ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-870/2022УИД470007-01-2021-002375-44 от 11.07.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-870/2022 УИД 47RS0007-01-2021-002375-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Мицюк В.В.,

при секретаре Пантус Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» -Окуневой Е.А., действующей на основании доверенности от 02.10.2019 сроком действия три года,

административное дело по административному иску Лобовой Натальи Викторовны к администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, главе администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Запалатскому Юрию Ивановичу, первому заместителю главы администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Соболеву Сергею Геннадьевичу о признании решения и постановления незаконными и их отмене, о включении в список граждан, изъявивших желание получить выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Лобова Н.В. 19 июля 2021 года, действуя через представителя, в своих интересах и интересах несовершеннолетних, обратилась в Кингисеппский городской суд с административным иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области с требованиями о признании незаконным постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 17.06.2021 года об отказе в признании гражданина участником подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» и его отмене, о включении ее и несовершеннолетних детей в список граждан, изъявивших желание получить в 2022 году социальную выплату на строительство (приобретение) жилья с использованием средств ипотечного кредита в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа), в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» на 2022 г. (том 1 л.д. 2-5). В обоснование заявленных требований указав, что с 2016 года истец и ее дети состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом ее дочь является инвалидом детства. 05 мая 2021 года она обратилась к ответчику с заявлением о включении ее и членов ее семьи в Список граждан, изъявивших желание получить в планируемом 2022 году социальную выплату на строительство (приобретение) жилья с использованием средств ипотечного кредита в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа), в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области. С заявлением были представлены все необходимые документы в соответствии с памяткой, врученной ей в администрации. В июне 2021 года она узнала о том, что было принято решение об отказе по ее заявлению, с оспариваемым постановлением не согласна, поскольку пункт 2.3 указанного постановления имеет подпункты с «а» по «д», каждый из них предусматривает различные основания для отказа, в связи с чем причина для отказа, указанная в постановлении, не может считаться правомерной.

Определением суда от 05 августа 2021 года определен вид судопроизводства – рассмотрение спора в порядке, определенном ГПК РФ (том 1 л.д. 75).

Истец в ходе судебного разбирательства представила уточненное исковое заявление с дополнительным требованием о признании незаконным также решения комиссии по решению жилищных вопросов при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 10 июня 2021 года об отказе в участии гражданина в подпрограмме «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области», которое явилось основанием для принятия решения N 1380 от 17 июня 2021 года (том 2 л.д. 23-24).

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц МКУ "Кингисеппский жилищный центр" МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Комитет по строительству Ленинградской области, Лобов С.Н. (том 1 л.д. 75-76, 94).

Решением Кингисеппского городского суда от 12.11.2021 иск удовлетворен частично (том 2 л.д. 33-46).

От ответчика поступила апелляционная жалоба на данное решение (том 2 л.д. 59-60).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 01.03.2022 перешли к рассмотрению дела по апелляционной жалобе администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда от 12.11.2021 по гражданскому делу по правилам административного судопроизводства. Передав дело в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда (том 2 л.д.95-99).

Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21.04.2022 решение Кингисеппского городского суда от 12.11.2021 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (том 2 л.д. 118-122).

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков глава администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Запалатский Ю.И., первый заместитель главы администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Соболев С.Г. (том 2 л.д. 143).

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (том 2 л.д. 149).

Представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области иск не признала, представив письменные возражения (том 1 л.д. 89-93) и пояснив, что граждане, не получившие социальную выплату, ежегодно пишут заявления и предоставляют необходимый перечень документов для подтверждения желания участвовать в программах. 05 мая 2021 года истец обратилась в администрацию с заявлением о включении ее составом семьи 3 человека (она и двое детей) в список граждан, изъявивших желание получить в планируемом 2022 году социальную выплату на строительство (приобретение) жилья мероприятия по улучшению жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» на 2022 год, путем погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья. Согласно п. 2.3 Положения о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» от 25.05.2018 года N 166, использование социальной выплаты не допускается, если жилое помещение не соответствует требованиям к жилому помещению, установленным п. 2.7 настоящего Положения, а также в случае, если право собственности на указанное жилое помещение имеют помимо заявителя и членов его семьи члены семьи, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и (или) не являющиеся участниками основного мероприятия. Пунктом 4.3 Порядка предоставления социальных выплат, утвержденного Приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 12.05.2021 N 4, основаниями для отказа в признании заявителя и (или) членов его семьи соответствующим условиям участия в Мероприятии являются: в том числе несоответствие заявителя и (или) членов его семьи, указанных в заявлении, условиям участия в Мероприятии, установленным пунктом 2.2, абзацем 4 п.п. «д» п. 2.3 Положения. При рассмотрении заявления истца и представленных к нему документов было установлено, что сторонами договора купли-продажи помещения являются Лобова Н.В. и Лобов С.Н., который не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и не является участником основного мероприятия. Учитывая п. 2.3 Положения и п. 4.3 Порядка, Комиссией принято решение отказать в признании соответствующим условиям подпрограммы.

