ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-870/2021 от 05.08.2021 Синарского районного суда г. Каменск-Уральского (Свердловская область)

административное дело № 2а-870/2021

УИД 66RS0012-01-2021-000994-52

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский

Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре судебного заседания Шпаковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело № 2а-870/2021 по административному исковому заявлению Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ФСИН России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения МСЧ-42 ФСИН России о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Ройзман А.А. обратился с административным иском (с учетом уточнений требований) к ФКУ Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ (далее также ФКУ ИК-41), ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ФСИН России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения МСЧ-42 ФСИН России о признании незаконным бездействия, выразившегося в содержании Ройзмана А.А. в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 в ненадлежащих условиях содержания, а именно: не обеспечение одеждой в количестве и по срокам носки; содержание в помещениях отряда, не оборудованных по количеству и перечню мебели в помещениях; общежития и его помещения не соответствуют норме площади жилых помещений во взаимосвязи с количеством осужденных; проведение утренних и картотечных проверок в ненастную погоду; нарушение приватности при пользовании туалетом; проживание истца, являющегося инвалидом <*****> группы, на 2 этаже здания; осуществление помывки один раз в неделю вместо двух; выдача хлеба и питания, которые невозможно употреблять в пищу; неуважительное обращение сотрудников ФКУ ИК-41 к истцу; отсутствует возможность пользоваться местами общего пользования (храм, спортивная площадка и др.); не регистрация, не рассмотрение обращений на имя начальника ФКУ ИК-41, а также не регистрация, не отправка обращений истца адресатам; привлечение к труду в порядке статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации без согласия истца на постоянное основе и более 2-х часов; привлечение к труду в порядке статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации без согласия истца; навязывание поддержания тюремной идеологии среди спецконтингента; помывка в банно-прачечном комплексе, где отсутствуют душевые лейки; не обеспечение средствами реабилитации и возможности их использования; не обеспечение лекарствами для лечения болезней; не обеспечение надлежащей медицинской помощью надлежащего качества (отсутствие помощи стоматолога, консультации невролога); не обеспечение личной безопасности (эпизод от (дата)); условия в отряде не позволяют поддерживать надлежащий уровень гигиены, отсутствует горячая вода; не выдаются гигиенические наборы (мыло, зубная паста и щетка, туалетная бумага), отсутствует приточная вентиляция с механическим побуждением, вытяжная вентиляция с естественным побуждением в помещениях, где проживает истец; наличие места для сбора мусора в локальном участке, где проживает истец, в связи с чем присутствуют крысы, насекомые, птицы; наличие в месте проживания крыс и других насекомых; наличие в локальном участке единственной лавки около помойки; наличие раздевалки в спальном расположении. Также просил присудить компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 159 785 руб.

В обоснование требований административный истец указал, что, отбывает наказание в ФКУ ИК № 41 с 19.05.2018 по настоящее время, за весь период отбытия наказания административные ответчики проявили бездействие, выразившееся в необеспечении прав истца в период его содержания в ФКУ ИК-41. При этом истец неоднократно пытался обжаловать ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении, вместе с тем данные обращения адресатам не направлялись, по настоящее время обращения истца ФКУ ИК-41 не направляются и не рассматриваются. Также указано, что истец на момент прибытия в ФКУ ИК-41 являлся инвалидом <*****> группы, в последующем истцу установлена <*****> группа инвалидности, при этом при прибытию в ФКУ ИК-41 у истца были отобраны средства реабилитации инвалида (трость, устройство для чтения книг и ручной видео-увеличитель). 12.04.2021 истцу стало известно, что его средства реабилитации сотрудниками ФКУ ИК-41 сломаны или утрачены. Также указано, что в медицинской части № 7 ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России, обслуживающей ФКУ ИК-41, отсутствуют необходимые для лечения истца лекарства, которые он вынужден был приобретать за свой счет или отправлять по почте за свой счет родственниками истца. Кроме того, указано, что истец в ФКУ ИК-41 является лицом с пониженным социальным статусом, в связи с чем испытывает постоянные побои, оскорбления и унижения от других осужденных, вынужден пользоваться отдельными предметами быта, выполнять «грязные работы» по чистке санузлов, выносу мусора, бесплатный труд и т.д., при этом администрация ФКУ ИК-41 поддерживает указанное разделение осужденных на классы, принятое в криминальном мире. В связи с этим истец испытывает сильные переживания, не ощущает себя полноценным членом общества. Также указано, что в отношении истца имели факты необоснованного применения силы сотрудниками исправительного учреждения. Так, 12.05.2021 в ходе судебного заседания по настоящему делу истец указал суду, что сотрудник ФКУ ИК-41 высказал ему угрозу, в период времени с 22.05 час. до 22.20 час. спецконтингент по приказу должностных лиц, заранее зная, что истец является инвалидом, стеклянной кружкой ударили истца по голове, в связи с чем истцу потребовалась помощь Скорой медицинской помощи с вывозом в городскую медицинскую организацию. Лекарственных препаратов в медицинской части № 7 отсутствовали лекарства для лечения истца, в связи с чем только 16.05.2021 было назначено лечение личными препаратами «Пентоксифилин», «Аспаркам», «Глутаминовая кислота», «Валериана», сроком на 30 дней. После был назначен рыбий жир, витамины В1 и В6, «Рибофлавин», «Церепро», «Актовиген», «Кортексин». Указано, что сотрудники ФКУ ИК-41 отказались принимать у истца заявление по факту применения к нему физической силы, в связи с чем с таким заявлением обратился адвокат истца. Кроме того, указано, что истец не был обеспечен форменной одеждой в количестве и по срокам носки, предусмотренным Приказом Минюста России от 03.12.2013 № 216, также истцу не выдавались гигиенические наборы (мыло, станки, зубная паста и щетка). Указано, что помещения отряда № 5, в котором содержался истец, не оборудованы достаточным количеством сантехнического оборудования с учетом количества содержащихся в них лиц (200 человек), помещения малы по площади, и не предназначены для такого количества людей. В отряде установлены двухъярусные кровати с высотой второго яруса около 1,6 м без лестниц, позволяющих забраться наверх, матрасы ненадлежащего состояния, что не позволяет комфортно спать. В отряде негде уединиться, свободное пространство у кроватей в спальных помещениях за вычетом прохода между рядами кроватей и места, занимаемого тумбочками и табуретами, составляет около 1,6 кв.м на 4 человек. В отряде фактически отсутствует помещение для сушки вещей, в связи с чем невозможно высушить пассированное белье, сушить его в спальном помещении запрещено. В помещениях отряда установлена старая мебель, количество и перечень которой не соответствует требованиям Приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512. С 13.05.2021 истец переведен в отряд № 1 на 2 этаже, где раздевалка находится в спальном расположении, отсутствует приватность в туалете, отсутствует стол для написания обращений, место для мусора находится в локальном участке, в связи с чем там крысы, насекомые, птицы, вонь, нет горячей воды для поддержания личной гигиены. Проживание истца на 2 этаже является нарушением, поскольку он является инвалидом. При этом, несмотря на соблюдение ответчиком ФКУ ИК-41 норм площади, фактически места осужденным не хватает, площадь учитывается вместе с той, которая занята мебелью. Указано, что в отрядах, в которых находился истец, имелась только естественная вентиляция через открытое окно. Указано, что помывка обеспечивалась истцу только один раз в неделю в субботу, вместо положенных двух, при этом в помывочном помещении не установлены душевые лейки. Также указано, что в связи с низким социальным статусом истца, ему было запрещено пользоваться спортивным залом и спортивным снарядами, общими местами для досуга для осужденных, в храме задеть икону и т.д. Истцом указано, что сотрудники ФКУ ИК-41 часто грубили осужденным, использовали в обращении жаргонные слова, незаконно изымали личные вещи, истец, как подающий жалобы, постоянно подвергался мести со стороны надзирателей, на него натравливали других осужденных. Проверка наличия осужденных всегда проводилась на улице при осадках (снег, дождь), из-за чего были мокрыми вещи, которые негде было высушить. Указано, что еда в столовой ненадлежащего качества.

