ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8720/2021 от 09.12.2021 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-8720/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Рыжиковой Е.С., с участием административного истца Хачатряна А.М., его представителя Григоряна А.А., представителей административного ответчика Акифьева А.А., Кожина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хачатряна А. М. к Федеральной Таможенной службе Приволжское таможенное управление Нижегородской области Нижегородская таможня о признании незаконным отказа в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного использования, обязании совершить действие,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с иском к Федеральной Таможенной службе Приволжское таможенное управление Нижегородской области Нижегородская таможня о признании незаконным отказа в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного использования, обязании совершить действие.

С учетом заявления в порядке ст. 46 КСА РФ административный истец в обоснование заявленных требований указал, что Хачатрян А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации по статусу переселения. Участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом стал ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельству СС , выданная МВД по <адрес>.

При регистрации в качестве участника Государственной программы, было разъяснено, что участник программы добровольного переселения получает право на ряд компенсаций и выплат предусмотренные законодательством, в том числе освобождение от уплаты таможенных пошлин за ввоз товаров и транспортного средства для личного пользования.

Административный истец указывает, что в его личном пользовании находится транспортное средство <данные изъяты>.

После получения гражданства РФ, он ДД.ММ.ГГГГ письменно обратился в Марийский таможенный пост по вопросу оформления личного транспортного средства без уплаты таможенных платежей в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Однако, ДД.ММ.ГГГГ Хачатряну А.М. нарочно вручили отказ в оформления личного транспортного средства без уплаты таможенных платежей. Отказ Марийский таможенный пост мотивировал тем, что освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам, осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами участницами ЕАЭС.

Хачатрян A.M. полагает незаконным и необоснованным отказ таможенного органа в выдаче паспорта транспортного средства, поскольку имеет за собой право пользования льготами, как участник государственной программы, то есть на освобождение от уплаты таможенных платежей, утилизационного сбора по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом «а» п. 19, п. 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637 участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: «выпуск товаров» это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; «таможенная пошлина» - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза; «таможенная процедура» - совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен гл. 37 Таможенного кодекса ЕАЭС, решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», гл. 35 Федерального закона от 3.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС комиссия в зависимости от категорий товаров для личного пользования, лиц, ввозящих такие товары на таможенную территорию Союза, и (или) способов ввоза таких товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза вправе определять случаи и условия ввоза на таможенную территорию Союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами для личного пользования (п. 8 ст. 266 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подп. «б» п. 6 приложения № 3 Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:

авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена;

авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного переселившимся на постоянное место жительства в государство-член, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена.

В соответствии с п. 5 и п. 6 ст. 190 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в действие с 4 сентября 2018 года, освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении авто- и мототранспортного средства и прицепа к авто- и мототранспортному средству, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза, предоставляется при соблюдении условий, определенных Комиссией.

При этом для целей предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей авто- и мототранспортное средство и прицеп к авто- и мототранспортному средству должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее двенадцати месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член Союза либо получившим статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена Союза.

Таким образом, из приведенных норм следует, что до 4 сентября 2018 года от уплаты таможенных платежей, в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, физическое лицо освобождалось, если в стране предыдущего проживания транспортное средство в течение не менее 6 месяцев находилось в собственности и было зарегистрировано на данное физическое лицо.

С 4 сентября 2018 года от уплаты таможенных платежей, в отношении автотранспортных средств, ввозимых физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, физическое лицо освобождалось, если в стране предыдущего проживания транспортное средство в течение не менее 12 месяцев находилось в собственности и было зарегистрировано на данное физическое лицо.

Согласно свидетельству № Государственной регистрации прав собственности на транспортное средство, право собственности на транспортное средство <данные изъяты> регистрационный <данные изъяты> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Документ, подтверждающий признание Хачатряна А.М. переселившимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию - свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом был получен ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению административного истца, в отношении его личного перемещенного транспортного средства должен применяться режим освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренный п. 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Нижегородской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной Таможенной Службы в лице Марийского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ, в выпуске в свободное обращение личного транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты> года выпуска принадлежащего Хачатряну А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без представления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Обязать Нижегородскую таможню Приволжского таможенного управления Федеральной Таможенной Службы в лице Марийского таможенного поста в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, осуществить выпуск в свободное обращение транспортного средства - автомобиля <данные изъяты> года выпуска принадлежащего Хачатряну А. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с предоставлением льгот предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

В судебном заседании административный истец Хачарян А.М., его представитель Григорян А.А. (по ордеру) доводы, изложенные в административном исковом заявлении, дополнениях на административное исковое заявление, поддержали.

Представители административного ответчика Акифьев А.А., Кожин Д.А. (по доверенностям) в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, дополнения к административному исковому заявлению.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется, в связи с чем суд на основании ст.150-152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Как следует из материалов дела, административным истцом обжалуется отказ (ответ) от ДД.ММ.ГГГГ. С административным исковым заявлением Хачатрян А.М. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между А.Ю.А. и Хачатрян А.М. заключен договор купли-продажи транспортного средства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян А.М. выдано свидетельство об учете транспортного средства <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ за Хачатряном А.М. зарегистрировано право собственности на транспортное средство <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска.

ДД.ММ.ГГГГ Хачатряну А.М. выдано свидетельство СС- участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

ДД.ММ.ГГГГ Хачатряну А.М. выдан паспорт гражданина РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян А.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ Хачатрян А.М. обратился в Марийский таможенный пост Нижегородской области с заявлением, в котором указывает, что хочет воспользоваться правом зарегистрировать транспортное средство без таможенных пошлин.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление Хачатряна А.М. Нижегородская таможня Марийский таможенный пост сообщила следующее:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 14.09.2012 № 1289, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

На основании статьи 5 Таможенного кодекса ЕЭАС Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза составляют территории государств-членов: Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Киргизской Республики. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.

Перечень случаев и условий ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен Приложением. № 3 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 (далее - Приложение № 3).

Согласно пункту 6 Приложения № 3 иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство-член или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства-члена, может ввозить на таможенную территорию Союза любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов транспортные средства.

При этом необходимо отметить, что такое освобождение предоставляется при соблюдении определенных условий, в том числе:

- ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

транспортное средство находилось в собственности и было зарегистрировано на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 12 месяцев до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 2 ТК Евразийского экономического союза иностранным лицом признается лицо, не являющееся лицом государства-члена.

В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене, является лицом государства-члена.

Таким образом, освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам, осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами -участницами ЕАЭС.

Не согласившись с ответом (отказом) от ДД.ММ.ГГГГ года в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного использования, административный истец обратился в суд с данными требованиями.

В соответствии с подпунктом «а» п. 19, п. 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 № 637 участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования регулируется главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" (далее - Решение Совета ЕЭК).

В соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Решению Совета ЕЭК иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС, может ввозить на таможенную территорию ЕАЭС любым способом с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования, а также авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, в количестве не более 1 единицы каждого вида при одновременном соблюдении следующих условий:

ввоз на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

товары для личного пользования приобретены до даты выдачи документа, подтверждающего признание иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

авто- и мототранспортные средства, прицепы к авто- и мототранспортным средствам, являющиеся транспортными средствами для личного пользования, находились в собственности и были зарегистрированы на иностранное физическое лицо, признанное переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получившее статус беженца, вынужденного переселенца, в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев либо иного более жесткого срока, установленного законодательством государства - члена ЕАЭС, до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого иностранного физического лица переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС, или документа, подтверждающего получение таким физическим лицом статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

таким физическим лицом ранее не осуществлялся ввоз на таможенную территорию ЕАЭС товаров для личного пользования, а также авто- и мототранспортных средств, прицепов к авто- и мототранспортным средствам, являющихся транспортными средствами для личного пользования, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с признанием его переселившимся на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС или получением статуса беженца, вынужденного переселенца в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса ЕАЭС "лицо государства-члена" - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена.

Пунктом 11 указанной части настоящей статьи Кодекса предусмотрено, что "иностранное лицо" - лицо, не являющееся лицом государства-члена.

Пунктом 50 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что "транспортные средства для личного пользования" - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок и условия перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования определены Главой 37 ТК ЕАЭС, решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", а также Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным в г. Минске 10 октября 2014 года (дата вступления в силу Договора 2 января 2015 года).

Согласно пункту 1 статьи 5 ТК ЕАЭС территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Евразийского экономического союза. Пределы таможенной территории ЕАЭС являются таможенной границей ЕАЭС.

Транспортные средства, зарегистрированные в государстве - члене ЕАЭС и имеющие статус товаров ЕАЭС, в рамках таможенной территории ЕАЭС перемещаются свободно.

В соответствии с Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении) Республика Армения присоединилась в Договору о ЕАЭС, а также к другим международным договорам, входящим в право ЕАЭС.

В соответствии со статьей 1 Договора о присоединении применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению N 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению N 4 к настоящему Договору.

Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - членов ЕАЭС, определены пунктами 30 - 37 Приложения N 3 к Договору о присоединении.

Порядок ввоза, а также необходимость уплаты таможенных пошлин, налогов зависят от того, каким статусом обладает ввозимый физическими лицами для личного пользования автомобиль, а именно статусом иностранного товара, или товара ЕАЭС.

В соответствии с Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 28.04.2020 № 62 «Об утверждении перечня товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Армения применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза» установлена дата начала применения Республикой Армения ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского Экономического Союза в отношении моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС (с 01.01.2020 года).

Положения, регулирующие условия и переходные положения в части, касающейся статуса автомобилей для личного пользования, ввозимых из Республики Армения на территорию государств - участников ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан), определены пунктами 30-37 Приложения № 3 к Договору.

В соответствии с пунктами 30 и 31 приложения № 3 к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением № 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 года (далее - Соглашение) (Соглашение утратило силу с 29.03.2018, и в настоящее время применяется приложение № 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза (далее соответственно - ТН ВЭД ЕАЭС, ЕАЭС), ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС (далее - ЕТТ ЕАЭС) в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом указанные автомобили, а также автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением № 5 к Соглашению, в других государствах - членах ЕАЭС, признаются иностранными товарами:

- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении № 5 к Соглашению;

- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и субпозициях 8704 21, 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 33 приложения № 3 к Договору в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС и иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС.

В настоящее время при проведении физическими лицами таможенных операций с иностранными товарами для личного пользования применяются положения главы 37 ТК ЕАЭС и решений Евразийской Экономической Комиссии.

Учитывая изложенное, ввоз в Российскую Федерацию и использование на территории Российской Федерации автомобиля, обладающего статусом иностранного товара, лицом, постоянно проживающим в Российской Федерации, допускается только при условии его таможенного декларирования в таможенных органах и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107.

В соответствии с пунктом 34 Приложения № 3 к Договору, в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского Экономического Союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства – члена Евразийского Экономического Союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза, в которое прибыли такие автомобили.

Согласно сведениям официального сайта ФТС России автомобиль <данные изъяты> выпущен в свободное обращение в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Данное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза.

Транспортное средство автомобиль <данные изъяты> был выпущен на территории <адрес> с уплатой ставок на ДД.ММ.ГГГГ, установленных в <адрес> и отличных от ставок, установленных приложением № 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств – членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара.

Принимая во внимание изложенное, ввоз и использование транспортного средства, зарегистрированного на имя Хачатряна A.M. из Республики Армения, может быть осуществлено на территорию Российской Федерации после таможенного декларирования и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию Республики Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК № 107.

В соответствии с подпунктами 11, 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС лицо государства - члена союза - это физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члена союза. Физические лица, не являющиеся лицами государства - члена союза, относятся к категории "иностранные лица".

При этом, в соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при установлении правового статуса физических лиц для целей таможенного регулирования судам следует учитывать содержание подпунктов 11 и 17 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса, предусматривающих, что постоянное место жительства физического лица в государстве - члене Союза является обстоятельством, разграничивающим принадлежность физического лица к лицам государства - члена Союза либо его отнесение к категории иностранных лиц. Для указанных целей гражданство физического лица, включая индивидуальных предпринимателей, не имеет определяющего значения.

Таким образом, определяющим обстоятельством для разграничения статуса лица, является факт постоянного или преимущественного проживания указанного лица на территории государства - члена Таможенного союза либо иностранного государства, достоверно подтвержденного соответствующими документами.

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014), Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Москве 23.12.2014) в состав Государств-членов ЕАЭС входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Следовательно, освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии со статусом участника Государственной программы может быть представлено иностранным лицам (лицам, не проживающим в странах ЕАЭС), осуществляющим ввоз транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС из стран, не являющихся странами - участницами ЕАЭС.

При переселении физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637) освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимого автотранспортного средства, регламентированное пунктом 6 приложения № 3 Решения Совета ЕЭК от 20.12.2017 г. № 107 внутри территории других государств - членов ЕАЭС не предоставляется, исходя из его статуса, как лица государства-члена ЕАЭС.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку транспортное средство - автомобиль <данные изъяты> выпущен в свободное обращение в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, с уплатой ставок на ДД.ММ.ГГГГ, установленных в <адрес> и отличных от ставок, установленных приложением № 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107 или ЕТТ ЕАЭС, что определяет условия ввоза такого транспортного средства на территории других государств – членов ЕАЭС, как транспортного средства, обладающего статусом иностранного товара. В связи с чем ввоз и использование транспортного средства, зарегистрированного на имя Хачатряна A.M. из Республики Армения, может быть осуществлено на территорию Российской Федерации после таможенного декларирования и уплаты разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов при ввозе на территорию Республики Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным Решением Совета ЕЭК № 107.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание изложенное, административные исковые требования о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного использования, обязании совершить действие – не подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Хачатряна А. М. к Федеральной Таможенной службе Приволжское таможенное управление Нижегородской области Нижегородская таможня о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в выпуске в свободное обращение транспортного средства для личного использования, обязании совершить действие – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2021 года.

Судья Ю.В.Кучерова