Представители заинтересованных лиц МКУ "Кингисеппский жилищный центр" МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области и Комитета по строительству Ленинградской области, заинтересованных лицо Лобов С.Н. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили (том 2 л.д. 145, 146, 151).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1,2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что истец Лобова Н.В. и ее несовершеннолетние дети: Лобова В.С. И Лобов А.С. состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2016 года (том 1 л.д. 11-14), Лобова Н.В. состоит в браке с Лобовым С.Н. (том 1 л.д. 17).

11 декабря 2020 года Лобова Н.В. и Лобов С.Н. приобрели в общую совместную собственность квартиру за счет средств ипотечного кредитования, согласно кредитному договору Лобова Н.В. и Лобов С.Н. являются созаемщиками (том 1 л.д. 21-43).

05 мая 2021 года Лобова Н.В. обратилась в администрацию с заявлением о включении ее в список граждан (молодых педагогов, медицинских работников первичного звена и скорой медицинской помощи) изъявивших желание получить в планируемом 2022 году социальную выплату на строительство (приобретение) жилья мероприятия по улучшению жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» на 2022 год.

Жилищные условия планирует улучшить путем погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту.

К заявлению приложен соответствующий пакет документов (том 1 л.д. 113-114).

Согласно выписке из протокола № 6 заседания комиссии по решению жилищных вопросов при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 10 июня 2021 года, решением комиссии по решению жилищных вопросов при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», Лобовой Н.В. отказано в признании гражданина соответствующим условиям участия в программе.

Как следует из содержания решения, по кредитному договору от 11.12.2020 заемщиком 1 является супруг Лобовой Н.В. Лобов С.Н., заемщиком 2 является Лобова Н.В. Лобов С.Н. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 25.05.2018 N 166 (в редакции) «Об утверждении Положения о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» использование социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам на приобретенное (построенное) жилое помещение не допускается, если указанное жилое помещение не соответствует требованиям к жилому помещению, установленным пунктом 2.7 настоящего Положения, а также в случае, если право собственности на указанное жилое помещение имеют помимо заявителя и членов его семьи (указанных в заявлении на участие в основном мероприятии), члены семьи, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и (или) не являющиеся участниками основного мероприятия. Решение: Отказать Лобовой Н.В. в признании соответствующим условиям подпрограммы, основание: п. 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 25.05.2018 N 166 (в редакции) «Об утверждении Положения о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (том 1 л.д. 108).

Согласно Постановлению N от 17 июня 2021 года, вынесенному администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район», в соответствии с Положением о реализации мероприятия по улучшению жилищных условий граждан в рамках основного мероприятия по улучшению жилищных условий граждан в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)» подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25.05.2018 года N 166, приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 12.05.2021 года N 4 «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в рамках основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)» подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» и признании утратившим силу приказа Комитета по строительству Ленинградской области от 16.04.2019 года N 13», учитывая решение комиссии по решению жилищных вопросов при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 10.06.2021 года протокол N 6, администрация постановляет отказать в признании гражданина (молодого педагога, медицинских работников первичного звена и скорой медицинской помощи), соответствующим условиям участия в основном мероприятии «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» на 2022 год.

Лобовой Н.В., составом семьи три человека.

Основание: п. 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 25.05.2018 N 166 (в редакции) «Об утверждении Положения о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (том 1 л.д. 6-7).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407 утверждена подпрограмма «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», ответственный исполнитель подпрограммы – Комитет по строительству Ленинградской области.

В рамках мероприятия оказывается государственная поддержка в виде социальных выплат гражданам и членам их семей, привлекающим средства ипотечного кредита на приобретение готового жилья, участие в долевом строительстве многоквартирного дома или на строительство индивидуального жилого дома, а также в виде компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальной выплаты, предоставленной в рамках настоящей подпрограммы и иных программ (подпрограмм). Перечень программ (подпрограмм), участники которых имеют право на получение компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), устанавливается нормативным правовым актом Правительства Ленинградской области.

В целях реализации указанной подпрограммы Правительством Ленинградской области утверждено Положение о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» от 25.05.2018 года N 166.

