ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8722/2023 от 15.11.2023 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело НОМЕР

УИД: НОМЕР

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Нижегородский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при ведении протокола секретарем ФИО3, с участием представителя административного ответчика ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России, Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения по жалобе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акта инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР,

УСТАНОВИЛ:

Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России о признании незаконным решения по жалобе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акта инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России своим решением отказало в удовлетворении жалобы министерства имущественных и земельных отношений <адрес> (далее - министерства) на решение главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акт инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР.

Между тем, на основании решения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ (учетный номер ЕРКНМ НОМЕР) ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем ОНД и ПР по <адрес> - государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 был проведен внеплановый инспекционный визит в рамках осуществления федерального государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (реестровый номер в ФРГУ НОМЕР).

По результатам инспекционного визита были составлены итоговые документы, а именно: протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акт инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР.

Внеплановый инспекционный визит был осуществлен на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Министерство не согласно с проведенным инспекционным визитом и документами, принятыми по результатам его проведения, в силу следующего.

На территории <адрес> был принят такой закон – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>".

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР-З предусматривает только те полномочия, которые были переданы из ведения органов местного самоуправления в ведение <адрес>.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР на территории городского округа <адрес> осуществляет предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в следующих случаях:

- в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, размещения индивидуальных гаражей, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для размещения зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, содержания и разведения сельскохозяйственных животных, а также обеспечения сельскохозяйственного производства, включая размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники.

Следовательно, <адрес> в лице уполномоченных органов управляет и распоряжается только земельными участками, поставленными на государственный кадастровый учет в целях строительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по благоустройству на территории городского округа <адрес> обладают органы местного самоуправления.

Согласно статье 57 Устава городского округа <адрес> от имени города осуществляет муниципальный земельный контроль в границах городского округа (пункты 1 и 5 части 7), осуществляет муниципальный контроль в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, организует благоустройство территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

На основании решения Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории городского округа <адрес>» организация уборки территорий общего пользования осуществляется администрацией города по соглашению со специализированной организацией в пределах средств, предусмотренных на эти цели в городском бюджете.

Также в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Таким образом, вопросы благоустройства на территории городского округа <адрес> относятся к вопросам местного значения, следовательно, министерство не является субъектом правонарушения.

Как следует из документов, принятых по результатам проведенного инспекционного визита, инспекционный визит был осуществлен по результатам произошедших в пределах городского округа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожаров сухой травянистой растительности и мусора.

В силу ч.3 ст.31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.

Министерство не владеет и не пользуется производственными объектами на территории городского округа <адрес>.

Согласно ч.1 ст.70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ под инспекционным визитом в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.

Согласно ч.2 ст.76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

Согласно чч.2, 3 ст. 87 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, была нарушена процедура, установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ. Кроме того, министерство не является лицом, в отношении которого могут быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ.

Кроме того, имеются несоответствия адресов места выявленного нарушения с точками координат, что не дает возможности определить конкретное место выявленного нарушения.

Так, например, в акте инспекционного визита одним из адресов места выявленного нарушения указан:

- <адрес>, ш.Игумновское, за <адрес>, однако по указанным координатам (НОМЕР) расположен Аэропорт, или

- <адрес>, за ГК «Автотурист» (НОМЕР) расположен Первомайский лес,

- <адрес>, за <адрес>А (НОМЕР) расположен ГК Бутлеровский и др.

Таким образом, непонятно, где именно выявлено нарушение, и кто является правообладателем земельных участков.

По указанным основаниям административный истец просит суд:

1.Признать незаконным решение по жалобе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ.

