ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-86/2016 от 24.02.2016 Сокольского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть объявлена 24 февраля 2016 года

Мотивированное решение составлено 26 февраля 2016 года

п. Сокольское 24 февраля 2016 года

Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сморчкова А.Ф., при секретаре судебного заседания Мироновой Е.В., с участием прокурора Спицыной А.А., представителя административного ответчика Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области Каретниковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по принятию нормативных правовых актов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Совету депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области с требованиями признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области по непринятию нормативных правовых актов, определяющих: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области. Обязать Совет депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области принять в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу нормативно правовые акты, определяющие: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области.

В обоснование требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой Сокольского района Нижегородской области была проведена проверка деятельности органов местного самоуправления городского округа Сокольский Нижегородской области по исполнению требований законодательства РФ о противодействии коррупции. Административным ответчиком в нарушение Конституции РФ, Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до настоящего времени не разработаны нормативные правовые акты, определяющие: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, поэтому в соответствии со ст. 39 КАС РФ, статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обращается в суд с данным административным иском в интересах Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства, с учетом мнения сторон, рассмотрение данных требований соединено в одно административное производство.

В судебном заседании прокурор Спицына А.А. требования административного искового заявления поддержала, просила их удовлетворить, в пояснениях сослалась на доводы административного искового заявления, дополнительно пояснила, что о данных нарушениях федерального законодательства в отношении главы администрации городского округа Сокольский прокурору стало известно по итогам проведенной прокуратурой проверки *** года. При проверке *** года соблюдение законодательства о противодействии коррупции в отношении главы администрации, как специального субъекта, не проверялось. Поэтому 3-х месячный срок обращения в суд не пропущен.

В судебном заседании представитель административного ответчика Каретникова К.А. административный иск не признала, просит отказать в его удовлетворении, так как пропущен 3-х месячный срок обращения в суд, так как о недостатках прокурору стало известно не позднее *** года, когда прокурор проверял соблюдение органом местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции. Также по мнению представителя данные требования не могут быть предъявлены к Совету депутатов городского округа, так как их исполнение не входит в его компетенцию. Так же в своих пояснениях представитель административного ответчика сослалась на доводы возражений, согласно которым в соответствии с законодательством по решению представителя нанимателя (работодателя) проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляются в кадровые службы органов местного самоуправления, где находится личное дело муниципального служащего. Личное дело главы администрации находится в секторе кадровой службы администрации городского округа Сокольский. Постановлениями данной администрации *** года утверждено положение о проверке достоверности и полноты вышеуказанных сведений, *** года утверждено положение о предоставлении гражданами претендующими на замещение должности муниципальной службы администрации городского округа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и муниципальными служащими администрации городского округа Сокольский, которым определен перечень должностей муниципальной службы, которые представляют данные сведения. Глава администрации является муниципальным служащим администрации и находится в штатном расписании администрации городского округа. Глава местного самоуправления не может устанавливать обязанности и полномочия для структурных подразделений администрации. Федеральное законодательство и законодательство субъекта не обязывает, чтобы нормативный правовой акт, определяющий порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области принимался представительным органом. Кроме того, в соответствии с требованиями закона сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу главы администрации являются представитель нанимателя (работодатель) – глава местного самоуправления и муниципальной службы – глава администрации, отсюда следует, что все права и обязанности, вытекающие из трудового договора, несет не наниматель – Совет депутатов, а представитель нанимателя (работодатель) – глава местного самоуправления (л.д. 28-31, 114-115).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного искового заявления и доводы возражений, исследовав представленные доказательства, установил следующие обстоятельства.

В отношении лиц, назначаемых на должность главы местной администрации представительным органом городского округа Сокольский по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности применяется Закон Нижегородской области от 29.03.2005 г. № 31-3 (л.д. 12). Закон устанавливает дополнительные требования к кандидатам на вышеуказанную должность. В соответствии с законом, глава администрации является должностным лицом местного самоуправления, отнесен к группе должностей муниципальной службы в Нижегородской области. Глава должен руководствоваться в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, уставом муниципального образования, иными муниципальными правовыми актами. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования. На главу администрации распространяются права и обязанности, ограничения и запреты, установленные федеральными законами «О муниципальной службе в РФ», «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы. Глава муниципального образования вправе требовать от главы администрации выполнения обязанностей.

*** года прокуратурой Сокольского района Нижегородской области проведены проверки соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции (л.д. 10-11, 177-178, 200-201), в ходе которых установлено, что Советом депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области не разработаны нормативные правовых актов, определяющие: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области. *** года в порядке статьи 39 КАС РФ, статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор Сокольского района Нижегородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности на него по принятию нормативных правовых актов, касающихся противодействия коррупции. При этом 3-х месячный срок обращения в суд с момента, когда заявителю стало известно о нарушении интересов Российской Федерации бездействием органа местного самоуправления в отношении специального субъекта главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, с *** года, не истек.

Принятие данных нормативных правовых актов, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с Уставом городского округа Сокольский Нижегородской области, принятым решением Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области от *** года №*** (л.д.60-94), с Положением о Совете депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области от *** года № *** (л.д.95-105), входит в вопросы местного значения, в задачи, функции и полномочия административного ответчика и подлежит обязательному исполнению.Административный ответчик не представил доказательств по исполнению требований, возложенных на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами по противодействию коррупции в отношении главы администрации городского округа.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований и их удовлетворению.

Суд критически относится к доводам административного ответчика и его представителя, так как они не основаны на нормах материального права, противоречат совокупности имеющихся в деле допустимых доказательств, обосновывающих административные исковые требования.

В своих выводах суд руководствуется следующими законами.

Суд рассматривает дела об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления в порядке гл. 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Согласно ст. 2 того же закона, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии с ч. 7 ст. 16 закона, гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 того же закона, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со ст. 37 того же Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляются государственными и муниципальными служащими представителю нанимателя (работодателю). Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем).

Согласно ст. 9 того же Федерального закона, государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

В соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Судом не понесены судебные расходы, поэтому отсутствуют основания их возмещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 187, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Сокольского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и возложении обязанности по принятию нормативных правовых актов, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области по непринятию нормативных правовых актов, определяющих: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области.

Совету депутатов городского округа Сокольский Нижегородской области необходимо принять в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу нормативно правовые акты, определяющие: Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения главы администрации городского округа Сокольский Нижегородской области к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; Порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области; Порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера главой администрации городского округа Сокольский Нижегородской области, и в тот же срок сообщить об исполнении решения по административному делу в Сокольский районный суд Нижегородской области и прокурору Сокольского района Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: