ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-871/2022 от 29.07.2022 Добрянского районного суда (Пермский край)

Дело №2а-871/2022

59RS0018-01-2022-001041-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 года, г. Добрянка

Добрянский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.

при секретаре ФИО8

с участием представителя административного истца ФИО13, действующего по доверенности, представителя административного ответчика ФИО4 городского округа ФИО14, действующей по доверенности, представителя административного ответчика депутата ФИО4 городского округа ФИО3ФИО9, действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску губернатора <адрес> к ФИО4 городского округа, депутату ФИО4 городского округа ФИО3 о признании незаконным ФИО2 городского округа, досрочном прекращении полномочий депутата,

установил:

<адрес> обратился в суд к ФИО4 городского округа, депутату ФИО4 городского округа ФИО3 с административным иском, в котором просит признать незаконным ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. «О применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3», прекратить досрочно полномочия ФИО3, депутата ФИО4 городского округа, в связи с неисполнением обязанности, установленной частью 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части предоставления неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за отчетные периоды 2019-2020 годов, обратить ФИО2 суда к немедленному исполнению. Свои требования административный истец мотивирует тем, что по ФИО2 губернатора <адрес> от 05.08.2021г. отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушения администрации губернатора <адрес>, осуществляющим на основании пункте 4.8 Положения об администрации губернатора <адрес> от 27.09.2010г. , функции органа <адрес> по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020г.г., представленных ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа. По результатам антикоррупционной проверки выявлены нарушения части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах в отношении ФИО3 и его супруги. На заседании комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований <адрес> от 29.12.2021г. рассмотрены материалы антикоррупционной проверки, выявленные нарушения с учетом размера занижения дохода от предпринимательской деятельности и размера не указанного дохода, полученного от ООО «Нефтьсервисхолдинг» (за периоды 2019-2020г.г.), признаны значительными, принято ФИО2 установить факт представления ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа, неполных и недостоверных сведений о доходах в отношении себя и его супруги за 2018-2020г.г. и направить губернатору <адрес> рекомендацию об обращении с заявлением о досрочном прекращении полномочий в ФИО4 городского округа <адрес>, в связи с выявлением нарушений при предоставлении сведений о доходах за отчетные периоды 2019-2020г.<адрес> нарушения в части представления ФИО3 недостоверных и неполных сведений о доходах не относятся ни к малозначительным, ни к несущественным. Также в рамках антикоррупционной проверки, при рассмотрении ее материалов на заседании комиссии установлено наличие множественности выявленных нарушений. В связи с изложенным, 02.02.2022г. губернатором <адрес> в ФИО4 городского округа направлено заявление о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 городского округа ФИО3 Иные меры ответственности, помимо досрочного прекращения полномочий, могут быть применены к депутату представительного органа местного самоуправления, если искажение сведений о доходах является несущественным. При этом возможность применения иных мер ответственности заявление губернатора <адрес> не предусматривает. Вместе с тем, ФИО4 городского округа было принято ФИО2 от 24.02.20222г., которым допущенные нарушения ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части представления ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа, недостоверных и неполных сведений о доходах за отчетные периоды 2019-2020г.г. признаны несущественными, в отношении ФИО3 применена мера ответственности в виде предупреждения. Исходя из ч.7.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган обязан принять ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с совершением им коррупционных нарушений, в случае поступления соответствующего заявления от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Полномочия для принятия ФИО2 о применении к депутату ФИО4 городского округа, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, иных мер ответственности в отсутствие соответствующего заявления губернатора <адрес> у ФИО4 городского округа отсутствовали. Продолжение деятельности депутатов, нарушивших антикоррупционное законодательство, влечет угрозу функционирования государственного и хозяйственно-экономических механизмов, а также в социальной и культурной сферах. Непринятие представительным органом ФИО2 в соответствии с федеральным законодательством нарушает избирательные права граждан, проживающих в границах соответствующего избирательного округа. ФИО1 городского округа нарушают законные интересы губернатора <адрес> в части обеспечения соблюдения основных принципов и задач противодействия коррупции, в том числе, в части укрепления законности, правопорядка, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, осуществления надлежащего исполнения полномочий, предусмотренных законом.

