ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8696/2021 от 08.12.2021 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-8696/2021

УИД 35RS0010-01-2021-013003-20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 24 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года.

Мотивированное решение составлено 08 декабря 2021 года.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гарыкиной О.А.,

при секретаре Ивановой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по городу Вологде к Городскому округу город Вологда в лице Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

УМВД России по г. Вологде обратилось в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование требований указано, что в УМВД России по г. Вологде имеются находки, установленный срок хранения которых истек. Собственники имущества отсутствуют. Полагает, что такие находки подлежат передаче в муниципальную собственность. От имени городского округа г. Вологда права собственности в отношении муниципального имущества осуществляет, в частности, Администрация г. Вологды. УМВД России по г. Вологде в адрес Администрации г. Вологды направило требование о рассмотрении вопроса приема в муниципальную собственность следующего имущества: движимых вещей в количестве 8 наименований: продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019); сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei (дата находки 18.02.2019); сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei , отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019); рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, (дата находки 18.04.2019); велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019); самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019); сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019); связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019). Однако, Департамент имущественный отношений Администрации г. Вологды (далее – Департамент) как исполнитель требования в своем ответе указал, что передаваемое имущество не требуется для использования в решении вопросов, отнесенных к полномочиям городского округа г. Вологды, финансирование в рамках осуществления государственных полномочий отсутствует, в бюджете г. Вологды средства на исполнение обязанностей по приему имущества в муниципальную собственность отсутствуют, прием объектов, перечисленных в письме УМВД России по г. Вологде в качестве находок, Департамент видит нецелесообразным.

Просит суд (с учетом изменений) признать незаконным бездействие Администрации г Вологды по непринятию в муниципальную собственность движимых вещей в количестве 8 наименований: продуктовая тележка, сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei , ; сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei , отсутствует задняя крышка; рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, ; велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета; самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении; сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке; связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок. Обязать Администрацию г. Вологды принять невостребованные находки актом приема-передачи от УМВД России по г. Вологде; организовать мероприятия путем издания соответствующего правового акта по принятию в муниципальную собственность найденного и сданного в УМВД России по г. Вологде имущества, срок хранения которого истек, а собственник или лицо, нашедшее имущество, не установлены, либо отказались от получения такого имущества в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по признанию бездействий Администрации г. Вологды незаконным.

Протокольным определением суда от 20 сентября 2021 года начальник Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды ФИО1 привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Протокольным определением суда от 07.10.2021 ответчик Администрация г. Вологды заменен на надлежащего Городской округ город Вологда в лице Администрации города Вологды

В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по г. Вологде ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и в дополнениях к иску. Указала, что порядок уничтожения полицией невостребованных находок не предусмотрен. УМВД России по г. Вологде вынуждено нести затраты по хранению указанных вещей.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях. Согласно возражениям, спорное имущество не требуется для использования в решении вопросов, отнесенных к полномочиям городского округа города Вологды, более того прием его в муниципальную собственность повлечет дополнительные расходы из бюджета г. Вологды на оценку, хранение, получение заключения специалиста или специализированной организации, занимающихся обслуживанием и ремонтом соответствующего типа оборудования (техники), о непригодности имущества к дальнейшей эксплуатации, невозможности или нецелесообразности его ремонта, утилизацию имущества. Полагала, что указанные объекты не полежат передаче в муниципальную собственность.

В судебное заседание представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды, заинтересованное лицо начальник Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды ФИО1 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в УМВД России по г. Вологде имеются находки, срок хранения которых истек, кроме того имеются данные об отсутствии обращений собственников имущества о возврате утерянных ими вещей, сведения об отказе от приобретения находок от имени лиц, непосредственно их нашедших, а именно: продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019); сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei (дата находки 18.02.2019); сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei , отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019); рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, (дата находки 18.04.2019); велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019); самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019); сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019); связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019). Указанные обстоятельства подтверждается рапортами сотрудников УМВД России по г. Вологде, представленными в материалы дела.

УМВД России по г. Вологде в адрес Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды (исх. от 02.06.2021) направлено требование об указании данных ответственного лица для организации передачи имущества (8 единиц находок) от УМВД России по г. Вологде в муниципальную собственность.

Письмом от 18.06.2021 исх. Департамент имущественных отношений Администрации г. Вологды указал, что передаваемое УМВД России по г. Вологде имущество не требуется для использования в решении вопросов, отнесенных к полномочиям городского округа г. Вологды, финансирование в рамках осуществления государственных полномочий отсутствует, в бюджете города Вологды средства на исполнение обязанностей по приему имущества в муниципальную собственность отсутствуют, прием указанных объектов Департамент полагает нецелесообразным.

УМВД России по г. Вологде в адрес Администрации г. Вологды 06.07.2021 направило требование о рассмотрении вопроса приема в муниципальную собственность перечисленного выше имущества.

Департамент имущественных отношений Администрации г. Вологды, как исполнитель, требование оставил без удовлетворения со ссылкой на обстоятельства, изложенные в письме от 18.06.2021.

