Дело № 2а-871/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 23 июня 2016 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Федотовой М.В.,
при секретаре Сивкове Д.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - ФИО2,
рассмотрев дело по административному исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр Правового обеспечения», действующего в интересах Министерства финансов Республики Коми, к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» об оспаривании бездействия при исполнении предписания и обязании его исполнения,
установил:
государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр Правового обеспечения», действуя в интересах Министерства финансов Республики Коми, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» (далее администрация МР «Корткеросский») при исполнении предписания Министерства финансов Республики Коми от 30.11.2015 №07-07/5547 и обязании его исполнения, а именно: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы; сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в Министерство финансов Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда.
Требование мотивировано тем, что в рамках реализации постановления Правительства Республики Коми от 30.09.2011 N 425 «О долгосрочной республиканской целевой программе «Обращение с отходами производства и потребления в Республике Коми (2012 - 2016 годы)» (утратило силу 11.03.2014) и постановления Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 414 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды» и в соответствии с соглашениями о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми субсидий администрации муниципального района «Корткеросский» были предоставлены средства из республиканского бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, на строительство объектов размещения твердых бытовых отходов и хранения древесных отходов (далее - объекты размещения ТБО) на территории муниципального района «Корткеросский», а именно: межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; площадки складирования и временного хранения древесных отходов в <адрес>; объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; площадки складирования и временного хранения древесных отходов в <адрес> в целях перевода котельных <адрес> на использование древесных отходов. После проведения Министерством финансов Республики Коми <дата> проверки использования средств на приобретение техники за счет субсидий, ответчиком предоставлено только одно положительное заключение - на строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>. По иным объектам размещения ТБО заключения государственной экспертизы проектно – сметной документации не были представлены, в связи с чем в отношении администрации муниципального района «Корткеросский» <дата> вынесено предписание ХХХ с установлением срока для добровольного исполнения в течение 30 календарных дней со дня его получения. Ответчик обжаловал предписание. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <дата> по жалобе Министерства финансов Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <дата>, администрации МР «Корткеросский» отказано в удовлетворении заявления о признании указанного выше предписания незаконным. При этом, до настоящего времени предписание остается не исполненным со стороны административного ответчика. Бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований, указанных в предписании, нарушает права и законные интересы Республики Коми, поскольку в случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию объектов размещения ТБО, выдача разрешения на ввод их в эксплуатацию не представляется возможной, в связи с чем, результат выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения ТБО не будет достигнут.
Представитель административного истца ФИО1 требования административного искового заявления и доводы, изложенные в нем, поддержала, дополнительно суду пояснив, что до настоящего времени администрацией меры по исполнению предписания не предприняты. Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации заявленных объектов капитального строительства делает невозможным ввод объектов в эксплуатацию, поскольку отсутствует возможность проверить соответствие объектов строительным, техническим и иным нормам, ставит под сомнение законность выдачи разрешения на строительство, поскольку такое заключение является обязательным документом для выдачи разрешения на строительство. Соответственно, не введение объектов в эксплуатацию влечет за собой неэффективность расходования бюджетных средств на данные объекты. Представленные суду акты о приемке законченных строительством объектов только в отношении двух объектов: площадки хранения твердых бытовых отходов в <адрес> и площадки хранения твердых бытовых отходов в <адрес>, не свидетельствуют об их соответствии требованиям нормативных документов.
Представитель административного ответчика ФИО3 с предъявленным административным исковым заявлением не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве. Дополнительно суду пояснил, что администрация меры по исполнению предписания не принимались, в том числе после принятия апелляционного определения от <дата>. Непринятие мер пояснил тем, что фактически объекты уже построены, в отношении двух из них уже имеются акты приемки законченных строительством объектов, в связи с чем нет оснований для проверки проектной документации уже построенных объектов. Кроме того, функционирование межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес> изначально предполагало одновременное функционирование площадок хранения отходов и древесных отходов в <адрес>. Наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес> свидетельствует о правомерности строительства остальных объектов. В части строительства межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>, пояснил, что строительство полигона не начато, проектная документация есть, в нее вносились изменения, однако государственная экспертиза данной документации также не проводилась.
Заслушав представителей административного истца, административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 3 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Судом установлено, что по предписанию Министерства финансов Республики Коми от <дата>ХХХ администрация МР «Корткеросский» обязана: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы, сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в течение 30 календарных дней со дня получения предписания.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства
В соответствии с ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 ГрК РФ, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов 1 - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Основанием для вынесения в отношении администрации МР «Корткеросский» данного предписания послужили результаты проверки Министерства финансов Республики Коми, проведенной по поручению УФСБ России по <адрес> на основании приказа Министерства финансов Республики Коми о проведении контрольного мероприятия от <дата>ХХХ, по использованию средств на приобретение техники за счет субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Республики Коми в рамках реализации мероприятий по Долгосрочной республиканской целевой программе «Обращение с отходами производства и потребления в <адрес>» (2012-2016 годы), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от <дата>ХХХ, и по Государственной программе Республики Коми «Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от <дата>ХХХ, на строительство объектов размещения отходов.