Истец Ройзман А.А., чье участие в деле было обеспечено посредством видео-конференц-связи, его представитель Юровская С.А. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец дополнительно указывал, что по 12.05.2021 находился в отряде № 5, в котором не хватало тумбочек и табуретов, не обеспечивалась приватность при пользовании туалетом, не обеспечивался одеждой, кроме того, помещения не соответствуют по площади, отсутствует комната быта и кухня, проверки проводились в ненастную погоду на улице; что по 31.05.2021 содержался на 2 этаже; что еда невозможна к употреблению; со стороны сотрудников ИК-41 имеет место обращение на «ты», оскорбительные выражения; что обращения и жалоба не направляются адресатам; что в отсутствие законных оснований привлекается к труду по статьям 103, 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации; что является изгоем, не может находится в общих местах; что в банно-прачечном комбинате отсутствуют лейки; что не может пользоваться средствами реабилитации, а лекарства приобретаются только за свой счет; что в расположении нет горячей воды и не выдаются гигиенические наборы, с 13.05.2021 по 31.05.2021 раздевалка находится в спальном расположении. Также указал, что нарушение его прав при отбытии наказания подтверждено решением Юргинского районного суда Кемеровской области и решениями Синарского районного суда г. Каменска-Уральского.

Представитель ответчика ФКУ ИК-41 Лазарев А.В. в судебном заседании также посредством видео-конференц-связи против удовлетворения заявленного иска возражал, указав, что вещевыми карточками подтверждается выдача истцу одежды; что все отряды оборудованы и укомплектованы, имеются описи имущества, имеющегося в отрядах, технические паспорта; что норма площади в отрядах соблюдена, на план-схеме расположения спальных мест приведено расчетное число осужденных, лимит не превышен; что в ненастную погоду (дождь, снег, сильный ветер) проверка производится в расположении; что приватность при пользовании туалетом соблюдена, имеются кабинки; что истец проживал на 1 этаже, на 2 этаже никогда не жил; что помывка осуществляется 2 раза в неделю, осужденных выводят группами; что хлеб и пища соответствует нормам, проверяются; что обращение к осужденным на «вы», иных обращений не допускается; что доступ в общественные места имеется, никому не ограничен, на спортивную площадку допускаются те, кто состоит в кружковой работе, истец в кружковой работе не задействован; что вся корреспонденция регистрируется и направляется; что к работам привлекаются по согласию, истец с такими заявлениями не обращался, по статье 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации истец не привлекался; что никакого разделения на классы нет; что тип бани «шаечная» есть краны и тазы, лейки не предусмотрены; что истец обеспечен всеми средствами реабилитации; что после (дата) истец переведен в отряд ; что горячая вода имеется, поскольку в ИК-41 своя котельная; что гигиенические наборы выдаются по ведомостям; что в отрядах имеется приточная вентиляция; что в отрядах периодически проводится обработка от крыс и насекомых; что имеется одна скамейка на локальном участке; что раздевалка имеется в отдельном помещении в отряде.

Свидетель ФИО6, допрошенный посредством видео-конференц-связи, пояснил, что отбывает наказание в ФКУ ИК-41 с 03.03.2021, не находился с Ройзманом А.А. в одном отряде, по обстоятельствам содержания в исправительном учреждении указал, что не обеспечивался одеждой, что унитазов и раковин не хватает, все стоят в очереди; что не соблюдается норма 2 кв.м на человека; что проверки проходили в дождь на улице; что кабинки в туалете есть, но не герметичные, отсутствует вытяжка; что по его мнению Ройзман А.А. находился на 2 этаже; что помывка осуществляется 2 раза в неделю, относительно Ройзмана А.А. пояснений дать не может; что пища по вкусовым качествам не пригодна; что по неуважительному обращению пояснений дать не может; что администрация ИК-41 действительно не направляет постовую корреспонденцию; что видел как Ройзман А.А. работал уборщиком; по идеологии пояснений дать не смог; что в бане несколько тумб, тазики, вода горячая и холодная, имеется одна душевая сетка; что в МСЧ лекарства отсутствуют, заказывают и ждут; что горячая вода поступает из отопительной системы зимой; что гигиенические наборы не выдаются; что вентиляция осуществляется через открытое окно; что присутствуют насекомые, мыши, периодически обрабатывают; что в локальном участке есть лавка, но с истцом локальные участки разные; что в его отряде имеется раздевалка, а в 7 бараке раздевалка находится в секции; что для таких как Ройзман А.А. есть определенный день для помывки – суббота, знает, что истец ходит в баню по субботам; что вывешены опись имущества и план-схема расположения спальных мест.