Полагая указанные бездействия незаконными, УМВД России по г. Вологде обратилось с иском в суд.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

В данном случае указанная совокупность имеется.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в полицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее. Если нашедший вещь откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

В соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы.

Как следует из пункта 3 статьи 12 вышеназванного Федерального закона порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Порядок обеспечения сохранности найденных и сданных в органы внутренних дел Российской Федерации документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврата законным владельцам либо передачи в соответствующие государственные или муниципальные органы, утвержден приказом МВД России от 16 ноября 2012 г. № 1040 (далее Порядок).

Пунктом 35 указанного Порядка установлено, что в случае, если законный владелец найденной вещи или лицо, нашедшее вещь, в срок, установленный статьей 228 Гражданского кодекса Российской Федерации, не заявит требований, найденная вещь подлежит передаче в государственные или муниципальные органы в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Порядок отчуждения найденного имущества регламентирован указанным нормативно-правовым актом. Согласно приложению 1 предусмотрено уничтожение найденных вещей, имеющих ограниченный срок хранения по акту уничтожения. Порядок уничтожения иных вещей, либо перепрофилирования найденных вещей, предусмотренный законодательством шестимесячный срок хранения которых истек, не регламентирован.

Как установлено частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

Перечень видов имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования, приведен в статье 50 упомянутого Федерального закона:

1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;

5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

При этом, как следует из части 5 статьи Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находятся найденные вещи, предусмотренный законодательством шестимесячный срок хранения которых истек, является органом, уполномоченным принять данные вещи в муниципальную собственность.

Как указано выше, в УМВД России по г. Вологде имеются находки, установленный срок хранения которых истек, собственники имущества отсутствуют.

Из материалов дела следует, что вопрос о передаче вещей в муниципальную собственность неоднократно поднимался УМВД России по г. Вологде путем обращений в Администрацию города Вологды, однако до настоящего времени фактически не разрешен, в связи с чем административный истец несет расходы по хранению имущества. Указанное обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов УМВД России по г. Вологде.

Утверждение административного ответчика об отсутствии оснований отнесения спорного имущества к вещам судом отклоняется, поскольку, как следует из статьи 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Согласно пункту 2 статьи 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Вопреки доводам административного ответчика о том, что перечисленное выше имущество не может быть использовано в решении вопросов, отнесенных к полномочиям городского округа г. Вологды, суд учитывает, что часть 5 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенного для решения установленных законом вопросов местного значения, его перепрофилирования (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что бездействие Городского округа город Вологда в лице Администрации города Вологды по непринятию в муниципальную собственность движимых вещей (находок), находящихся на хранении в УМВД России по г. Вологде свыше шести месяцев с момента их принятия и от получения которых отказались управомочённые лица, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 228 ГК РФ. Административные исковые требования УМВД России по г. Вологде в части признания незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования административного истца об устранении допущенных нарушений, суд учитывает, что возложение на Городской округ город Вологда в лице Администрации г. Вологды обязанности по организации мероприятий путем издания соответствующего правового акта по принятию в муниципальную собственность найденного и сданного в УМВД России по г. Вологде имущества, срок хранения которого истек, а собственник или лицо, нашедшее имущество, не установлены, либо отказались от получения такого имущества, приведет к нарушению закрепленного Конституцией Российской Федерации принципа разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, суд полагает необходимым возложить обязанность на административного ответчика в установленные сроки и в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос о принятии в муниципальную собственность перечисленных выше вещей.

Руководствуясь статьями 175-180, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования УМВД России по г. Вологде к Городскому округу Город Вологда в лице Администрации г. Вологды, Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды о признании незаконным бездействия, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Городского округа город Вологда в лице Администрации города Вологды, по непринятию в муниципальную собственность движимых вещей в количестве 8 наименований: продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019); сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei (дата находки 18.02.2019); сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei , отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019); рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, (дата находки 18.04.2019); велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019); самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019); сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019); связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019).

Возложить обязанность на Городской округ город Вологда в лице Администрации г. Вологды повторно рассмотреть в установленном порядке в установленный действующим законодательством срок вопрос о принятии в муниципальную собственность движимых вещей в количестве 8 наименований: продуктовая тележка (дата находки 10.02.2019); сотовый телефон «Vertex» черно-синий кнопочный imei (дата находки 18.02.2019); сотовый телефон «Alcatel onetouch» 1052D imei , отсутствует задняя крышка (дата находки 16.03.2019); рама от велосипеда Форвард серебристого цвета с чёрной надписью, (дата находки 18.04.2019); велосипед детский красного цвета 3- колесный Lexx deluxe с матерчатым навесом красного цвета (дата находки 25.04.2019); самокат детский желто-красный с рисунками, с тремя колесами зеленого цвета, светятся при вращении (дата находки 17.05.2019); сотовый телефон в корпусе темного цвета, серебристый, с символом W на крышке (дата находки 25.05.2019); связка ключей 5 штук из металла серебристого цвета и зеленый брелок (дата находки 25.05.2019)..

В удовлетворении остальной части административных исковых требований УМВД России по г. Вологде отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.А. Гарыкина