Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело Э №а-86-2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 30 мая 2017 года
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Вялых М.В.,
с участием помощника прокурора <адрес>ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО3 сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в нарушении исполнения законодательства о государственной и муниципальной собственности, указывая в обоснование исковых требований следующее.
В ходе проведенного прокуратурой <адрес> анализа установлено, что на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес> расположены объекты водоснабжения, которые используются для обеспечения населения водой: 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, которые находятся на балансе ФИО3 сельсовета <адрес>, вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства право собственности на указанные объекты недвижимости до настоящего времени не оформлено и не зарегистрировано в установленном законом порядке. Вышеуказанные нарушения законодательства при использовании и учете муниципального имущества были выявлены в результате проверки, проведенной прокуратурой района в августе 2016 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы ФИО3 сельсовета было внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства.
Вместе с тем, допущенные нарушения законодательства при оформлении права муниципальной собственности и регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества до настоящего времени ФИО3 сельсовета <адрес> не устранены.
ФИО1 сельсовета <адрес> действий по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, препятствует их дальнейшему надлежащему содержанию, что может повлечь нарушение прав значительного числа граждан, проживающих на территории МО «Успенский сельсовет» на получение качественных и безопасных услуг водоснабжения.
Кроме того, в связи с отсутствием собственника указанного имущества, фактически никто не несёт ответственности за нарушение действующего законодательства Российской Федерации при его эксплуатации, что, в свою очередь, в ходе снабжения населения питьевой водой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, осуществлению террористического акта, так как контроль проникновения на территорию объекта посторонних лиц, проноса туда взрывчатых веществ, ядовитых и других опасных предметов не организован, что создаёт угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории указанного муниципального образования, и граждан, приезжающих на территорию данного муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие ФИО3 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости - 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес>, а также ФИО2 сельсовета <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости - 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора <адрес>ФИО6 исковые требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО3 сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело без участия представителя ФИО4, указал, что исковые требования прокурора <адрес> признает в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора ФИО6, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №) с последующими изменениями, экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно ст. 51 ФЗ № органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 статьи 10 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с последующими изменениями собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с последующими изменениями к основным принципам противодействия терроризму отнесены: приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита прав и свобод граждан, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Одним из проявлений терроризма является террористический акт, совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.
В силу ч. 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч. 2 этой же статьи от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Данные положения были закреплены и в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, утратившей силу с ДД.ММ.ГГГГ - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 361-ФЗ), согласно которой обязательной государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Закреплены они и в ч. 6 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Как установлено по делу, на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес> расположены объекты водоснабжения, которые используются для обеспечения населения водой: 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, которые находятся на балансе ФИО3 сельсовета <адрес>.
По делу также установлено и никем не оспаривается, что право муниципальной собственности на данные объекты не оформлено и в государственном реестре прав собственности не зарегистрировано.
Как усматривается из материалов дела, указанные нарушения законодательства при использовании и учете муниципального имущества были выявлены в результате проверки, проведенной прокуратурой района в августе 2016 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы ФИО3 сельсовета внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства.
Вместе с тем, по делу установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что допущенные нарушения законодательства при оформлении права муниципальной собственности и регистрации права собственности на указанные объекты недвижимого имущества до настоящего времени ФИО3 сельсовета <адрес> не устранены.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что ФИО1 сельсовета <адрес> действий по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования, препятствует их дальнейшему надлежащему содержанию, что может повлечь нарушение прав значительного числа граждан, проживающих на территории МО «Успенский сельсовет» и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования на получение качественных и безопасных услуг водоснабжения.
Кроме того, из-за отсутствия собственника указанного имущества фактически никто не несёт ответственности за нарушение действующего законодательства Российской Федерации при его эксплуатации, что, по мнению суда, в ходе снабжения населения питьевой водой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, осуществлению террористического акта, так как контроль проникновения на территорию объекта посторонних лиц, проноса туда взрывчатых веществ, ядовитых и других опасных предметов не организован, в результате чего создаётся угроза для жизни и здоровья граждан, проживающих на территории МО «Успенский сельсовет», и граждан, приезжающих на территорию данного муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что неисполнение данных требований свидетельствует о бездействии ФИО3 сельсовета <адрес> по выполнению требований законодательства о государственной и муниципальной собственности.
Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения МО «Успенский сельсовет» <адрес> и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования, в целях защиты их прав и охраняемых законом интересов, для предупреждения причинения вреда не выходят за рамки предоставленных ему законом полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), ФИО2 устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом конкретных обстоятельств по делу и объема предстоящих мероприятий по принятию мер к оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости - 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес>, суд считает заявленный прокурором срок для исполнения решения (шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу) разумным и обоснованным.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ФИО3 сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО3 сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости - 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес>.
ФИО2 сельсовета <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к оформлению в собственность и регистрации права собственности на объекты недвижимости - 6 водозаборных скважин; 18 км. водопроводных сетей, 6 водонапорных башен, используемые для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории МО «Успенский сельсовет» <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья
Копия верна:
Судья Вялых М.В.