Свидетель ФИО7, допрошенный посредством видео-конференц-связи, пояснил, что отбывает наказание в ФКУ ИК-41 с июля 2015 г., Ройзмана А.А. знает с 2018 г., указал, что истец находился в отряде № 5, а он в отряде № 7; что осужденные одеждой не обеспечиваются; что количество спальных мест и тумб соответствует количеству осужденных, но не соответствует площадь помещений по норме на одного человека; что проверки проводились зимой при -45°C, в дождь; что дверки в кабинках туалета поставили недавно; что Ройзман А.А. на 1 этаже не жил, всегда находился на 2 этаже; что помывка осуществляется 2 раза в неделю, но для осужденных с «низким социальным статусом», к которым относится истец, помывка осуществляется 1 раз в неделю, по субботам; что хлеб сырой, пища непригодна к употреблению; что относительно неуважительного обращения пояснений дать не может; что почтовая корреспонденция не направляется адресатам; что о работе Ройзмана А.А. не знает, не может дать объяснений относительно идеологии; что баня представляет собой помещение, есть 7 кранов, тумбочки, 20 тазиков, не хватает, лейка не работает, помывка осуществляется из тазиков; что медицинские препараты заказываются самостоятельно; что горячей воды в его отряде нет; что гигиенические наборы выдаются с перебоями; что медицинские препараты истец в мае 2021 г. не получал, знает об этом, поскольку в мае 2021 г. находился вместе с истцом в санчасти; что вентиляция в его отряде представляет собой дыру в стене; что мыши и насекомые бывают, но проводится обработка; что каким образом организована раздевалка в отряде истца неизвестно, в его отряде раздевалка огорожена от помещения; что о привлечении Ройзмана А.А. к работе пояснить не может, видел истца с метлой; что у Ройзмана А.А. низкий социальный статус, у него все отдельное, не имеет доступа в храм; что мало кому удается попасть в храм, на спортивную площадку; что администрацией поддерживается разделение на статусы.

Представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указал, что незаконного бездействия со стороны ФКУЗ МСЧ-42 ФСИН России не имелось, медицинская помощь была оказана истцу в полном объеме. Также указано на пропуск истцом срока обращения в суд и на рассмотрение аналогичного иска Юргинским районным судом.

Представители административных ответчиков ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ФСИН России в судебное заседание не явились.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв на иск, в котором указано, что истцом пропущен срок для обращения в суд, что Минфин необоснованно привлечен к участию в деле, что размер компенсации не обоснован и чрезмерно завышен, что ранее Юргинским районным судом у\же было рассмотрено аналогичное административное исковое заявление.

Заслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика ФКУ ИК-41, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе показания свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах «а» и «б» пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания (часть 9 статьи 226).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226).

В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе. Если указанные орган, организация, лицо не представят истребуемые судом доказательства и не сообщат суду о невозможности их представления, на указанные орган, организацию, лицо может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса (часть 12 статьи 226).

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Ройзман А.А. отбывает наказание в ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу с 19.05.2018. Из справки МСЭ следует, что Ройзману А.А. с 17.04.2018 установлена <*****> группа инвалидности по общему заболеванию (инвалид по зрению). Согласно объяснениям истца, представленным Прокуратурой Кемеровской области – КУЗБАССУ сведениям, в настоящее время группа инвалидности – <*****>.

По требованию о необеспечении в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 одеждой в количестве и по срокам носки, а также гигиеническими наборами (мыло, зубная паста и щетка, туалетная бумага) суд приходит к следующим выводам.

Часть 4 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность администрации исправительного учреждения обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы. Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство юстиции России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральному органу исполнительной власти, Министерство юстиции России приказом от 03.12.2013 № 126 утвердило нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 1), порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 3), описание предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение № 4).

Нормирование вещевого довольствия осужденных к лишению свободы предполагает установление перечня наименований предметов вещевого довольствия, их количество, сроки носки.

Бездействие ответчиков в указанной части установлено решением Юргинского районного суда Кемеровской области от 23.04.2021 по делу № 2а-578/2021 на основании того, что ответчиком не было представлено надлежащих доказательств – лицевых счетов. При рассмотрении настоящего дела, при неоднократном истребовании судом документов по обеспечению истца вещевым довольствием, средствами гигиены (в том числе посредством направления судебного запроса), такие документы представлены не были. Обстоятельства необеспечения вещевым довольствием, средствами гигиены подтверждены также показаниями допрошенных свидетелей ФИО6 и ФИО7 В связи с чем суд приходит к выводу о недоказанности стороной ответчика соблюдения прав Ройзмана А.А. в данной части требования (материально-бытовое обеспечение).

По требованиям о содержании в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 в помещениях отряда, не оборудованных по количеству и перечню мебели, что общежития и его помещения не соответствуют норме площади жилых помещений во взаимосвязи с количеством осужденных, что пища не соответствует предъявляемым к ней требованиям, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 99 н Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В соответствии с частью 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждена Номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Из представленной в материалы дела 2а-578/2021 (что следует из решения Юргинского городского суда Кемеровской области от 23.04.2021) справки начальника ОКБИ и ХО ФИО8 усматривается, что Ройзман А.А. проживает в отряде , у которого жилая площадь составляет 326,43 кв.м, лимит наполнения отряда 168 осужденных, фактически в отряде проживает 158 лиц. Норма жилой площади во всех жилых помещениях отряда № 5 ФКУ ИК-41 соблюдена. Согласно представленному плану-схеме расположения спальных мест секции № 4 отряда фактическая площадь помещения составляет 81,36 кв.м, расчетное количество – 40 человек, фактическое количество – 33 человека. Спальное место административного истца расположено на первом ярусе двухъярусной кровати. По состоянию на 28.09.2020 г. в отряде содержится 193 лиц. Согласно справке начальника ОКБИ и ХО ФИО8 в отряде установлено сантехническое оборудование из расчета 1 единица на 15 человек: унитаз – лимит 11 шт., фактически 20 шт.; умывальник – лимит 11 шт., фактически 20 шт. Все установленное сантехническое оборудование работоспособное полностью, находится в удовлетворительном состоянии. В банно-прачечном комплексе учреждения установлено 14 душевых леек, все оборудование в удовлетворительном состоянии. Из приказа ФКУ ИК-41 от 01.04.2020 № 136 следует, что помывка осужденных производится в банном прачечном комбинате согласно утвержденному графику два раза в неделю: понедельник с 14.00 час. до 21.00 час., четверг с 14.00 час. до 21.00 час.; стирка постельных принадлежностей и вещевого довольствия производится один раз в неделю, согласно утвержденному графику прием белья с 7.00 час. до 9.00 час., выдача белья с 18.00 час. до 20.00 час.

Истцом указано, что с 13.05.2021 он переведен в отряд , где находился до 31.05.2021 и в дальнейшем.

При рассмотрении настоящего дела при неоднократном истребовании судом документов (в том числе посредством направления судебного запроса), такие документы представлены не были.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административными соответчиками не представлены доказательства соответствия перечня, количества мебели (в отрядах и , в которых находился истец в заявленный период) приказу ФСИН России от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также обеспечения проверки надлежащего качества еды за заявленный истцом период (не представлены бракеражные журналы), суд приходит к выводу об обоснованности требований по необеспечению Ройзмана А.А. минимальными нормами материально-бытового обеспечения (перечень и количество мебели в отрядах), питанием надлежащего качества.

Вместе с тем, исходя из разъяснений пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о том, что незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности, учитывая наличие в исправительном учреждении мест общего пользования (спортивная площадка, храм и т.д.), не подлежат удовлетворению исковые требования в части признания незаконным бездействия по необеспечению Ройзмана А.А. минимальными нормами материально-бытового обеспечения по основанию несоблюдения размера площадей помещений в расчете на одного человека в отрядах , .