Согласно п. 2.3. Положения социальные выплаты могут быть использованы гражданами (в том числе молодыми педагогами, медицинскими работниками первичного звена и скорой медицинской помощи, молодыми учеными):

а) на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения;

б) на оплату цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;

в) на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность гражданина (молодого педагога, медицинского работника первичного звена и скорой медицинской помощи, молодого ученого) и членов его семьи (в случае если гражданин (молодой педагог, медицинский работник первичного звена и скорой медицинской помощи, молодой ученый) является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива);

г) на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения (в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома) или строительство жилого дома;

д) на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение (строительство) жилого помещения при условии наличия документов, подтверждающих признание гражданина (молодого педагога, медицинского работника первичного звена и скорой медицинской помощи, молодого ученого) и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа). Использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам не допускается.

В случае использования гражданином (молодым педагогом, медицинским работником первичного звена и скорой медицинской помощи, молодым ученым) социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья размер социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), но не превышает 60 процентов от расчетной стоимости жилья.

Предоставление социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилья осуществляется на основании справки кредитной организации (заимодавца), предоставившей получателю социальной выплаты ипотечный жилищный кредит (заем), об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), а также выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о наличии зарегистрированного права собственности у получателя социальной выплаты и членов его семьи на приобретенное (построенное) с привлечением средств ипотечного жилищного кредита (займа) жилое помещение.

Использование социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам на приобретенное (построенное) жилое помещение не допускается, если указанное жилое помещение не соответствует требованиям к жилому помещению, установленным пунктом 2.7 настоящего Положения, а также в случае, если право собственности на указанное жилое помещение имеют помимо заявителя и членов его семьи (указанных в заявлении на участие в основном мероприятии), члены семьи, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и (или) не являющиеся участниками основного мероприятия;

е) на уплату цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет застройщика или на счет эскроу.

Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных (удочеренных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), а также у близких родственников супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных (удочеренных), полнородных и неполнородных братьев и сестер), супруга (супруги) детей (в том числе усыновленных (удочеренных), а также на приобретение жилого помещения, в котором гражданин и его семья постоянно проживают.

Приобретение (строительство) жилого помещения с использованием средств социальной выплаты является основанием для исключения получателей социальной выплаты из реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, п. 2.3 указанного Положения предусматривает несколько самостоятельных оснований для использования социальных выплат.

Вместе с тем, указанное Положение не устанавливает порядок рассмотрения заявлений о предоставлении социальных выплат и основания для отказа в предоставлении такой выплаты, такой порядок и основания для отказа в предоставлении выплат на момент подачи Лобовой Н.В. 05 мая 2021 года заявления об участии в программе был установлен Приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 16 апреля 2019 года N 13 "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в рамках основного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)" подпрограммы "Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области".

Согласно п. 1.1. Порядка - настоящий Порядок устанавливает перечень документов, порядок и сроки представления документов гражданами, порядок и сроки рассмотрения документов, представленных гражданами, порядок формирования списков граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, порядок формирования сводного списка граждан, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, порядок формирования списка граждан - претендентов на получение социальных выплат, а также порядок предоставления компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, которые построили (приобрели) жилье с использованием социальных выплат (далее - компенсация) в соответствии с Положением о реализации основного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)" в рамках подпрограммы "Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области", утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25 мая 2018 N 166 (далее - Порядок).

Граждане (в том числе молодые педагоги), имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 2.2 Положения и изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в планируемом году в рамках Мероприятия, представляют в Уполномоченный орган либо через структурное подразделение МФЦ заявление по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку с приложением соответствующих (п. 2.1 Приказа).

Уполномоченный орган проверяет представленные гражданином документы на соответствие их условиям Мероприятия, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия, в течение 30 рабочих дней с даты регистрации Уполномоченным органом и принимает решение о признании либо отказе в признании гражданина (и членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии (п. 3.1).

При отсутствии установленных пунктом 3.3 настоящего Порядка оснований для отказа в признании гражданина (и членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии Уполномоченный орган включает гражданина (и членов его семьи, указанных в заявлении) в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. 3.2).

При наличии установленных пунктом 3.3 настоящего Порядка оснований для отказа в признании гражданина (и членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения письменно информирует гражданина-заявителя об отказе в признании его соответствующим условиям участия в Мероприятии с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Основанием для отказа в признании гражданина и членов его семьи соответствующими условиям участия в Мероприятии являются:

а) несоответствие гражданина (члена (ов) семьи гражданина, указанных в заявлении) условиям участия в Мероприятии, установленным пунктом 2.2 Положения;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в разделе 2 настоящего Порядка;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное гражданином (членом(ами) его семьи, указанными в заявлении) право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат, предоставленных за счет федерального, и/или областного, и/или местного бюджетов (п. 3.3).

