ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8728/19 от 08.08.2019 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-8728/2019, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.

КОПИЯ

Дело № 2а-8728/2019

УИД 16RS0042-03-2019-007126

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

8 августа 2019 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.,

при секретаре Егорушковой А.В.,

с участием административного истца Джойн Г.А.,

представителя административных ответчиков Поповой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Джойн Г.А. к начальнику отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны Викулову С.М., Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене решения от 2 июля 2019 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Джойн Г.А. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является гражданкой Российской Федерации. В сентябре 2018 года ею было подано заявление в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Набережные Челны (далее – УМВД России по г. Набережные Челны) на выдачу загранпаспорта нового образца. При оформлении документов Джойн Г.А. был предложен перевод её английской фамилии русской транслитерацией «DZHOIN» по Административному регламенту Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету от 3 февраля 2010 года. От русской транслитерации административный истец отказалась, так как искаженное написание указанной фамилии, Джойн Г.А. считает оскорбительным. Предложенный перевод не соответствует правилам лингвистического перевода имен. Полагает, что в загранпаспорте фамилия административного истца должна писаться JOYN. На неоднократные жалобы Джойн Г.А. получала ответы, в которых аргументом для отказа в корректном переводе числилось отсутствие документов иностранного происхождения. Фамилию Джойн административный истец приняла себе в 2017 году. Изначально это был творческий псевдоним, которым она именовалась на различных кастингах и конкурсах, а также в социальных сетях, при этом фамилия была написана именно в английском варианте JOYN. Для принятия данной фамилии в паспорте гражданина Российской Федерации, административный истец была вынуждена перевести ее на русский язык и записать ее в паспорт, как Джойн. В июне 2019 года после очередного отказа внести исправления в паспорт, воспользовавшись положениями пункта 78 указанного выше регламента, административный истец обратилась в банк и заказала карту с правильным переводом фамилии JOYN. Вскоре банк выдал карту, после чего, 14 июня 2019 года анкету и фотокопию карты Джойн Г.А. предоставила в МВД. Вместе с тем, 14 июля 2019 года на данное заявление был получен очередной отказ в переводе фамилии правильно, подписанный начальником отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Набережные Челны Викуловым С.М.. С данным решением административный истец не согласна, поскольку выполнила необходимое условие регламента. Считает, что имеет право носить те имя и фамилию, которые считает для себя комфортными, имеет право на комфортное написание имени и фамилии, а также право на грамотный лингвистический перевод. Просит признать незаконным и отменить решение начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Набережные Челны Викулова С.М. об отказе внести изменения в написание её фамилии буквами латинского алфавита по правилам английского языка, как она была взята изначально в английском варианте JOYN. Обязать УМВД России по г. Набережные Челны выдать ей заграничный паспорт нового образца сроком действия 10 лет, с верным написанием фамилии JOYN и сделать это в счет уже уплаченной госпошлины, в качестве замены уже выданного загранпаспорт с искаженным переводом.

В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержала.

Представитель УМВД России по г. Набережные Челны, а также привлеченного к делу в качестве административного ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Татарстан по доверенностям Попова Г.Н. административные исковые требования Джойн Г.А. не признала, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя тем, что пунктом 118 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации утвержденного приказом МВД России от 27 ноября 2017 года № 889, предписано, что при наличии предусмотренного подпунктами 37.1.6, 37.2.6, 37.3.7 пункта 37 Административного регламента заявления об изменении написания буквами латинского алфавита фамилии и (или) имени в паспорте, содержащем электронный носитель информации, с приложением копии подтверждающего документа фамилия и (или) имя в дублирующей строке поля указываются так, как это указано в подтверждающем документе - на основании решения начальника (заместителя начальника) подразделения по вопросам миграции. Указанный Административный регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. В приложении № 2 к Административному регламенту содержатся требования к вводу персональных данных заявителя в базу данных ведомственного сегмента МВД, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность. Так, на внутренней странице задней части обложки (задний форзац) в реквизите «Фамилия» (при наличии) указывается фамилия гражданина, которому оформляется паспорт: в первой строке - на русском языке и через знак «/» во второй строке - способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские) в соответствии с рекомендованным Международной организацией гражданской авиации международным стандартом (Doc 9303, часть 1). Таким образом написание фамилии Джойн буквами латинского алфавита выполнено способом транслитерации (простого замещения русских букв на латинские), а не способом перевода с русского языка на английский. Данное действие выполнено в соответствии с указанным Административным регламентом. В административном иске Джойн Г.А. ссылается на пункт 78 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом ФМС России № 26 от 3 февраля 2010 года. Однако данный Административный регламент был признан утратившим силу в соответствии с пунктом 2 приказа ФМС России № 320 от 15 октября 2012 года. Кроме того, полагает, что Джойн Г.А. пропущен срок обращения в суд с административным иском, поскольку паспорт с написанием фамилии, который Джойн Г.А. не устроил, был получен ею еще в августе 2018 года.