В материалы дела ФИО4 городского округа представлен отзыв на административное исковое заявление, из содержания которого следует, что заявление губернатора <адрес> о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 городского округа ФИО3 было рассмотрено на совместном заседании комитетов ФИО5. ФИО3 представлены устные пояснения. По результатам рассмотрения заявления, ФИО5 рекомендовано принять ФИО2 об избрании меры ответственности к депутату ФИО3 в виде предупреждения. На заседании 24.02.2022г. ФИО4 городского округа принято ФИО2 применить к депутату ФИО3 меру ответственности в виде предупреждения. Оспариваемое ФИО2 принято большинством голосов от числа депутатов, присутствовавших на заседании, направлено губернатору <адрес> 01.03.2022г. Действующее законодательство не содержит прямого указания на обязательность принятия представительным органом ФИО2 о прекращении полномочий депутатов в случае представления ими неполных или недостоверных сведений о доходах. <адрес> пропущен срок для оспаривания ФИО2 городского округа от 24.02.2022г.

Также в материалы представлены письменные возражения представителя административного ответчика депутата ФИО4 городского округа ФИО3, из содержания которых следует, что губернатором <адрес> пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. «О применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3», поскольку ФИО2 было получено Губернатором 01.03.2022г., административное исковое заявление поступило в суд 15.06.2022г. ФИО2 заседания комиссии при губернаторе по рассмотрению вопроса в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, глав местной администрации по контракту муниципальных образований <адрес> имеет рекомендательный характер. В ходе заседания комиссии было установлено, что в результате проверки сведений о доходах, представленных депутатом ФИО3 за отчетные периоды 2019-2020г.г., выявлены нарушения, признанные комиссией значительными с учетом размера занижения дохода от предпринимательской деятельности и размера не указанного дохода, полученного от ООО «Нефтьсервисхолдинг». При этом ни одной ссылки на какой-либо нормативный акт в протоколе комиссии не содержится. Как следует из протокола комиссии и пояснений депутата ФИО3, выявленные нарушения и неточности сведений о получении им дохода связаны исключительно с предпринимательской деятельностью, а не в связи с деятельностью депутата. Альтернатива применения меры ответственности к лицу, допустившему нарушение, предоставлена законом исключительно представительному органу, в данном случае ФИО4 городского округа, либо суду. ФИО2 о применении к выборному должностному лицу мер ответственности должно приниматься на основе общих принципов юридической ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость. Такое ФИО2 должно приниматься с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно совершено, а также с учетом особенностей личности правонарушителя, предшествующих результатов исполнения им своих должностных обязанностей, соблюдения им других ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. ФИО4 городского округа наделена дискреционными полномочиями по выбору меры наказания за совершение нарушений депутатами в сфере коррупционного законодательства, и не обязана применить исключительно ту меру наказания, которая содержится в рекомендации главы субъекта Российской Федерации. В ФИО1 депутата ФИО3 содержится нарушения бухгалтерской дисциплины, но не коррупционной составляющей, поскольку для установления факта коррупции необходимо наличие умысла лица, привлекаемого к ответственности, тогда как следует из пояснений самого депутата, факт неточности представленных сведений им не отрицается, но он не имел умысла скрыть или каким-либо образом использовать в своих корыстных целях при исполнении им полномочий в качестве депутата. Данные обстоятельства полностью подтверждаются письменными пояснениями ФИО3, представленными в комиссию и в ФИО4 городского округа. Административным истцом и комиссией не учтен факт того, что гусеничный трактор был снят с регистрационного учета 08.05.2019г. и не находился во владении ФИО3. Не учтены факты предоставления информации в справках о доходах за 2020г. о тракторных прицепах, которые были приобретены ИП ФИО3 и о доле участия ФИО15 в ООО «Петротек Азия». Согласно подпункту 1 пункта 3.8 Порядка принятия ФИО2 о применении к депутату ФИО4 городского округа мер ответственности, утвержденного ФИО2 городского округа от 26.06.2020г. , представление недостоверных или неполных сведений о доходах расценивается как несущественное искажение, если величина искажения мерее 20% от размера общего дохода лица и членов его семьи в год. При этом процент искажения по доходам за 2019 год составляет 20,09%, процент искажения по доходам за 2020 год составляет 8,13%. При принятии ФИО2 были учтены личные характеристики депутата. ФИО3 является муниципальным депутатом на протяжении более 15 лет, выполняет свои обязанности добросовестно, не имеет пропусков заседаний постоянных комиссий и заседаний ФИО5 без уважительной причины, ранее не привлекался к ответственности в сфере антикоррупционного законодательства. Выявленные нарушения были установлены впервые, в связи с чем, применяя принцип соразмерности содеянного и наказания, к ФИО3 было применено более мягкое наказание в виде предупреждения. ФИО4 городского округа при рассмотрении заявления губернатора <адрес> о выявленных нарушениях в сфере антикоррупционного законодательства депутатом ФИО3, правомерно приняла меру ответственности к депутату ФИО3 в виде предупреждения.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании на административном иске настаивает, в своих объяснениях подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Также пояснил, что обстоятельства нарушения депутатом ФИО3 требований антикоррупционного законодательства при предоставлении сведений о доходах за 2019-2020г.г. являлись предметом рассмотрения заседания комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции при администрации губернатора <адрес>, в связи с чем дополнительная оценка со стороны постоянного комитета при ФИО4 городского округа данным нарушениям не требовалась. Для применения к депутату ФИО3 иной меры ответственности в виде предупреждения у представительного органа не было достаточных правовых оснований. Существенность допущенных депутатом ФИО3 нарушений обозначена комиссией по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции при администрации губернатора <адрес>. Даже если принимать во внимание положения порядка принятия ФИО2 о применении к депутату ФИО4 городского округа, утвержденного ФИО2 городского округа от 26.06.2020г. , то допущенные нарушения по предоставлению недостоверных и неполных сведения о доходах депутата нельзя расценивать как несущественное искажение. При том, что губернатором <адрес> было направлено письмо в ФИО4 городского округа о применении в отношении депутата ФИО3, основанное на проведенной проверке, меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, то представительный орган не был правомочен принимать ФИО2 о применении в отношении депутата иной меры ответственности за допущенное нарушение.