С 12 мая 2021 года указанный выше Порядок утратил свое действие, с указанной даты начал действовать Приказ Комитета по строительству Ленинградской области N 4 от 12 мая 2021 года, установивший новый Порядок предоставления социальных выплат.

Согласно п. 4.1 Порядка (в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления истца и вынесения по нему решения от 10 июня 2021 года) Уполномоченный орган проверяет представленные заявителем документы на соответствие их условиям Мероприятия, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия, в течение 30 рабочих дней с даты регистрации Уполномоченным органом и принимает решение о соответствии либо несоответствии условиям участия гражданина (и(или) членов его семьи), признании либо отказе в признании заявителя (и (или) членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии.

При отсутствии установленных пунктом 4.3 настоящего Порядка оснований для отказа в признании заявителя (и(или) членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии Уполномоченный орган включает заявителя (и членов его семьи, признанных соответствующими условиям участия в Мероприятии) в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (список молодых педагогов, список медицинских работников первичного звена и скорой медицинской помощи, список молодых ученых, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, соответственно) (п. 4.2).

При наличии установленных пунктом 4.3 настоящего Порядка оснований для отказа в признании заявителя соответствующим условиям участия в Мероприятии Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения письменно информирует заявителя об отказе в признании его соответствующим условиям участия в Мероприятии с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Согласно п. 4.3.Порядка основаниями для отказа в признании заявителя и(или) членов его семьи соответствующими условиям участия в Мероприятии являются:

а) несоответствие заявителя (или члена(ов) его семьи, указанного(ых) в заявлении) условиям участия в Мероприятии, установленным пунктом 2.2 Положения;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в разделе 2 настоящего Порядка;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное заявителем (или членом(ами) его семьи, указанным(и) в заявлении) право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат, предоставленных за счет федерального, и/или областного, и/или местного бюджетов.

Таким образом, указанный нормативный документ, действующий в редакции на момент рассмотрения заявления Лобовой Н.В. и принятия по нему решения содержал аналогичные положения ранее действующего Порядка о том, что при отсутствии установленных пунктом 4.3 (п. 3.3 ранее действующего Порядка) настоящего Порядка оснований для отказа в признании заявителя (и(или) членов его семьи, указанных в заявлении) соответствующим условиям участия в Мероприятии Уполномоченный орган включает заявителя (и членов его семьи, признанных соответствующими условиям участия в Мероприятии) в список граждан,

Следовательно, отказывая Лобовой Н.В. во включении в список, администрация обязана была указать на основания для отказа в предоставлении выплаты, установленные в п. 4.3 (п. 3.3 ранее действующего Порядка) Порядка.

Вместе с тем, основания для отказа в признании гражданина соответствующим условиям программы, указанные в п. 4.3 Порядка, в оспариваемых решении и постановлении не указаны.

Отказ в признании Лобовой Н.В. соответствующей условиям участия в программе со ссылкой на пункт 2.3 постановления Правительства Ленинградской области от 25.05.2018 N 166 (в редакции) «Об утверждении Положения о реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа) в рамках подпрограммы «Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области»…», нельзя считать законным, поскольку указанный пункт сам по себе не содержит оснований для такого отказа, указанный пункт, как следует из его преамбулы, устанавливает, на погашение каких видов платежей социальные выплаты могут быть использованы гражданами, а также устанавливает условия предоставления социальных выплат при каждом из указанных в настоящем пункте видов выплат (п.п. «а-д»), а основания для отказа, указанные в Приказе Комитета по строительству по Ленинградской области, установленные в п. 4.3 Приказа, в оспариваемых решении и постановлении не приведены.

Указывая на законность своих действий, представитель ответчика, излагая содержание пункта 2.3 Положения, содержание которого также отражено в оспариваемом решении жилищной комиссии от 10 июня 2021 года, а именно: «…Использование социальной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам на приобретенное (построенное) жилое помещение не допускается, если указанное жилое помещение не соответствует требованиям к жилому помещению, установленным пунктом 2.7 настоящего Положения, а также в случае, если право собственности на указанное жилое помещение имеют помимо заявителя и членов его семьи (указанных в заявлении на участие в основном мероприятии), члены семьи, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и(или) не являющиеся участниками основного мероприятия…», ссылается на п.п. «д» п. 2.3 Положения).