2.Отменить решение главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акт инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по <адрес>; в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: главный государственный инспектор по <адрес> по пожарному надзору ФИО1, государственные инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, заместитель главного государственного инспектора по <адрес> по пожарному надзору ФИО7

В судебном заседании представитель административного ответчика Главного управления МЧС России по <адрес> по доверенности ФИО8 возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, считаются надлежащим образом извещенными, представили ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, учитывая, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.ст. 150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 и 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> капитаном внутренней службы ФИО2 по результатам анализа пожаров сухой травянистой растительности и мусора на открытой территории, произошедших в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории г.о.<адрес>, в условиях установленного Постановлением <адрес> с ДД.ММ.ГГГГНОМЕР «Об установлении на территории <адрес> особого противопожарного режима» в действиях (бездействиях) министерства имущественных и земельных отношений <адрес> (ИНН: 5260417980, ОГРН: 1155260014623), в зону ответственности которых входит своевременная уборка мусора, сухой травянистой растительности и покос травы, то есть соблюдение п.67 Постановления Правительства РФ НОМЕР от 20.09.2016г «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации», вынесено мотивированное представление о необходимости принятия решения о назначении внепланового инспекционного визита в отношении министерства имущественных и земельных отношений <адрес> по основаниям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации». Так, данным представлением было установлено нарушение п.67 Постановления Правительства Российской Федерации НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации», в соответствии с которым правообладателем земельного участка - министерством имущественных и земельных отношений <адрес>, не произведена своевременная уборка мусора, уборка от сухой травянистой растительности и покос травы, а именно по следующим пожарам:

1. ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 36 мин. по адресу: <адрес> у <адрес> произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара: N56.222, Е43.409) на площади 100 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности) данная зона, внутри которой произошел пожар, относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

2. ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 06 мин. по адресу: <адрес>, Шоссе Автозаводское, у <адрес> произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат N56.256072, Е43.612631) на площади 3000 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар, относится к зоне транспортной инфраструктуры (Т-1);

3. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 47 мин. по адресу: <адрес>, ш. Игумновское, за <адрес> произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат N56.229629, Е43.784088) на площади 100 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар, относится к зоне П-3 - зона производственных и коммунальных объектов с размером санитарно-защитной зоны не превышающей 100м (П-3);

4. ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 37 мин. по адресу: <адрес> за <адрес> произошел пожар мусора на открытой территорий (точки координат зоны очага пожара: N56.252633, Е43.520217) на площади 200 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар, относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

5. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 23 мин. по адресу: <адрес> за гаражным кооперативом «Южный-2» произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат зоны очага пожара: N56.225340, Е43.430025) на площади 100 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

6. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 23 мин. по адресу: <адрес>, за гаражным кооперативом «Автотурист» произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара: N56.226883, Е43.431740) на площади 20 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1);

7. ДД.ММ.ГГГГ в 17 час. 17 мин. по адресу: <адрес>, Заревская объездная дорога у гаражей произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат зоны очага - пожара: N56.255319, Е43. 414769) на площади 100 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

8. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 34 мин. по адресу: <адрес>, у <адрес> произошел пожар сухой травянистой растительности (точки, координат зоны очага пожара: N56.154874, Е43. 444776) на площади 50 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности) данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

9. ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 20 мин. по адресу: <адрес>, напротив <адрес> произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара: N56.222, Е43.377) на площади 20 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная, зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

10. ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 17 мин. по адресу: <адрес>, за <адрес>А произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара N56.252, Е43.433) на площади 80 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне Р-3-производственных и коммунальных объектов с размером санитарно-защитной зоны не превышающей 100 м.;

11. ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 45 мин. по адресу: <адрес>, Чернореченская объездная дорога за гаражным кооперативом «Эврика» произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара N56.256086, Е43.477546) на площади 150 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне транспортной инфраструктуры (Т-1);

12. ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 47 мин. по адресу: <адрес>, Заревская объездная дорога, 3 км произошел пожар мусора на открытой территории (точки координат зоны очага пожара N56.253979, Е43.435643) на площади 20 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

13. ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 33 мин. по адресу: <адрес>, у дороги произошел пожар мусора на открытой территории (кадастровый квартал: 52:22:0800015) на площади 2 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

14. ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, Заревская объездная дорога (котлован о.Булька) произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат зоны очага пожара: N56.256, Е43.429) на площади 200 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