Представитель административного ответчика ФИО4 городского округа в судебном заседании административный иск не признала, в своих объяснениях подтвердила доводы, изложенные в письменных возражениях. Также пояснила, что после совместного заседания комитетов, на котором рассматривалось заявление губернатора <адрес> о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 городского округа ФИО3, ФИО4 городского округа на очередном заседании с учетом результата рассмотрения было принято ФИО2 о применении в отношении депутата ФИО3 меры ответственности в виде предупреждения. Письменные пояснения депутата ФИО3 и иные документы были предоставлены депутатам ФИО5 для ознакомления заблаговременно. При этом заявление губернатора <адрес> было рассмотрено наряду с основными вопросами, обозначенными повесткой заседания, без применения порядка принятия ФИО2 о применении к депутату ФИО4 городского округа меры ответственности, утвержденного ФИО2 городского округа от 26.06.2020г. Действующее законодательство не содержит прямого указания на обязанность принятия представительным органом ФИО2 о прекращении полномочий депутата в случае предоставления им неполных и недостоверных сведений о доходах.

Административный ответчик депутата ФИО4 городского округа ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика депутата ФИО4 городского округа ФИО3 в судебном заседании административный иск не признал. В своих объяснениях подтвердил доводы, изложенные в письменных возражениях. Также пояснил, что он, как депутат, принимавший участие на очередном заседании ФИО4 городского округа 24.02.2022г., при принятии ФИО2 о применении в отношении депутата ФИО3 меры ответственности руководствовался порядком принятия ФИО2 о применении к депутату ФИО4 городского округа меры ответственности, утвержденного ФИО2 городского округа от 26.06.2020г. Нарушения требований анкокоррупционного законодательства были допущены ФИО3 неумышленно. Справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сам ФИО3 не составлял, данные сведения были внесены его помощником, который не знал о существовании ООО «Петротек Азия», которое было создано в 2019 году, в связи с чем не указал долю ФИО3 в уставном капитале. При принятии ФИО2 городского округа были приняты во внимание личные характеристики депутата ФИО3, был применен принцип соразмерности содеянного. Основания для отмены ФИО2 городского округа отсутствуют, так как оно соответствует требованиям действующего законодательства. Примененная в отношении депутата ФИО3 мера ответственности соответствует принципам разумности и справедливости, соразмерна допущенным нарушениям. Допущенные ФИО3 нарушения при предоставлении сведений о доходах являлись несущественными.

Судом установлено, что в соответствии с ФИО2 территориальной избирательной комиссии ФИО6 городского округа от 14.09.2019г. ФИО3 зарегистрирован избранным депутатом ФИО4 городского округа по одномандатному избирательному округу .

