ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8691/2022 от 15.07.2022 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело №2а-8691/2022

УИД 50RS0031-01-2022-010254-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» июля 2022 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой Т.В.

при секретаре Самохиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Заместителя военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет по URL-адресам:

.....

..... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен.

Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом.

Суд в силу ст.ст.14, 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 83 военной прокуратурой гарнизона по информации Управления ФСБ России по объединениям Воздушно-космических сил проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, путем мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения на страницах сайта онлайн энциклопедии «Wikimapia», а также веб-форума «phpBB» по URL адресам:

..... для свободного доступа неограниченного круга лиц, информации входящей в Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2022 № 22 (далее - Перечень).

Согласно сопроводительного письма и заключения специалистов войсковой части 32103 исх. № 425/1/4/445дсп от 03.06.2022 информация, размешенная в сети «Интернет» по вышеуказанным URL адресам подпадает под пункт 41 Перечня, раскрывающая дислокацию и действительное наименование воинской части, а также пункт 51 Перечня, раскрывающая ее организационную структуру, без указания штатной численности личного состава.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других ли, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно три соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ли административная ответственность.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», служебную тайну в области обороны составляют сведения, которые образуются при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации и выполнению мероприятий в области обороны, распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий.

Право на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, и определение перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также их утверждение принадлежит руководителям федеральных органов исполнительной власти федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В целях обеспечения мер по защите служебной тайны в области обороны приказом Министра обороны российской Федерации от 17.01.2022 № 22 утвержден Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны.

В настоящее время за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицо, получившее доступ такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.14 КоАП РФ.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, отнесенной установленным порядком к служебной тайне в области обороны.

Доступ к указанной информации в информационно - коммуникационной сети «Интернет» открыт для свободного доступа неопределенного круга лиц.

Исходя из этого, действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет, отнесённой в установленном порядке к служебной тайне в области обороны.

Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в реестр сведений в соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно сведениям, размещенным на официальном интернет-портале Роскомнадзора по URL-адресу: ..... страницы сайтов с вышеуказанными URL-адресами в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой Российской Федерации запрещено» отсутствует, в связи с чем, доступ неопределенного круга лиц, к указанной информации не ограничен.

Свободный доступ к указанной информации причиняет вред интересам Российской Федерации, подрывает обороноспособность страны, поскольку вскрывает сведения о дислокации и действительном наименование воинской части, а также о ее организационной структуре.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку судом установлено, что размещенная на указанном выше сайте информация является информацией, запрещенной к распространению на территории РФ, то суд приходит к выводу о необходимости обращения настоящего решения к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Заместителя военного прокурора 83 военной прокуратуры гарнизона – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах в информационно-коммуникационной сети Интернет по URL-адресам:

.....

..... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для немедленного исполнения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Миронова