15. ДД.ММ.ГГГГ в 17 час, 05 мин. по адресу: <адрес>, Трасса М-7, 385 км. произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат зоны очага пожара: N56.298728, Е43.475469) на площади 100 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне транспортной инфраструктуры (Т-1);

16. ДД.ММ.ГГГГ в 23 час. 48 мин. по адресу: <адрес>, у <адрес> произошел пожар мусора на открытой территории (кадастровый квартал: 52:21:0000164) на площади 10 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне зеленых насаждений специального назначения (СЗ-1);

17. ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 43 мин. по адресу: <адрес>, шоссе Автозаводское, 12 км произошел пожар сухой травянистой растительности (точки координат зоны очага пожара: N56.153320, Е43.40808) на площади 200 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная, информационная система обеспечения градостроительной деятельности), Данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне транспортной инфраструктуры (Т-1);

18. ДД.ММ.ГГГГ 15 час. 11 мин. по адресу: <адрес>, Заревская объездная дорога за <адрес> произошел пожар мусора на открытий территории (точки координат зоны очага пожара: N56.252, Е43.433) на площади 80 кв.м. Согласно сведениям ГИСОГД <адрес> (Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности), данная зона, внутри которой произошел пожар относится к зоне Р-3-производственных и коммунальных объектов с размером санитарно-защитной зоны не превышающей 100 м.

ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором по <адрес> по пожарному надзору ФИО1 на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в связи с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) жизни и тяжкого здоровью граждан (п.3 п.п. «а» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля") и в части касающихся фактов, указанных в мотивированном представлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение о проведении инспекционного визита в период с ДД.ММ.ГГГГ 09-00 ч. по ДД.ММ.ГГГГ 17-00 ч. в отношении земель, где произошли пожары, собственность на которые не разграничена, управление и распоряжение за которыми возложено на министерство имущественных и земельных отношений <адрес>. В качестве адресов проведения инспекционного визита указаны:

1) <адрес> у <адрес> (точки координат зоны очага пожара: N56.222, Е43.409);

2) <адрес>, шоссе Автозаводское, у <адрес> (точки координат N56.256072, Е43.612631);

3) <адрес>, ш. Игумновское, за <адрес> (точки координат N56.229629, Е43.784088);

4) <адрес> за <адрес> (точки координат зоны очага пожара: N56.252633, TOC \o "1-5" \h \z Е43.520217);

5) <адрес> за гаражным кооперативам «Южный-2» (точки координат зоны очага пожара: N56.225340, Е43.430025);

6) <адрес>, за гаражным кооперативом «Автотурист» (точки координат зоны очага пожара: N56.226883, Е43.431740);

7) <адрес>, Заревская объездная дорога у гаражей (точки координат зоны очага пожара: N56.255319, Е43.414769);

8) <адрес>, у <адрес> (точки координат зоны очага пожара: N56.154874, Е43.444776);

9) <адрес>, напротив <адрес> (точки координат зоны очага пожара: N56.222, Е43.377);

10) <адрес>, за <адрес>А (точки координат зоны очага пожара N56.252, Е43.433);

11) <адрес>, Чернореченская объездная дорога за гаражным кооперативом «Эврика» (точки координат зоны очага пожара N56.256086, Е43.477546);

12) <адрес>, Заревская объездная дорога, 3 км (точки координат зоны очага пожара TOC \o "1-5" \h \z N56.253979, Е43.435643);

13) <адрес>, у дороги (кадастровый квартал: 52:22:0800015);

14) <адрес>, Заревская объездная дорога (котлован <адрес>) (точки координат зоны очага пожара: N56.256, Е43.429);

15) <адрес>, Трасса М-7, 385 км. (точки координат зоны очага пожара: N56.298728, Е43.475469);

16) <адрес>, у <адрес> (кадастровый квартал: 52:21:0000164);

17) <адрес>, шоссе Автозаводское, 12 км (точки координат зоны очага пожара: N56.153320, Е43.40808);

18) <адрес>, Заревская объездная дорога за <адрес> (точки координат зоны очага пожара: N56.252, Е43.433).