30.04.2020г. в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2019г. по 31.12.2019г. депутата ФИО4 городского округа ФИО3, членов его семьи супруги ФИО10, несовершеннолетнего ребенка ФИО3 (том 1 л.д.67-118).

15.04.2021г. в отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> представлены справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2020г. по 31.12.2020г. депутата ФИО4 городского округа ФИО3, членов его семьи супруги ФИО10, несовершеннолетнего ребенка ФИО3 (том 1 л.д.12-67).

03.11.2021г. губернатору <адрес>ФИО11 представлен доклад консультанта отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> о результатах проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018-2020г.г., представленных ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа. Из содержания доклада следует, что по результатам антикоррупционной проверки выявлены нарушения ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах в отношении ФИО3 и его супруги, а именно, указаны недостоверные сведения в части завышения дохода от предпринимательской деятельности по УСН на 370000 руб. в сведениях о доходах за 2019 год, в части занижения дохода от предпринимательской деятельности по УСН на 3520000 руб. в сведениях о доходах за 2020г., завышения дохода от предпринимательской деятельности по УСН супруги на 27000 руб. в сведениях о доходах за 2020г., не указан доход от физического лица ФИО12 в размере 24000 руб. в сведениях о доходах супруги за 2019г., не указан доход от ООО «Нефтьсервисхолдинг» в размере 3500000 руб. в сведениях о доходах ФИО3 за 2019г., не указаны транспортные прицепы Трос 2.01, 2016 года выпуска, Трос 2.01, 2016 года выпуска, НОЭМЗ 8270-0000011, 2015 года выпуска, 8301-04, 2015 года выпуска в сведениях о доходах за 2019 год, не указан трактор гусеничный ДТ-75МЛ, 1993 года выпуска в сведениях о доходах за 2018-2020г.г., не указан банковский счет, открытый в ПАО «ВТБ» на имя ФИО3 от 18.03.2019г. с нулевым остатком на 31.12.2019г. и 31.12.2020г. без движения денежных средств в сведениях о доходах за 2019-2020г.г., не указан банковский счет, открытый в ПАО «Урал ФД» на имя ФИО3 от 24.09.2008г. с нулевым остатком на 31.12.2019г. и 31.12.2020г., сумма поступивших средств за 2019г. 86600 руб., сумма поступивших средств за 2020г. – 0 руб., в сведениях о доходах за 2019-2020г.г., не указан банковский счет, открытый в ПАО «Урал ФД» на имя ФИО3 от 03.11.2017г. (кредитный) остаток на 31.12.2019г. 765 руб. 65 коп., сумма поступивших средств за 2019 год 1302616 руб. 88 коп., остаток на 31.12.2020г. 465 руб. 65 коп., сумма поступивших средств за 2020г. 1265 руб. 65 коп. в сведениях о доходах за 2019-2020г.г., не указана доля участия в уставном капитале ООО «Петротек Азия» (100%) в сведениях о доходах ФИО3 за 2019г. С учетом смягчающих обстоятельств (отсутствие нарушение ранее, содействие осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучения предмета проверки) и наличия отягчающих обстоятельств (большое количество установленных расхождений), предложено установить факт коррупционного правонарушения в части представления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3 и его супруги за 2018-2020г.г., направить материалы проверки для рассмотрения в комиссию по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований <адрес>. (том 1 л.д.174-181).

29.12.2021г. состоялось заседание комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований <адрес>, на котором были рассмотрены материалы проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа за отчетные периоды 2018-2020г.г. По результатам заседания комиссией принято ФИО2 об установлении факта представления ФИО3, депутатом ФИО4 городского округа, неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2018-2020г.г. и направлении губернатору <адрес> рекомендации об обращении с заявлением о досрочном прекращении полномочий в ФИО4 городского округа, в связи с выявлением нарушений при предоставлении сведений о доходах за отчетные периоды 2019-2020г.г. (том 1 л.д.185-187).

02.02.2022г. губернатор <адрес> направил в ФИО4 городского округа заявление о досрочном прекращении полномочий ФИО3, депутата ФИО4 городского округа, в связи с неисполнением обязанности, установленной частью 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в части предоставления неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за 2019-2020г.г. (том 1 л.д.188).

