ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8699/2023 от 26.12.2023 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-8699/2023

66RS0001-01-2023-007947-81

Мотивированное решение составлено 26.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

14 декабря 2023 года город Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Трапезниковой О.В.,

при секретаре Сова К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>2 к ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

<ФИО>2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области, в котором просила признать незаконным отказ ответчика о возврате государственной пошлины за выдачу загранпаспорта нового образца в размере 5000 руб., взыскать уплаченную государственную пошлину, взыскать судебные расходы, понесенные в связи с обращением в суд с административным иском.

В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ. <ФИО>2 через портал «Госуслуги» обратилась в Управление по вопросам миграции ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области с заявлениями об оформлении и выдаче заграничных паспортов нового поколения для двоих своих несовершеннолетних детей (возрастом до 14 лет). При подаче указанных заявлений уплатила государственную пошлину в общей сумме 5 000 рублей (2 500, 00 рублей х 2). Заявления были приняты и рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ. <ФИО>2 вместе со своими малолетними детьми приглашена на цифровое фотографирование сканирование папиллярных узоров пальцев рук. В указанную дату <ФИО>2 явилась в Отдел по вопросам миграции ГУ МВД по Свердловской области по адресу г. Екатеринбург, <адрес>. В подразделении сообщили, что изготовление заграничных паспортов нового поколения (с электронным носителем информации) временно приостановлено на неопределенный период времени. Административным истцом был запланирован отпуск за границей вместе с детьми и срочно нужны были паспорта, о чем было сообщено специалисту ОВМ ГУ МВД, которая в связи с этим предложила отозвать поданные заявления и подать заявления на загранпаспорта старого образца. Специалистом было предложено направить через портал «Госуслуги» заявление о возврате государственной пошлины. В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 посредством портала «Госуслуги» подала заявления об отзыве заявлений на выдачу загранпаспортов нового образца и ДД.ММ.ГГГГ. подала заявление на возврат государственной пошлины. Заявления согласно сведений с портала «Госуслуги» были получены Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. Факт того, что была приостановлена выдача загранпаспортов подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, данная информация стала общедоступной в связи с опубликованием в «Российской газете» соответствующего комментария официального представитель МВД <ФИО>3. Административный истец лично обратилась с заявлением о возврате госпошлины в ОВМ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что госпошлина не подлежит возврату в связи с тем, что заявитель обратился в уполномоченный орган за совершением в отношении него юридически значимых действий с заявлением и отозвал свои заявления после момента принятия уполномоченным органом соответствующего решения. Данный довод не соответствует действительности. Согласно XML-файлам, размещенным вместе с результатом оказанной услуги на портале «Госуслуги» ответчиком было отказано в приеме документов на выдачу биометрического загранпаспорта ребенку из-за отсутствия бланков. Ссылаясь на нормы Налогового кодекса Российской Федерации, указала, что взимание государственной пошлины в бюджет при отсутствии факта совершения юридически значимого действия и отказа в предоставлении государственной услуги, законодательством не предусмотрено. В соответствии с пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в <ФИО>1. В нарушении указанной нормы, ответчиком госпошлина не была возвращена Истцу.

Просила признать незаконным отказ административного ответчика в возврате государственной пошлины, уплаченной за выдачу заграничных паспортов нового поколения для двоих своих несовершеннолетних детей в общей сумме 5 000 рублей, возложить на административного ответчика обязанность вернуть административному истцу государственную пошлину в сумме 5000 рублей, возместить понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей и из стоимости услуг представителя в размере 25000 рублей.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области <ФИО>7, определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по вопросам миграции ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области.

Административный истец <ФИО>8 в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась.

Представитель административного истца <ФИО>10 в судебном заседании поддержал доводы административного иска. Пояснил, что отказ административного истца от предоставления услуги был обусловлен тем, что оказание государственной услуги по выдаче заграничных паспортов было приостановлено по техническим причинам, о чем ей сообщил специалист Управления по вопросам миграции и рекомендовал направить заявление об отказе от предоставления услуги. Услуга <ФИО>2 оказана не была, паспорта не выданы. Полагал административные требования законными и обоснованными, просил удовлетворить в полном объеме, а также взыскать судебные расходы, несение которых подтверждено соответствующими документами.