О принятом решении, а также о проведении контрольно-надзорного мероприятия Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> было извещено путем направления ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте соответствующего уведомления и копии указанного решения.

ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Дзержинск - государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 был проведен осмотр вышеуказанных земель, по результатам которого был составлен протокол осмотра НОМЕР. В соответствии с указанным протоколом были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР), по следующим адресам:

- <адрес> у <адрес> (N56.222, Е43.409) – не произведена уборка мусора;

- <адрес>, ш. Автозаводское, у <адрес> (N56.256072, Е43.612631) не произведена уборка от сухой травянистой растительности и покос травы;

- <адрес>, ш. Игумновское, за <адрес> (N56.229629, Е43.784088) не произведена уборка от сухой травянистой растительности и покос травы;

- <адрес>, за <адрес> (N56.252633, Е43.520217) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, за ГК «Автотурист» (N56.226883, Е43.431740) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, Заревская объездная дорога у гаражей (N56.255319, Е43.414769) не произведена уборка от сухой травянистой растительности и покос травы;

- <адрес> у <адрес> (N56.154874, Е43.444776) не произведена уборка от сухой травянистой растительности и покос травы;

- <адрес> напротив <адрес> (N56.222, Е43.377) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, за <адрес>А (N56.252, Е43.433) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, Чернореченская объездная дорога за ГК «Эврика» (N56.256086, Е43.477546) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, Заревская объездная дорога, 3 км. (N56.253979, Е43.435643) не произведена уборка мусора;

- <адрес> у дороги (кадастровый квартал 52:22:0800015) не произведена уборка мусора;

- <адрес>, ш. Автозаводское, 12 км. (N56.153320, Е43.40808) не произведена уборка от сухой травянистой растительности и покос травы;

- <адрес>, Заревская объездная дорога, за <адрес> (N56.252, Е43.433) не произведена уборка мусора.

По адресам <адрес>, за ГК «Южный-2» (N56.225340, Е43.430025), <адрес>, Заревская объездная дорога (N56.256, Е43.429), <адрес>, трасса М-7, 385 км. (N56.298728, Е43.475469), г. Дзержинск, <адрес> (кадастровый квартал: 52:21:0000164) в ходе осмотра нарушения не подтвердились.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09-38 ч. на электронную почту Министерства было направлено уведомление с предложением явиться представителю Министерства ДД.ММ.ГГГГ к 16-00 ч. в отдел надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> для получения документов по результатам инспекционного визита.

ДД.ММ.ГГГГ в 17-00 ч. на основании проведенного осмотра старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Дзержинск ФИО2 составлен акт инспекционного визита НОМЕР, которым ответственность за совершение установленных протоколом осмотра нарушений возложена на Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>.

Также ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Дзержинск - государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 в отношении Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности НОМЕР с установлением срока устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ итоговые документы по проведенному инспекционному визиту, в частности, протокол осмотра НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, акт НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> посредством почтовой связи, что подтверждается почтовыми квитанциями.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> было направлено извещение о том, что «07» июля 2023 г. в 14 час. 00 мин. в отделе надзорной деятельности и профилактической работы по городу <адрес> в отношении Министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, будет составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренный ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем предложено явиться представителю Министерства в назначенное время для ознакомления с протоколом об административном правонарушении и дачи объяснений по факту совершения правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 в отношении Министерства земельных и имущественных отношений <адрес> составлен протокол НОМЕР об административном правонарушении в области пожарной безопасности, которым установлено, что Министерство не осуществило своевременную уборку мусора, сухой травянистой растительности и покос травы, за что по ст. 2.10, ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Данным протоколом участники производства по делу об административном правонарушении извещены о дате и месте его рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ в 15-00 ч.

Определением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ материалы административного дела НОМЕР переданы вышестоящему должностному лицу – главному государственному инспектору <адрес> по пожарному надзору ФИО1 Копия данного определения направлена в адрес Министерства почтовой связью ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовой квитанцией.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО2 от Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> поступило ходатайство о переносе даты рассмотрения протокола об административном правонарушении с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ.