На совместном заседании постоянных комитетов ФИО4 городского округа 21.02.2022г. по шестому вопросу повестки дня было рассмотрено заявление губернатора <адрес> о досрочном прекращении полномочий ФИО3, депутата ФИО4 городского округа, в ходе которого заслушаны пояснения ФИО3, а также мнения иных присутствовавших депутатов. По результатам голосования ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3 не принято. Принято и предложено ФИО4 городского округа признать допущенные ФИО3 нарушения законодательства о противодействии коррупции несущественными, рекомендовано принять ФИО2 об избрании меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3 в виде предупреждения.

На очередном заседании ФИО4 городского округа первого созыва 24.02.2022г. двенадцатым вопросом повестки дня рассматривалось о применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3, в связи с выявленным фактом нарушения в сведениях о доходах и имуществе депутата. По результату голосования принято ФИО2 городского округа о применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3

ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в предоставлении депутатом ФИО4 городского округа ФИО3 неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имущества и обязательствах имущественного характера своей супруги за периоды 2019-2020 годов признаны несущественными, в отношении депутата ФИО4 городского округа ФИО3 применена мера ответственности в виде предупреждения. ФИО2 в электронной форме направлено <адрес> 01.03.2022г.Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

В силу части 7.1 статьи 40 указанного Федерального закона депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в частности, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

Согласно части 7.3 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее ФИО2, или в суд.

Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) ФИО2.

Как установлено судом, в соответствии с пунктом 15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, утвержденного <адрес> от 10.10.2017г. -ПК, по ФИО2 губернатора <адрес> от 05.08.2021г. отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> проведена проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатом ФИО4 городского округа ФИО3, по результатам которой установлены нарушения достоверности и полноты сведений о доходах ФИО3 и его супруги за 2018-2020г.г., изложенные в докладе от 03.11.2021г.

По рекомендации комиссии по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, глав местной администрации по контракту муниципальных образований <адрес> 02.02.2022г. губернатором <адрес> в адрес ФИО4 городского округа направлено заявление о досрочном прекращении полномочий ФИО3, депутата ФИО4 городского округа.

Таким образом, высшим должностным лицом <адрес> был определен вид ответственности в отношении депутата ФИО6 городского округа ФИО3 в виде прекращения его полномочий в связи с неисполнением обязанности, установленной ч.4 ст.12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Соответственно у представительного органа ФИО6 городского округа возникла обязанность в установленном порядке завершить начатую высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации процедуру привлечения виновного лица к публично-правовой ответственности в виде прекращения его полномочий. При этом, исходя из содержания заявления губернатора <адрес>, представительному органу не было предоставлено право самостоятельно определить вид ответственности в соответствии с частью 7.3.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вместе с тем, 24.02.2022г. ФИО4 городского округа было принято ФИО2 о применении в отношении депутата ФИО4 городского округа ФИО3 меры ответственности в виде предупреждения в связи с тем, что допущенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, выразившиеся в предоставлении депутатом ФИО4 городского округа ФИО3 неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имущества и обязательствах имущественного характера своей супруги за периоды 2019-2020 годов, признаны несущественными.

В то же время, у ФИО4 городского округа отсутствовали полномочия, как на проведение проверки на предмет того, что искажение представленных депутатом сведений являлось несущественным, а также обоснованности применения к депутату меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий, так и полномочия по перепроверке сведений, изложенных в заявлении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Факт представления депутатом ФИО3 справок о своих и своей супруги доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 и 2020 годы, содержащих заведомо недостоверные и неполные сведения, о которых изложено выше, отражен в докладе консультанта отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> от 03.11.2021г., нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиками не оспаривается.

При таких обстоятельствах, у губернатора <адрес> имелись правовые основания для обращения в ФИО4 городского округа с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3, а у ФИО4 городского округа - обязанность по принятию соответствующего ФИО2 в установленной законом процедуре и срок.

Доводы представителя административного ответчика о том, что принятие ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата является исключительной компетенцией ФИО4 городского округа, нельзя признать состоятельными, поскольку в силу действующего законодательства принятие ФИО2 о привлечении виновного лица к публично-правовой ответственности является завершающим этапом проверки, проведенной по ФИО2 губернатора <адрес> от 05.08.2021г. отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации губернатора <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ПК "О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о порядке проверки достоверности и полноты таких сведений.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании ФИО2, ФИО1 (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая ФИО2, ФИО1 (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить ФИО2, ФИО1 (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Одновременно с административным исковым заявлением губернатор <адрес> обратился в суд с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. «О применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3». Заявление мотивировано тем, что первоначально административное исковое заявление было направлено в суд 01.06.2022г. Возвращение административного искового заявления и повторное обращение в суд с пропуском установленного законом срока было обусловлено технической ошибкой, связанной с не предоставлением доверенности представителя.