Представитель административного ответчика ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области <ФИО>9 в судебном заседании административные исковые требования не признала. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 обратилась за государственной услугой по выдаче паспортов, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащий электронный носитель информации. В период рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ заявитель принял решение отозвать заявления. Между тем, юридически значимые действия Управлением по вопросам миграции уже были совершены, сформированы и направлены приглашения на оформление паспорта, одновременно сформированы и направлены межведомственные запросы и проверки по заявлению. ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области поступила оплата государственной пошлины в размере 5000 руб. Заявитель был приглашен ДД.ММ.ГГГГ на цифровое фотографирование и сканирование папиллярных узоров пальцев рук. Ссылки на письмо врио начальника УВМ <ФИО>7 от ДД.ММ.ГГГГ несостоятельны, поскольку в указанном письме не содержится информация о том, что <ФИО>11 не сможет получить паспорта в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Те граждане, кто не отозвал свои заявления, получили указанные паспорта. Кроме того, на предоставление государственной услуги у административного ответчика имелся 1 месяц, который к моменту обращения <ФИО>2 с заявлением об отказе от представления услуги не истек. В феврале 2023 года был приостановлен лишь прием новых заявлений. Административный ответчик не отказывал истцу в предоставлении государственной услуги.

Заинтересованные лица УВМ ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области, начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области <ФИО>7 при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, суд, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 обратилась за государственной услугой по выдаче паспортов, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащий электронный носитель информации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет посредством личного кабинета на едином портале государственных и муниципальных услуг в отношении несовершеннолетних детей <ФИО>4 Артёма <ФИО>4 и <ФИО>4 в отдел по вопросам миграции отдела полиции УМВД <ФИО>3 по городу Екатеринбургу. Заявлениям присвоен статус «Подано».

ДД.ММ.ГГГГ заявления (анкета) на оказание государственной услуги приняты ведомством, присвоен статус «Принято».

В системе «Мир» при принятии заявления статус такого заявления переходит в статус «Сформировано» для направления межведомственных запросов в электронной форме.

После принятия заявлений в форме электронного документа заявителю сообщен присвоенный заявлениям в электронной форме уникальные номера (УИН 188, УИН 18), по которым в соответствующем разделе Единого портала обеспечена возможность заявителю осуществлять мониторинг хода предоставления государственной услуги в электронном виде.

ДД.ММ.ГГГГ сформированы и направлены приглашения на оформление паспорта, одновременно сформированы и направлены межведомственные запросы и проверки по заявлению. Направление межведомственных запросов при подаче заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала осуществляется независимо от личной явки заявителя (пункт 176 Административного регламента).

ДД.ММ.ГГГГ на лицевой счет ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области поступила оплата государственной пошлины в размере 5000 рублей 00 копеек (платежные поручения , от ДД.ММ.ГГГГ).

Заявитель был приглашен ДД.ММ.ГГГГ на цифровое фотографирование и сканирование папиллярных узоров пальцев рук.

ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 отозваны заявления по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина <ФИО>1 Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации.

ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 обратилась с заявлением о не рассмотрении заявлений, поданных посредством личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ начальников УФМ ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области <ФИО>7 подготовлен ответ с разъяснениями о не поступлении заявлений в ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Заявителю рекомендовано обратится в ведомство уполномоченного совершать юридически значимые действия, за которые уплачена государственная пошлина.

ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 обратилась с заявлением о возврате излишне (ошибочно) уплаченной государственной пошлины за оформление и выдачу заграничного паспорта гражданину Российской Федерации, содержащий электронный носитель информации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет посредством Интернет.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УВМ ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области <ФИО>7 подготовлен ответ о том, что государственная пошлина не подлежит возврату. Указано, что заявление <ФИО>2 было принято ведомством ДД.ММ.ГГГГ и рассмотрено. В этот же день заявитель приглашен на цифровое фотографирование и сканирование папиллярных узоров пальцев рук. ДД.ММ.ГГГГ заявителем оплачена государственная пошлина. ДД.ММ.ГГГГ заявителем отозвано заявление. <ФИО>2 отозвала свое заявление после момента принятия уполномоченным органом соответствующего решения, в связи с чем государственная пошлина возврату не подлежит.

ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 повторно обратилась с аналогичными заявлениями, ДД.ММ.ГГГГ заявителю был подготовлен и направлен ответ с разъяснением о направлении ранее ответа на заявление с аналогичными требованиями.

Отказ в возврате государственной пошлины послужил основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Часть 1 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации относит государственную пошлину к федеральным налогам и сборам.

В соответствии с положениями статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: 1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой; 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие; 5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в <ФИО>1, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца; 7) возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в <ФИО>1" при подаче заявления о выдаче паспорта в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи указанного заявления, направляется электронное сообщение о приеме заявления либо о мотивированном отказе в приеме заявления. Датой подачи указанного заявления считается день направления заявителю электронного сообщения о приеме заявления. При оформлении паспорта, содержащего электронный носитель информации, по заявлению о выдаче паспорта, поданному в форме электронного документа, заявитель либо лицо, в отношении которого указанное заявление подано, в течение 15 дней со дня подачи такого заявления должны обратиться в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган для цифрового фотографирования, сканирования папиллярных узоров пальцев рук и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона. В случае, если заявителем пропущен указанный срок, оформление паспорта приостанавливается на срок не более шести месяцев со дня подачи заявления, по истечении которого оформление паспорта прекращается.

Согласно п. 181.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации, утвержденного приказом МВД <ФИО>3 от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для начала административной процедуры является принятие и регистрация заявления либо принятие решения об отказе в приеме такого заявления.

Согласно пункту 46 Административного регламента основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД <ФИО>3 в течение 15 дней после его приглашения на прием для цифрового фотографирования заявителя и сканирования папиллярных узоров пальцев рук заявителя. Оформление паспорта, содержащего электронный носитель информации, приостанавливается до личного обращения заявителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД <ФИО>3.

В соответствии с п. 50, 177.6 Административного регламента заявление об отказе от получения государственной услуги является основанием для принятия решения о прекращении рассмотрения заявления.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ департамент налоговой политики указал, что прекращение рассмотрения заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в форме электронного документа с использованием Единого портала услуг не является основанием для возврата государственной пошлины в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 333.40 НК РФ.

Таким образом, на основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик начал производство по делу, ДД.ММ.ГГГГ заявителю направлено электронное сообщение о приеме заявления. ДД.ММ.ГГГГ заявитель приглашен в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган для цифрового фотографирования, сканирования папиллярных узоров пальцев рук и представления надлежащим образом оформленных документов на ДД.ММ.ГГГГ. Однако ДД.ММ.ГГГГ заявление о предоставлении государственной услуги отозвано, производство прекращено в связи с отзывом заявления о предоставлении государственной услуги.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае отказа лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу).

Как следует из материалов дела, <ФИО>2ДД.ММ.ГГГГ направила заявление посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, что предусмотрено Административным регламентом; принятое уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ заявление подтверждает начало оказания административной процедуры.

Доводы административного истца и ее представителя о том, что заявление отозвано по рекомендации сотрудников УВМ, являются безосновательными. Из представленных скриншотов личного кабинета портала государственных и муниципальных услуг <ФИО>2 следует, что сначала она отозвала заявление, далее в 16-30 час. ДД.ММ.ГГГГ в личный кабинет поступило сообщение об отмене заявления, а в 16-34 час. в личный кабинет поступило сообщение о том, что предоставление государственной услуги временно приостанавливается. При этом, указанное сообщение носит разъяснительный характер.

Из объяснений представителя административного ответчика следует, что был приостановлен лишь прием новых заявлений о предоставлении государственной услуги. Теми гражданами, кто не отозвал заявления, паспорта были получены.

Суд обращает внимание на то, что установленный законом месячный срок для оказания государственной услуги на момент отзыва <ФИО>2 заявления не истек, и истекал лишь ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, незаконного действия (бездействия) со стороны административного ответчика допущено не было.

Для признания действий (бездействия), решений органа, должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. Такой совокупности в судебном заседании не установлено.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исходя из положений статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям. Иных требований не заявлено.

Руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного искового заявления <ФИО>2 к ГУ МВД <ФИО>3 по Свердловской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности, взыскании судебных расходов.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес> Свердловской области.

Судья