По требованиям о том, что в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 истец Ройзман АА., являющийся инвалидом <*****> группы, проживал на 2 этаже здания, что не производилась регистрация, рассмотрение обращений истца на имя начальника ФКУ ИК-41, а также не производилась регистрация, отправка обращений истца адресатам, что истец привлекался к труду в порядке статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации без согласия на постоянное основе и более 2-х часов, что привлекался к труду в порядке статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации без согласия, что не была обеспечена личная безопасность истца (эпизод от (дата)), что имело место нарушение приватности при пользовании туалетом, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.

Согласно пункту 192 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее также Приказ № 295) Администрация ИУ размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий, оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время.

На основании статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Режим в ИУ – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида ИУ, назначенного судом, а также порядок изменения условий отбывания наказания (пункт 2 Приказа № 295).

Осужденные имеют право, в числе прочего, на охрану здоровья и личную безопасность; обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации - в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (пункт 13 Приказа № 295).

Согласно части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности (часть 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы должны отвечать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в области оказания услуг почтовой связи и телеграфной связи. По просьбе осужденных администрация исправительного учреждения уведомляет их о передаче операторам связи писем, почтовых карточек и телеграмм для их доставки по принадлежности

В соответствии с частью 2 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 15 названного Кодекса. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.

Согласно пункту 54 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее Правила № 295), получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.

Пунктом 55 Правил № 295 предусмотрено, что письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре.

Абзацем 4 пункта 58 Правил № 295 предусмотрено, что указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

В силу статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

Осужденные могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденные беременные женщины привлекаются по их желанию к оплачиваемому труду и к работам без оплаты труда. К работам без оплаты труда осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо при необходимости проведения срочных работ (пункт 27 Приказа № 295).

То обстоятельство, что истец Ройзман АА., будучи инвалидом <*****> группы, проживал на 2 этаже здания в заявленный период (отряд ), и в данном отряде выявлены нарушения в обеспечении приватности в пользовании санузлом, подтверждается представлением прокурора Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 22.06.2021 № 17-2-2021.

Факт того, что в заявленный период не производилась регистрация, рассмотрение обращений истца на имя начальника ФКУ ИК-41, а также не производилась регистрация, отправка обращений истца адресатам, подтвержден решениями Синарского суда г. Каменска-Уральского от 22.03.2021 и от 02.08.2021, на которые сослался истец и которые не были опровергнуты стороной ответчика.

Доводы о том, что истец привлекался к труду в порядке статьи 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации без согласия, подтверждается представленными графиками работ по благоустройству территории отряда на апрель, май 2021 (утвержден начальником ОКБИ и ХО ФКУ ИК-41), в которых поименован Ройзман А.А. Сведений о том, что истец, будучи инвалидом <*****> группы, дал согласие на выполнение таких работ (заявление осужденного о привлечении к работам), в материалы дела не представлено.

Доказательств привлечения истца к труду в порядке статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.

Факт того, что не была обеспечена личная безопасность истца (эпизод от 12.05.2021), подтвержден представлением прокурора Кемеровской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 20.05.2021 № 17-2-2021.

По требованиям о необеспечении в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 средствами реабилитации и возможности их использования, не обеспечении лекарствами для лечения болезней, не обеспечении надлежащей медицинской помощью надлежащего качества (отсутствие помощи стоматолога, консультации невролога), суд приходит к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

В ИУ осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124 Приказа № 295).

Пунктом 125 указанного Приказа предусмотрено, что оказание осужденным медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи осужденным в ИУ производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи осуществляется в установленном порядке по направлению лечащего врача ИУ, а при отсутствии в ИУ врача или в случае нахождения лица, лишенного свободы, на лечении в медицинской организации, с которой у ИУ заключен договор, - лечащего врача этой медицинской организации.

Прием осужденных в филиалах федеральных казенных учреждениях здравоохранения - медицинских санитарных частях ФСИН России производится по предварительной записи и по назначению медицинского работника в соответствии с режимом работы. Экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни осужденного, осуществляется круглосуточно (пункт 127 Приказа № 295).