Из акта выездной проверки Министерства финансов Республики Коми от <дата> следует, что на территории муниципального района «Корткеросский» на условиях долевого финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми производится строительство: межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес> в том числе ПИР; объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; площадки складирования и временного хранения древесных отходов в <адрес>; объекта размещения (площадки хранения) твердых бытовых отходов в <адрес>, в том числе ПИР; площадки складирования и временного хранения древесных отходов в <адрес> в целях перевода котельных <адрес> на использование древесных отходов. При этом, имеется только одно положительное заключение государственной экспертизы по объекту «Строительство межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес>» от <дата>. Заключения государственной экспертизы по другим объектам размещения отходов к проверке не имелось.
Финансирование строительства перечисленных объектов на территории муниципального района «Корткеросский» осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми путем предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения отходов Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, являющимся главным распорядителем бюджетных средств.
Правомерность и законность данного предписания оспорена административным ответчиком.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <дата> по гражданскому делу ХХХ указанное выше предписание Министерства финансов Республики Коми признано незаконным.
Однако апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от <дата> решение Сыктывкарского городского суда от <дата> отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления администрации МР «Корткеросский» о признании незаконным предписания, вынесенного Министерством финансов Республики Коми <дата>ХХХ в адрес Администрации МР «Корткеросский», отказано.
Согласно стст. 16, 64 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты имеют преюдициальное значение.
Так, судом апелляционной инстанции в рамках дела об оспаривании предписания Министерства финансов Республики Коми установлено, что использование средств субсидии на строительство объектов размещения ТБО при отсутствии положительного экспертного заключения и, соответственно, разрешения на строительство влечет бюджетное нарушение, выразившиеся в нарушении порядка исполнения бюджета в части расходования бюджетных средств и, в случае отсутствия положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию объектов размещения ТБО, выдача разрешения на ввод их в эксплуатацию невозможна, в связи с чем результат выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми на строительство объектов размещения ТБО не будет достигнут. Осуществление внутреннего государственного финансового контроля за использованием межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми предоставляемых другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с пунктом 61 Положения о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от <дата>ХХХ, является непосредственной функцией Министерства финансов Республики Коми. Со стороны администрации МР «Корткеросский» имеются нарушения использования межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Коми при строительстве объектов ТБО, Министерство финансов Республики Коми как уполномоченный орган в области финансового контроля, обоснованно отреагировало на указанные нарушения, выдав администрации МР «Корткеросский» соответствующее предписание.
Таким образом, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от <дата> при рассмотрении данного спора имеет преюдициальное значение в силу ст. 64 КАС РФ.
Поскольку предписание в установленном законом порядке незаконным не признано, оно подлежит исполнению.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени ответчиком предписание Министерства финансов Республики Коми не исполнено и меры к исполнению не принимались. В опровержение данного факта ответчиком доказательств не представлено.
Доводы административного ответчика сводятся к несогласию с действующей нормой п. 3.4 ст. 49 ГрК РФ, предусматривающей обязанность проведения государственной экспертизы объектов капитального строительства, строящихся за счет бюджетных средств, а также, по его мнению, отсутствию необходимости проверки проектной документации объектов, строительство которых уже фактически окончено. Тем самым административный ответчик оспаривает законность самого предписания, что уже было предметом рассмотрения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми.
Доводы административного ответчика о том, что функционирование межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес> изначально предполагало одновременное функционирование площадок хранения отходов и древесных отходов в <адрес>, а наличие положительного заключения экспертизы проектной документации на данный объект свидетельствует о правомерности строительства остальных объектов, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку они ничем не подтверждены, в том числе указанным заключением. Доказательств проведения государственной экспертизы проектной документации (направления документации на экспертизу) объекта строительства межпоселенческого полигона твердых бытовых отходов в <адрес> ответчиком суду не представлено.
Отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации по объектам размещения ТБО влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми, противоречит положениям ст. 34 Бюджетного кодекса РФ и, как следствие, бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований, указанных в предписании надзорного органа от <дата>ХХХ, что в свою очередь нарушает права и законные интересы Республики Коми.
Учитывая изложенное, суд признает доказанным бездействие администрации МР «Корткеросский» по исполнению предписания Министерства финансов Республики Коми от <дата>ХХХ, что противоречит нормам действующего законодательства. Следовательно, ответчик обязан исполнить данное предписание.
Поскольку указанный в предписании срок для исполнения обязанности сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в Министерство финансов Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня получения предписания истек в связи с длительными судебными разбирательствами, суд считает обоснованным исполнить данную обязанность в заявленный в иске срок - в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего решения суда.
В связи с изложенным, суд считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с положениями п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный ответчик от уплате государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, пп.1ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский» при исполнении предписания Министерства финансов Республики Коми от <дата>ХХХ.
Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский» исполнить предписание Министерства финансов Республики Коми от <дата>ХХХ, а именно: организовать проведение государственной экспертизы проектной документации строительства всех объектов размещения отходов на предмет ее соответствия техническим регламентам, в том числе обоснованности включения в нее машин и оборудования, необходимых для организации эксплуатации объектов размещения отходов в заявленной в сводных сметных расчетах потребности; довести до сведения Министерства финансов Республики Коми результаты государственной экспертизы; сообщить о выполнении предписания и принятых мерах с приложением копий документов в Министерство финансов Республики Коми в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено 24.06.2016.