Вместе с тем, ссылки на подпункт «д» пункта 2.3 Положения в оспариваемых решении и постановлении не приведены, ссылки на подпункт «д» приведены только после подачи иска в суд.

Кроме того, обосновывая свои доводы о законности оспариваемых решения и постановления, представитель ответчика в письменных возражениях указывает на то, что в соответствии с п. 4.3 Порядка основаниями для отказа в признании заявителя и (или) членов его семьи соответствующим условиям участия в мероприятии являются: «а»: несоответствие заявителя (или члена (ов) его семьи, указанного (ых) в заявлении условиям участия в мероприятии, установленным пунктом 2.2, абзацем четвертым подпункта «д» пункта 2.3 Положения (л.д. 92).

В этой связи суд отмечает, что указанные доводы также прозвучали только в судебном заседании после предъявления иска в суд, в оспариваемых решении и постановлении ссылок ни на п.п «а» п. 4.3 Порядка, ни на п.п. «д» п. 2.3 Положения не содержится.

При этом, суд отмечает также следующее.

П. 4.3. Порядка в редакции «…Основаниями для отказа в признании заявителя и(или) членов его семьи соответствующими условиям участия в Мероприятии являются: а) несоответствие заявителя (или члена(ов) его семьи, указанного(ых) в заявлении) условиям участия в Мероприятии, установленным пунктом 2.2, абзацем четвертым подпункта "д" пункта 2.3 Положения…»

- введен в действие Приказом комитета по строительству Ленинградской области от 15.09.2021 N 14 "О внесении изменений в приказ комитета по строительству Ленинградской области от 12 мая 2021 года N 4 "Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и компенсации части расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) в рамках основного мероприятия "Улучшение жилищных условий граждан с использованием средств ипотечного кредита (займа)" подпрограммы "Содействие в обеспечении жильем граждан Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Формирование городской среды и обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" и признании утратившим силу приказа комитета по строительству Ленинградской области от 16 апреля 2019 года N 13".

До внесения изменений в указанный пункт его редакция звучала следующим образом:

«…п. 4.3. Основаниями для отказа в признании заявителя и(или) членов его семьи соответствующими условиям участия в Мероприятии являются:

а) несоответствие заявителя (или члена(ов) его семьи, указанного(ых) в заявлении) условиям участия в Мероприятии, установленным пунктом 2.2 Положения…».

То есть, положения п. 4.3 Порядка не устанавливали на момент принятия и рассмотрения заявления Лобовой Н.В.) такого основания для отказа как несоответствие заявителя или членов его семьи, указанных в заявлении условиям участия в Мероприятии, установленным абзацем четвертым подпункта «д» пункта 2.3 Положения, в связи с чем ссылки ответчика на них в настоящее время являются необоснованными.

При указанных обстоятельствах решение комиссии от 10 июня 2021 года и постановление администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» № 1380 от 17 июня 2021 года нельзя признать законными.

Доводы ответчика о том, что по состоянию на дату вынесения решения список граждан, изъявивших желание получить выплату на 2022 год сформирован и решение суда не будет исполнимо, правового значения для разрешения спора не имеют. Кроме того, в оспариваемых решениях не указаны основания для отказа во включении истца в список граждан, изъявивших желание получить выплату.

В целях восстановления нарушенных прав истца необходимо повторное рассмотрение заявления Лобовой Н.В., по результатам рассмотрения которого необходимо принять решение в соответствии с требованиями действующих нормативных положений, поскольку вопрос о том, включать или не включать истца и членов ее семьи в соответствующий список, находится в компенсации органа местного самоуправления и должен быть разрешен при повторном рассмотрении заявления Лобовой Н.В.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения искового требования о включении Лобовой Н.В. и членов ее семьи в список, не имеется.

Также не имеется оснований для отмены решения и постановления, исходя из следующего.

В силу п.1 ч.2, ч.3 ст. 227 КА РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Соответственно, с целью восстановления нарушенных прав, судом достаточно принятия решения о признании оспариваемого решения, действия незаконными, а правом отменять или изменять не соответствующее требованиям законодательства решения должностных лиц, органов федеральными законами предоставлено либо самому органу, принявшему незаконное решение, либо вышестоящему органу (должностному лицу).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 62, 84, 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Лобовой Натальи Викторовны удовлетворить частично.

Признать незаконными решение комиссии по решению жилищных вопросов при администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 10 июня 2021 года и постановление администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 17 июня 2021 года.

Обязать администрацию муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» повторно рассмотреть заявление Лобовой Натальи Викторовны о включении ее и членов ее семьи в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату.

В удовлетворении остальной части административного иска Лобовой Натальи Викторовны отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года.

Судья