Из представления Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 30.03.2020 № 17-2-2020 следует, что 9.05.2018 по прибытию в исправительное учреждение у Ройзмана А.А. изъяты технические средства реабилитации: специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-карте и электронный ручной видеоувеличитель, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации.

Из справки на осужденного Ройзмана А.А., составленной заместителем начальника отдела ОЛПР следует, что 12.05.2021 осужденный Ройзман А.А. был обнаружен с телесными повреждениями в области головы, медицинским работником МЧ-7 был осмотрен и сопровожден в машине скорой медицинской помощи в травмпункт ГБУЗ КО «Юргинская городская больница». В травмпункте проведена первичная хирургическая обработка раны, поставлен диагноз: ушибленная рана волосистой части головы, рекомендовано: наблюдение в амбулаторных условиях. Ройзману А.А. в МЧ-7 регулярно проводились обработки раны. В связи с обращением Ройзмана А.А. 18.05.2021 с жалобами на периодические головные боли, проведен осмотр, назначен курс лечения: таблетки «Винпоцетин», таблетки «Глутаминовая кислота», «Аспартам». Для лечения использовались личные медикаменты, которые приобретались истцом добровольно.

Истцом в материалы дела представлены обращения от 26.05.2021 о нарушении прав непредоставлением лекарств, невозможностью попасть на прием к стоматологу, на отсутствие средств реабилитации.

Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, может принимать во внимание, в частности, обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности, документированность, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, абилитации, при непредставлении административными соответчиками доказательств, опровергающих предоставление возможности пользоваться техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, абилитации, имевшихся у истца Ройзмана А.А. в наличии по прибытию, а также обеспеченность лекарственными препаратами, осмотр врачами-специалистами, суд находит подтвержденными требования Ройзмана А.А. о необеспечении медицинской помощью надлежащего качества.

По требованиям о проведении в период с 26.08.2020 по 31.05.2021 утренних и картотечных проверок в ненастную погоду, что в банно-прачечном комплексе отсутствуют душевые лейки, что помывка осуществляется один раз в неделю вместо двух, что раздевалка находится в спальном расположении, что администрацией ФКУ ИК-41 навязывается поддержания тюремной идеологии среди спецконтингента, что условия в отряде не позволяют поддерживать надлежащий уровень гигиены, отсутствует горячая вода; что отсутствует приточная вентиляция с механическим побуждением, вытяжная вентиляция с естественным побуждением в помещениях, где проживает истец, что присутствуют крысы, насекомые, птицы, что в локальном участке имеется единственная лавка около помойки, что со стороны сотрудников ФКУ ИК-41 имеет место быть неуважительное обращение к истцу, что отсутствует возможность пользоваться местами общего пользования (храм, спортивная площадка и др.), суд приходит к следующему.

В силу пункта 39 Приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее также Приказ № 295) проверки наличия осужденных в ИУ осуществляются ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня. Одновременно проверяется внешний вид осужденных. Администрация ИУ вправе проверять наличие осужденных по спальным, рабочим и другим возможным местам нахождения осужденных, выявлять причины их отсутствия в определенное время, в определенном месте, следить за выполнением распорядка дня, исполнением осужденными своих обязанностей.

Проверки наличия осужденных проводятся в установленном месте на общем построении путем количественного подсчета и пофамильной переклички. При проведении проверки после объявления фамилии осужденного администрацией ИУ осужденный называет свои имя и отчество. Проверки наличия осужденных могут проводиться с использованием технических средств в местах, определенных администрацией ИУ, и в установленное распорядком дня время (пункт 40 Приказа № 295).

От построения освобождаются осужденные, отдыхающие после работы, занятые на работах, оставление которых невозможно, имеющие освобождение по болезни (с постельным режимом), женщины, проживающие с детьми в домах ребенка ИУ, а также инвалиды первой или второй группы с учетом медицинских показаний. Их проверка проводится по спальным или рабочим местам (пункт 41 Приказа № 295).

При неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег, сильные порывы ветра, температура ниже минус 25 градусов по Цельсию) проверки наличия осужденных проводятся в помещении (пункт 42 Приказа № 295).

