам искового заявления и письменных объяснений по административному иску, приобщенных к материалам дела.
Административный ответчик – администрация городского округа «Город Калининград», надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в суд представителя не направил, возражений на иск не представил.
Заинтересованное лицо- Комитет муниципального имущества администрации городского округа «Город Калининград» в суд своего представителя не направило, представило письменный отзыв на иск, содержащий возражения против его удовлетворения, приобщенный к материалам дела.
Выслушав административного истца ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для удовлетворения заявленных требований, необходимо признание оспариваемых решений и действий не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как установлено ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
ФИО1 является инвалидом 1 группы, зарегистрирован в г. Калининграде, по месту пребывания в г. Костроме. С 2009 года он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Он неоднократно обращался к ответчику и заинтересованному лицу по настоящему делу с целью приобретения прав на земельные участки для строительства индивидуального жилого дома.
Так, 22.01.2020 ФИО1 через представителя обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка с кадастровым номером №, образование которого предусмотрено проектом планировки территории с проектом межевания в границах <адрес>», утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 13.01.2020 года №14, в аренду на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, с целью использования для индивидуального жилищного строительства. Уведомлением от 07.02.2020 Комитет отказал в предоставлении муниципальной услуги, указав, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю, поскольку земельный участок с условным номером № подлежит резервированию для муниципальных нужд с целью предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. Данный отказ ФИО1 обжаловал в суд, этот спор был предметом рассмотрения Димитровского районного суда г.Костромы по административному делу № 2а-363/2020 по иску ФИО1 к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения дела решением от 28.07.2020 иск оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением Костромского областного суда от 11.11.2020 указанное судебное решение отменено полностью, дело направлено на новое рассмотрение.
Согласно ч. 3 ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд по ходатайству административного истца или его представителя разрешает вопрос о применении мер предварительной защиты по административному иску.
В ходе рассмотрения данного дела определением от 28 февраля 2020 г. применены меры предварительной защиты в виде установления запрета на совершение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» действий по постановке на кадастровый учет и резервированию для муниципальных нужд земельных участков в границах проектного земельного участка с условным номером №, отображенного на проекте межевания в составе проекта планировки в границах <адрес>, утвержденного постановлением Администрации городского округа «Город Калининград» 13.01.2020 № 14.
Судом установлено, что 01.10.2019 ФИО1 обратился в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенной между домом <адрес>. Уведомлением от 17.10.2019 Комитет отказал в предоставлении муниципальной услуги, указав, что образование земельного участка в границах и площади, указанной в заявлении, приведет к невозможности рационального использования остальной территории, ограниченной красными линиями <адрес>, для целей, предусмотренных градостроительными регламентами. Кроме того, в указанных границах расположены многоквартирные дома, наличие которых обуславливает допустимость образования земельных участок только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Отказ был оспорен ФИО1 в суд, спор был предметом рассмотрения административного дела № 2а-92/2020 по административному иску ФИО1 к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 13.02.2020 иск оставлен без удовлетворения. В ходе рассмотрения этого дела судом были применены меры предварительной защиты- определением от 22.11.2019 установлен запрет на совершение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» действий по постановке на кадастровый учет и резервированию для муниципальных нужд земельных участков в границах территории по характерным точкам: н1 Х-359469.62 Y-1190910.50, 1 Х-359460.59 Y-1190906.58, 2 Х-359442.61 Y-1190898.87, 3 Х-359427.27 Y-1190928.06, 4 Х-359454.78 Y-1190940.03, н2 Х-359455.94 Y-1190940.53, н1 Х-359469.62 Y-1190910.50. В решении от 02.02.2021 по рассмотренному Димитровским районным судом г.Костромы административному делу № 2а-9/2021 по иску ФИО1 к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, земельный участок
между домами <адрес>, в границах территории по характерным точкам: н1 Х-359469.62 Y-1190910.50, 1 Х-359460.59 Y-1190906.58, 2 Х-359442.61 Y-1190898.87, 3 Х-359427.27 Y-1190928.06, 4 Х-359454.78 Y-1190940.03, н2 Х-359455.94 Y-1190940.53, н1 Х-359469.62 Y-1190910.50 поименован, как участок с условным номером № по проекту межевания.
Определения от 28.02.2020 и от 22.11.2019 о применении мер предварительной защиты в виде установления запрета на совершение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» действий по постановке на кадастровый учет и резервированию для муниципальных нужд земельных участков с условным номером № и № вступили в законную силу, на настоящий момент (дату рассмотрения настоящего дела) не отменены и потому обязательны к исполнению.
Действующим законодательством РФ установлена обязательность судебных актов.
В соответствии со ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.1). Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (ч. 2).
Оспариваемое административным истцом постановление администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» вынесено административным ответчиком в период действия Определений от 28.02.2020 и от 22.11.2019 об установлении запрета на совершение Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» действий по постановке на кадастровый учет и резервированию для муниципальных нужд земельных участков с условными номерами № и №.
Поскольку спорное постановление игнорирует установленные судебными определениями запреты на резервирование для муниципальных нужд земельных участков, однозначно следует вывод о незаконности постановления администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» в части резервирования земельных участков: ЗУ № и ЗУ № до тех пор, пока действуют меры предварительной защиты, установленные судебными актами, обязательными для исполнения. При этом суд учитывает, что постановление вынесено в части указанных двух земельных участков вопреки прямо установленному запрету, в рамках производства по конкретным административным делам, в которых участвовала администрация ГО «Город Калининград».
Приведенные выше административные дела, рассмотренные Димитровским районным судом г.Костромы, свидетельствуют о том, что административный истец ФИО1 на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, как обладатель права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, регулярно обращается с заявлениями о предоставлении ему, как инвалиду, земельных участков с условными номерами № и №, при этом получает отказы, в том числе мотивированные резервированием этих земельных участков для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. По данным ГАС «Правосудие» в настоящее время в производстве Димитровского районного суда г.Костромы находится административное дело № 2а-845/2021 по объединенным в одно производство административным искам ФИО1 к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, оформленного письмом от 10.03.2021 за исх. № 028-65/угр-20-554, и между теми же сторонами о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №, оформленного письмом от 10.03.2021 за исх. № 028-65/угр-1-543. В обоих случаях Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» обосновал свои отказы резервированием спорных земельных участков для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей. Из чего следует, что оспариваемое ФИО1 постановление в части указанных земельных участков, на которые он претендовал и претендует, затрагивает его права и интересы, поскольку это постановление может быть использовано как аргумент в обоснование отказов в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В связи с этим, на ответчика должна быть возложена обязанность исключить из постановления администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» сведения о резервировании земельных участков: ЗУ № и ЗУ №.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Уточненное административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» в части резервирования земельных участков: ЗУ № и ЗУ №.
Возложить на администрацию ГО «Город Калининград» обязанность исключить из постановления администрации ГО «Город Калининград» от 06.04.2021 № 214 «О резервировании территорий в границах муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» для муниципальных нужд в целях дальнейшего предоставления гражданам, имеющим трех и более детей» сведения о резервировании земельных участков: ЗУ № и ЗУ №.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г.Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Д. Гаевый
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 16.08.2021.
Судья Д.Д. Гаевый