Привлеченный в качестве административного ответчика – начальник отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Набережные Челны Викулов С.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия и возражение на административный иск, в котором просит в удовлетворении заявленных Джойн Г.А. административных исковых требований. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя).

Согласно части 2 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

В силу статьи 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.

Основные документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, могут содержать электронные носители информации с записанными на них персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» паспорт оформляется гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению о выдаче паспорта, поданному лично, через его законного представителя или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается гражданину Российской Федерации или его законному представителю указанными органами при личном обращении. Форма заявления о выдаче паспорта, порядок подачи заявления и фотографии в форме электронных документов с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также порядок выдачи паспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, паспорт оформляется и выдается гражданину Российской Федерации по его письменному заявлению, поданному лично или через его законного представителя, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел на территории Российской Федерации, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. По заявлению о выдаче паспорта, поданному через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, паспорт оформляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом и выдается заявителю в данном многофункциональном центре.

Гражданин Российской Федерации с учетом положений части третьей настоящей статьи вправе выбрать паспорт со сроком действия, предусмотренным частью первой статьи 10 настоящего Федерального закона, или паспорт, содержащий электронный носитель информации, со сроком действия, предусмотренным частью второй статьи 10 настоящего Федерального закона, что отражается данным гражданином в соответствующем письменном заявлении о выдаче паспорта.

За выдачу паспорта, за внесение в него изменений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Факт уплаты плательщиком государственной пошлины подтверждается способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Как следует из материалов дела, Джойн Г.А., является гражданкой Российской Федерации, родилась в ..., зарегистрирована и проживает в г. Набережные Челны Республики Татарстан (л.д. 14-15).

24 августа 2019 года Джойн Г.А. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащий электронный носитель информации (далее – загранпаспорт) серии ..., в котором фамилия имя административного истца указаны, как ДЖОЙН/DZHOIN, Г.А. (л.д.13).

14 июня 2019 года Джойн Г.А. обратилась к начальнику отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Набережные Челны Викулову С.М. с заявлением, в котором просила изменить в загранпаспорте фамилию буквами латинского алфавита, в соответствие с банковскими документами и банковской картой на JOYN, мотивируя тем, что ее фамилия ранее переводилась с английского на русский и в обратном переводе должна иметь первоначальный вариант. Данные изменения Джойн Г.А. просила внести в соответствии с пунктом 78 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом ФМС России № 26 от 3 февраля 2010 года (л.д.7).

В ответ на данное заявление, 2 июля 2019 года в письме № ... начальник отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Набережные Челны Викулов С.М. сообщил Джойн Г.А. об отсутствии правовых оснований для внесения требуемых изменений в установочные данные загранпаспорта (л.д.8).

Разрешая административные исковые требования Джойн Г.А. о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения начальника отдела по вопросам миграции Управления МВД России по г. Набережные Челны Викулова С.М. об отказе внести изменения в загранпаспорт административного истца, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Проверяя сроки обращения в суд, учитывается тот факт, что оспариваемое решение принято административным ответчиком 2 июля 2019 года, административный иск в суд подан 16 июля 2019 года, то есть в установленные законом сроки.

27 ноября 2017 года Министерство внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Приказом № 889 утвердило Административный регламент по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации» (далее – Административный регламент»).