Данное ходатайство Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> было удовлетворено, срок рассмотрения протокола НОМЕР был перенесен на ДД.ММ.ГГГГ, о чем вынесено соответствующее определение от ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено в адрес Министерства ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО7 вынесено постановление НОМЕР о назначении административного наказания за нарушение требований в области пожарной безопасности, которым Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 800 000 рублей.

На основании данного постановления ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> вынесено представление № ИВ-165-2-20-1023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности, которым указано на необходимость в соответствии со ст. 23.34, 29.13 КоАП РФ принять меры по устранению вышеперечисленных, причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в области пожарной безопасности к в течение 1 (одного) месяца с момента получения данного представления необходимо сообщить о принятых мерах должностному лицу, вынесшему данное представление.

Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, не согласившись с вынесенными актами контрольного органа, в частности, с решением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, с протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, актом инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписанием об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, вынесенных старшим дознавателем ОНД и ПР по <адрес> – государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2, направило посредством сервиса «Госуслуги» в адрес ГУ МЧС России по <адрес> жалобу с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы. В данной жалобе заявитель указал, что <адрес> в лице уполномоченных органов управляет и распоряжается только земельными участками, поставленными на государственный кадастровый учет в целях строительства. Вопросы благоустройства на территории городского округа <адрес> относятся к вопросам местного значения, следовательно, министерство не является субъектом правонарушения. Как следует из документов, принятых по результатам проведенного инспекционного визита, инспекционный визит был осуществлен по результатам произошедших в пределах городского округа <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пожаров сухой травянистой растительности и мусора. Министерство не владеет и не пользуется производственными объектами на территории городского округа <адрес>. Также была нарушена процедура, установленная Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ. Кроме того, министерство не является лицом, в отношении которого могут быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ.

По результатам рассмотрения данной жалобы Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. В качестве мотивов для отказа указано, что в силу п.п. 1.1, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, <адрес> в лице Министерства является лицом, на котором лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на рассматриваемых территориях. Поскольку Министерством не исполнена обязанность по своевременной уборке мусора, сухой растительности и покосу травы на территории городского округа, что в дальнейшем привело к возникновению пожаров, было принято решение о проведении в отношении него внепланового инспекционного визита (по согласованию с прокуратурой <адрес>). При этом, Министерство было заблаговременно уведомлено по электронной почте о дате проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и о времени вручения документов, по результатам его проведения. Несмотря на это, представитель Министерства ни на проведение инспекционного визита, ни на вручение его результатов не явился. В этой связи, согласно части 7 статьи 31 ФЗ НОМЕР, сотрудниками ОНД и ПР по г.о.<адрес> проведен инспекционный визит без представителя Министерства, поскольку оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Кроме того, ввиду технических ограничений при проведении инспекционного визита на 18 земельных участках, осмотр проводился с применением фотофиксации, что не является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и не может повлечь отмену решений, принятых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. Поскольку фактически контрольное (надзорное) мероприятие проводилось без взаимодействия с контролируемым лицом, документы, составленные по итогам его проведения, были направлены в этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) в адрес Министерства посредством электронной почты и почтой России.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющей равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Учитывая данные конституционные предписания, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии с п. 67 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.

Основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия приведены в статье 57 ФЗ N 248-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

В силу п. 2 ст. 7 названного Закона, действия и решения контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц должны быть законными и обоснованными.

Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, совершение контрольных (надзорных) действий, принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, оценка исполнения решений контрольного (надзорного) органа осуществляются контрольным (надзорным) органом, его должностными лицами в пределах своей компетенции (п. 3 ст. 7).

При организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускаются необоснованное принятие решений контрольным (надзорным) органом и (или) совершение необоснованных действий (бездействия) должностными лицами контрольного (надзорного) органа (п. 5 ст. 7).

Согласно п. 2 ст. 15 Закона, предмет контроля определяется федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля. Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, включается в предмет контроля (надзора), содержащийся в едином реестре видов контроля, и не требует дополнительного указания в федеральном законе о виде контроля, законе субъекта Российской Федерации о виде контроля.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах) (часть 1).

Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении такого контрольного (надзорного) мероприятия как инспекционный визит (пункт 4 части 2).

Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров (пункт 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ).

В силу п. 3, 4, 11, 14 ч. 1 ст. 64 приведенного выше Закона, для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки), в котором указываются: основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия; вид контроля; предмет контрольного (надзорного) мероприятия; перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований.

В силу статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ в ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.

Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случаях проведения: выездной проверки; инспекционного визита; рейдового осмотра.

Из содержания статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" следует, что под осмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (часть 1).

При этом, осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи (часть 2).

Согласно части 7 статьи 31 указанного закона при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Из изложенных положений следует, что проведение осмотра должно осуществляться в присутствие контролируемого лица либо его представителя. Проведение осмотра в отсутствие указанных лиц возможно при наличии сведений, подтверждающих, что контролируемое лицо было уведомлено надлежащим образом о проведении контрольного мероприятия.

В материалах административного дела имеются сведения о том, что министерство имущественных и земельных отношений <адрес> было уведомлено о проведении инспекционного визита.

Согласно положениям статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 данной статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными (часть 1).

Таким образом, учитывая требования Федерального закона N 248-ФЗ, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи с отсутствием грубого нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) со стороны должностных лиц отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу <адрес> ГУ МЧС России по <адрес>, и соответственно, отсутствием оснований у заместителя руководителя контролирующего органа для удовлетворения жалобы Министерства, обжалуемые административным истцом акты контрольного органа вынесены уполномоченными лицами в пределах, предоставленных полномочий. Оспариваемое предписание содержит законные требования и четкие формулировки относительно действий, которые надлежит совершить исполнителю и которые должны быть направлены на устранение выявленного нарушения.

Довод административного истца о том, что Министерство не является лицом, на котором лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на рассматриваемых территориях, суд находит не состоятельным в силу следующего.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 части 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти <адрес>», <адрес> осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в части предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В частности, на территории городского округа <адрес> предоставляет неразграниченные участки: в целях строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества для собственных нужд, размещения индивидуальных гаражей, гражданам, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для размещения зданий и сооружений, используемых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, содержания и разведения сельскохозяйственных животных, а также обеспечения сельскохозяйственного производства, включая размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники; для целей, не связанных со строительством, в безвозмездное пользование лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности <адрес>, и по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ. Положения определено, что Министерство осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно за государственными предприятиями и государственными учреждениями, а также переданного в установленном порядке иным лицам.

В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ. Положения, Министерство осуществляет учет, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и собственности <адрес>, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и <адрес> в сфере регулирования земельных отношений.

Таким образом, Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> является лицом, на котором лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на рассматриваемых территориях.

Довод административного истца о том, что Министерство не является контролируемым лицом, суд находит не состоятельным в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.

Объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в силу ст. 16 Федерального закона НОМЕР являются, в том числе территории, включая водные, земельные и лесные участки, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования.

С учетом того, что право собственности на земельные участки, где произошло возгорание, не разграничено, и к участкам, на которых произошли пожары, предъявляются обязательные требования пожарной безопасности (п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации), Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, является контролируемым лицом по смыслу Федерального закона НОМЕР.

Также суд считает необходимым отметить, что Дзержинским городским судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела НОМЕР была рассмотрена жалоба Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ. Решением суда была установлена вина Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, а также законность вынесенного заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО7 постановления НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Министерству имущественных и земельных отношений <адрес> административного наказания в виде административного штрафа за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Указанным решением постановление изменено в части установленного размера административного штрафа со снижением его до 700 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.

Такой совокупности по делу не установлено.

При указанных обстоятельствах, заявленные требования о признании незаконным решения по жалобе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акта инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России, Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным решения по жалобе Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1НОМЕР от ДД.ММ.ГГГГ, протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР, акта инспекционного визита от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР и предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГНОМЕР- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья И.А.Шкинина

.