ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8716/16 от 29.11.2016 Подольского городского суда (Московская область)

Мотивированное решение составлено 29.11.2016г.

№ 2а-8716/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2016 года г. Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Новиковой А.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Администрации Городского округа Подольск, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск о признании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязании подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отправить их на согласование в уполномоченный орган,

Установил:

ФИО4, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к Администрации Городского округа Подольск, Комитету имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ. . об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязании Администрацию Городского округа Подольск и Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с приложенной схемой, на котором располагаются библиотека, овощехранилище, хозблок, уборная одноместная, уборная двухместная по адресу: <адрес>, земельный участок площадью <данные изъяты>., образованный путем выделения (образования) и межевания из земельного участка в кадастровом квартале, предназначенный для расположения и обслуживания административно-хозяйственного комплекса в составе овощехранилища, хозблока, уборной одноместной, уборной двухместной, с кодом 2.7., наименования вида разрешенного использования земельного участка «обслуживание жилой застройки» и отправить необходимые документы на согласование в уполномоченный орган.

Свои требования мотивировал тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником зданий административного хозяйственного комплекса в составе нескольких зданий и сооружений, а именно: библиотеки, хозблока, овощехранилища, уборной одноместной, уборной двухместной. Данным объектам недвижимости присвоены адреса: <адрес>. Данные объекты недвижимости стоят на кадастровом учете. Помимо вышеуказанных строений на территории всего участка для подъезда ко всем зданиям отсыпаны щебенкой подъездные пожарные пути и площадки для разворота пожарной техники, установлен бетонный противопаводковый вал длиной 60 метров, несколько временных сооружений, в естественном грунте обустроены силосборник и компост. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск с заявлением о предварительном согласовании границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был получен промежуточный ответ о необходимости предоставить дополнительные документы. ДД.ММ.ГГГГ. необходимые документы были представлены. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. . Комитетом имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск Ермилову Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 4 080 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с несоразмерностью площади испрашиваемого земельного участка общей площади застройки объектами недвижимости.

Административный истец Ермилов Е.А. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям.

Представитель административных ответчиков Администрации Городского округа Подольск, Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск Семичастнова А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что Ермилову Е.А. на праве собственности принадлежат нежилые помещения: библиотека, овощехранилище, хозблок, уборная одноместная, уборная двухместная по адресу: <адрес> (Том л.д. 7-11).

Общая площадь застройки объектами недвижимости составляет <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Ермилов Е.А. обратился в Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Том №1 л.д. 38).

ДД.ММ.ГГГГ Ермилову Е.А. дан ответ на данное заявление. Из содержания ответа усматривается, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка значительно превышает общую площадь застройки объектами недвижимости, которая составляет <данные изъяты> Оснований полагать, что для эксплуатации данных объектов недвижимости необходим земельный участок площадью <данные изъяты> не имеется. Кроме того, необходимо конкретизировать цель использования испрашиваемого земельного участка (Том №1 л.д. 39).

Необходимые документы и пояснение направлены в адрес Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск (Том №1 л.д. 45-46).

ДД.ММ.ГГГГ Ермилову Е.А. дан ответ ., которым Комитет повторно сообщает об отказе в удовлетворении заявления Ермилова Е.А. о предварительном согласовании предоставления земельного участка (Том №1 л.д. 47).

Из содержания данного ответа следует, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка значительно превышает общую площадь застройки объектами недвижимости, которая составляет <данные изъяты>. Оснований полагать, что для эксплуатации данных объектов недвижимости необходим земельный участок площадью <данные изъяты>. не имеется.

Согласно выводам экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ. эксперта Срибного Е.Л. площадь исследуемого земельного участка, необходимая для обслуживания объектов недвижимости: библиотека, овощехранилище, хозблок, уборная двухместная, уборная одноместная, находящихся по адресу: <адрес>, составляет - <данные изъяты> Площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, определенная по результатам геодезических работ, составляет - <данные изъяты>. (Том №1 л.д. 177-197).

В судебном заседании эксперт данное заключение поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что общая разница в площади, составляющая 8 м., укладывается в допустимый диапазон погрешности.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст.82 КАС РФ, поскольку содержит подробное описание проведенных исследований, сделанные в результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанного вывода эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что заключение эксперта Срибного Е.Л. отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.

Удовлетворяя требование и признавая решение от ДД.ММ.ГГГГ. . об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, суд исходит из следующего.

Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Из положений статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из анализа указанных выше положений закона следует, что предоставление права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих строений по назначению.

Основанием для оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ. . является несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.

Данное обстоятельство опровергается выводами судебной экспертизы. Кроме того, в судебном заседании эксперт, предупрежденный об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, пояснил, что общая разница в площади, составляющая 8 м., укладывается в допустимый диапазон погрешности.

Учитывая вышеизложенное, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований в данной части.

Согласно ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая, что отказ от ДД.ММ.ГГГГ. . по заявлению Ермилова Е.А. признан незаконным, суд считает необходимым выйти за пределы заявленных требований и восстановить нарушенные ответчиком права Ермилова Е.А., обязав Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск рассмотреть вышеуказанное заявление Ермилова Е.А.

Разрешая требования об обязании подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отправить их на согласование в уполномоченный орган, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Вместе с тем, в силу п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом Московской области от 24.07.2014 г. N 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» предусмотрено (п. 10 ч. 4 ст.2), что Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В то же время, Законом Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» регламентировано (п. 3 ч. 2 ст. 2), что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

При этом реализация данного полномочия, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Отказывая в удовлетворении требований об обязании подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отправить их на согласование в уполномоченный орган, суд исходит из того, что реализация права ответчика на предварительное согласование предоставления земельного участка предусмотрена путем осуществления процедуры, связанной с принятием решения о предварительном согласовании либо об отказе в предварительном согласовании.

Обязывая ответчика подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отправить их на согласование в уполномоченный орган, данная процедура будет нарушена, как и права уполномоченного органа.

Также суд считает необходимым отметить, что спорный земельный участок на момент рассмотрения указанного дела не прошел кадастровый учет и в силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации не был сформирован как объект земельных отношений.

Кроме того, положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации о праве собственников зданий строений, сооружений на приобретение в собственность земельных участков под указанными объектами подлежат применению с учетом общих положений земельного законодательства, обязывающих собственника осуществлять использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Истец просит согласовать предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «обслуживание жилой застройки».

В силу п. 5 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. N 540 (ред. от 30.09.2015 г.) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно данному классификатору для вида разрешенного использования «обслуживание жилой застройки» разрешено размещение объектов капитального строительства, размещение которых предусмотрено видами разрешенного использования с кодами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.4.1, 3.5.1, 3.6, 3.7, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.6, 4.7, 4.9, если их размещение связано с удовлетворением повседневных потребностей жителей, не причиняет вреда окружающей среде и санитарному благополучию, не причиняет существенного неудобства жителям, не требует установления санитарной зоны

Хозблок, овощехранилище и уборные данным перечнем не предусмотрены.

Тогда как истец испрашивает земельный участок, в том числе, для обслуживания данных объектов.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Правилами землепользования и застройки сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области установлены виды разрешенного использования для зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1.

Основные виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство; блокированная жилая застройка; спортивные площадки; детские игровые площадки; фельдшерско-акушерский пункт или другое лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее начальный (доврачебный) этап оказания медицинской помощи; почтовые отделения, отделения связи; аптеки; магазины товаров первой необходимости; объекты мелкорозничной торговли; благоустройство и озеленение территории; производственно-предпринимательская деятельность не требующая установления санитарно-защитных зон; объекты муниципальной пожарной охраны.

Вспомогательные виды разрешенного использования: отдельно стоящие или встроенные в жилые дома гаражи или открытые автостоянки на два машиноместа на индивидуальный участок; хозяйственные постройки; сады, огороды, палисадники; теплицы, оранжереи; индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы; индивидуальные бани, надворные туалеты; оборудование пожарной охраны (гидранты, резервуары); парковки при объектах обслуживания и коммерческого назначения; площадки для сбора мусора.

Условно-разрешенные виды использования: детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы общеобразовательные; гараж для хранения личного автотранспорта; площадки для сбора мусора; временные объекты торговли; дачное хозяйство; личное подобное хозяйство; строения для содержания домашнего скота и птицы; ветлечебницы без постоянного содержания животных; магазины и иные торговые объекты с ассортиментом широкого профиля; объекты территориальных подразделений МВД и других федеральных министерств и ведомств.

В связи с чем, вид разрешенного использования «обслуживание индивидуальной жилой застройки» не предусмотрен Правилами землепользования и застройки сельского поселения Стрелковское Подольского муниципального района Московской области для зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх..

Обязать Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Городского округа Подольск рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх..

В удовлетворении административных исковых требований об обязании подготовить документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и отправить их на согласование в уполномоченный орган - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд Московской области в течение месяца.

Председательствующий: Новикова А.А.