В силу пункта 13 Приказа № 295 осужденные имеют право, в числе прочего, на вежливое обращение со стороны администрации ИУ, пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией ИУ, в определенное распорядком дня время, участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми в определенное распорядком дня время.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным (пункт 14 Приказа № 295).

Согласно пункту 21 Приказа № 295 распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Доказательств проведения проверок в ненастную погоду в материалы дела не представлено. Допрошенные свидетели указали, что проверка проводилась зимой 2019 г. при -45°C (что за заявленным истцом периодом), а относительно проведения проверки в дождь свидетели не могли указать, когда конкретно было данное обстоятельство (учитывая, что истцом заявлен конкретный период нарушения его прав).

Согласно объяснениям представителя ФКУ ИК-41, в ФКУ ИК-41 периодически осуществляется дезинсекция, дератизация, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели. Учитывая принятие ответчиком мер к уничтожению крыс и насекомых, суд не находит оснований для признания требований истца обоснованными в указанной части.

В материалы дела также не представлено доказательств того, что в банно-прачечном комплексе отсутствуют душевые лейки, что помывка осуществляется один раз в неделю вместо двух (выше установлено, что в банно-прачечном комплексе учреждения установлено 14 душевых леек. Из приказа ФКУ ИК-41 от 01.04.2020 № 136 следует, что помывка осужденных производится в банном прачечном комбинате согласно утвержденному графику два раза в неделю: понедельник с 14.00 час. до 21.00 час., четверг с 14.00 час. до 21.00 час.; стирка постельных принадлежностей и вещевого довольствия производится один раз в неделю, согласно утвержденному графику прием белья с 7.00 час. до 9.00 час., выдача белья с 18.00 час. до 20.00 час.), что раздевалка в отряде находится в спальном расположении, что администрацией ФКУ ИК-41 навязывается поддержания тюремной идеологии среди спецконтингента, что условия в отряде не позволяют поддерживать надлежащий уровень гигиены, отсутствует горячая вода, что отсутствует приточная вентиляция с механическим побуждением, вытяжная вентиляция с естественным побуждением в помещениях, где проживает истец, что со стороны сотрудников ФКУ ИК-41 имеет место быть неуважительное обращение к истцу, что отсутствует возможность пользоваться местами общего пользования (храм, спортивная площадка и др.).

На доводы о пропуске истцом срока для обращения в суд с приведенными требованиями суд отмечает, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением не пропущен в силу части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку установленные нарушения со стороны сотрудников ФКУ ИК-41 носят длящийся характер и могут быть пресечены либо устранением, либо наступлением обстоятельств, исключающих возможность такого устранения.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы административного истца о ненадлежащих условиях содержания в учреждении большей частью нашли свое подтверждение, а также принимая во внимание длительность пребывания административного истца в условиях, не отвечающим законодательству (заявлен период с 26.08.2020 по 31.05.2021, учитывая, что за предыдущий период Юргинским городским судом Кемеровской области взыскана компенсация в размере 333 000 руб.), ориентируясь на основные подходы к оценке условий содержания, которые сформированы правоприменительной практикой ЕСПЧ, суд приходит к выводу о взыскании компенсации в размере 130 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Ройзмана Арона Абрамовича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ, ФСИН России, Федеральному казенному учреждению здравоохранения МСЧ-42 ФСИН России о признании незаконным бездействия, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.

Признать ненадлежащими условия содержания Ройзмана Арона Абрамовича в Федеральном казенном учреждении Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области – КУЗБАССУ в период с 26.08.2020 по 31.05.2021, выразившиеся в необеспечении вещевым довольствием и индивидуальными средствами гигиены, предоставлении некачественной пищи, отсутствии приватности санузлов, привлечении к выполнению работ без оплаты в отсутствие согласия, необеспечении в отрядах перечня и количества мебели, необеспечении личной безопасности, не регистрации и не рассмотрении обращений, а также не регистрации и не отправке почтовых отправлений, отсутствии медицинской помощи надлежащего качества.

Взыскать с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Ройзмана Арона Абрамовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 130 000 руб.

Административное исковое заявление Ройзмана Арона Абрамовича в оставшейся части оставить без удовлетворения.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке бюджетного законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия с подачей жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.

Судья З.Б. Доева

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2021 г.