Из материалов дела следует, что об оспариваемом ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. губернатору <адрес> стало известно 01.03.2022г. в связи с чем срок на направление административного искового заявления истекает 02.06.2022г. Административное исковое заявление направлено в суд посредствам почтовой связи 08.06.2022г., то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока обращения в суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ).

Такие обстоятельства, как возвращение административного искового заявления (заявления) другим судом по причине его неподсудности или в связи с нарушением требований, предъявляемых к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, сами по себе не являются уважительными причинами пропуска срока обращения в суд. Однако, если данные нарушения были допущены гражданином, организацией при добросовестной реализации процессуальных прав, причины пропуска срока обращения в суд могут быть признаны уважительными (например, при неприложении к административному исковому заявлению (заявлению) необходимых документов в связи с несвоевременным представлением их гражданину органами власти, должностными лицами).

Суд также отмечает, что срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на пропуск которого указывают ответчики, прескательным не является. Частью 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В данном случае таких ограничений законом не установлено.

Ранее губернатор <адрес> направил административное исковое заявление в суд 01.06.2022г., то есть в установленный законом срок подачи в суд административного искового заявления. Административное исковое заявление было возвращено административному истцу определением ФИО6 районного суда <адрес> от 03.06.2022г., поскольку не были представлены документы, свидетельствующие о наличии полномочий у представителя административного истца, подписавшего административное исковое заявление.

В разумный срок после получения по почте копии определения о возвращении административного искового заявления, губернатор <адрес> повторно обратился с административным исковым заявлением, приложив, в том числе копию доверенности, подтверждающую полномочия представителя, подписавшего административное исковое заявление, то есть, устранив недостатки первоначального административного искового заявления.

Данные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления и наличии оснований для его восстановления.

В связи с изложенным, оценив доводы административных ответчиков о пропуске административным истцом срока для обращения в суд, оснований для отказа в иске по данной причине суд не усматривает.

В связи с вышеизложенным, заявленное губернатором <адрес> требование о признании незаконным ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. «О применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3» является обоснованным и подлежит удовлетворению, так как данное ФИО2 принято с нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства, нарушает законные интересы губернатора <адрес> в части обеспечения соблюдения основных принципов и задач противодействия коррупции, в том числе, в части укрепления законности, правопорядка, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, осуществления надлежащего исполнения полномочий, предусмотренных законом, и по своей сути подрывает эффективность правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции.

В соответствии с частью 7.3.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к депутату, представившему недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены следующие меры ответственности: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.

Из приведенных норм закона следует, что основанием для возможного применения мер ответственности, не связанных с досрочным прекращением полномочий указанных должностных лиц, является признание искажения представленных ими сведений несущественным.

Между тем, анализ представленных в материалы дела доказательств указывает на то, что представление депутатом ФИО3 заведомо неполных сведений о принадлежащем ему и его супруге имуществе, не знать о принадлежности которых ФИО3 не мог, носило значительный объем и характер, что не может свидетельствовать о несущественном искажении данных сведений. Следовательно, основания для применения в отношении ФИО3 мер ответственности, предусмотренных частью 7.3.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отсутствуют.

Принимая во внимание, что непредставление депутатом представительного органа муниципального образования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции", либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата, административное исковое требование губернатора <адрес> о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 городского округа ФИО3 суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 КАС РФ ФИО2 суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им ФИО2 к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение ФИО2 по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить ФИО2 по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого ФИО2 может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении ФИО2 суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

На основании указанных положений и с учетом того, что деятельность депутатов носит публичный характер и должна соответствовать антикоррупционным требованиям, настоящее ФИО2 суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск губернатора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным ФИО2 городского округа от 24.02.2022г. «О применении меры ответственности к депутату ФИО4 городского округа ФИО3».

Прекратить досрочно полномочия ФИО3, депутата ФИО4 городского округа, в связи с неисполнением обязанности, установленной частью 4 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части предоставления неполных и недостоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за отчетные периоды 2019-2020 годов.

Обратить ФИО2 суда по настоящему административному делу к немедленному исполнению.

На ФИО2 суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Добрнский районный суд <адрес>.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья М.Ю. Дьяченко