Согласно пункту 1 Административного регламента Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации.

В пункте 37 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления. Так, для предоставления государственной услуги заявителем лично предоставляются в подразделение по вопросам миграции либо в многофункциональный центр на бумажном носителе следующие документы:

37.1. Для оформления паспорта, содержащего электронный носитель информации, гражданам, достигшим 18-летнего возраста:

37.1.1. Заявление о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, в одном экземпляре согласно приложению N 1 к Административному регламенту, утвержденному приказом МВД России от 16 ноября 2017 года № 864.

37.1.2. Основной документ, удостоверяющий личность заявителя.

37.1.3. Имеющиеся у заявителя паспорт, содержащий электронный носитель информации, и (или) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, если срок их действия не истек.

37.1.4. Разрешение командования в виде справки, форма которой установлена Правительством Российской Федерации - для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву.

37.1.5. Один из документов (при их наличии), подтверждающий достоверность сведений о том, что заявитель мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет на день подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу:

военный билет, в котором имеется отметка об окончании прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы либо отметка о негодности или ограниченной годности к военной службе;

военный билет офицера запаса для заявителей, закончивших военную кафедру при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера запаса.

37.1.6. Заявление (произвольной формы) об изменении написания в паспорте, содержащем электронный носитель информации, фамилии и (или) имени гражданина, которому оформляется паспорт, содержащий электронный носитель информации, буквами латинского алфавита, в котором указана причина, являющаяся основанием для изменения написания фамилии и (или) имени, с приложением одного из следующих подтверждающих документов: ранее выданного паспорта, содержащего электронный носитель информации (паспорта), свидетельства о рождении, свидетельства о заключении (расторжении) брака, свидетельства о перемене имени, вида на жительство или другого документа, дающего право постоянного проживания гражданину за рубежом, - в случае, если заявитель желает изменить написание фамилии и (или) имени.

В соответствии с пунктом 118 Административного регламента при наличии предусмотренного подпунктами 37.1.6, 37.2.6, 37.3.7 пункта 37 Административного регламента заявления об изменении написания буквами латинского алфавита фамилии и (или) имени в паспорте, содержащем электронный носитель информации, с приложением копии подтверждающего документа фамилия и (или) имя в дублирующей строке поля указываются так, как это указано в подтверждающем документе - на основании решения начальника (заместителя начальника) подразделения по вопросам миграции.

В обоснование необходимости внесения изменений в написание фамилии административного истца буквами латинского алфавита как JOYN, вместо указанного в загранпаспорте DZHOIN, административный истец представила административному ответчику банковскую карту, выданную на имя ... JOYN, а также заявление/анкету на получение кредитной карты (л.д.10-12). При этом административный истец основывалась на положениях пункта 78 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, и по исполнению государственной функции по их учету, утвержденного приказом ФМС России № 26 от 3 февраля 2010 года.

Норма приведенного выше пункта, предусматривала, что по мотивированному письменному заявлению гражданина, составленному в произвольной форме и поданному лично при предоставлении имеющихся документов (паспорт, вид на жительство, виза, свидетельство о браке, документы об образовании, правоустанавливающие документы, банковские и иные документы), написание фамилии и имени владельца паспорта буквами латинского алфавита производится в соответствии с представленными документами на основании решения руководителя ФМС России (в пределах компетенции), территориального органа или подразделения, осуществляющего оформление паспорта, либо лица, его замещающего.

Вместе с тем, административный истец не учла, что данный Административный регламент утратил силу в связи с изданием Приказа ФМС России от 15 октября 2012 года № 320, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 27 марта 2013 года), то есть утратил силу с 6 апреля 2013 года.

В настоящее время правоотношения, связанные с изменением написания буквами латинского алфавита фамилии и (или) имени в загранпаспорте, регулируются именно Административным регламентом, положенным в основу оспариваемого решения.

Таким образом, учитывая, что административным истцом не представлены документы и доказательства, подтверждающие ее право на написание фамилии буквами латинского алфавита в загранпаспорте как JOYN, суд считает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Доводы административного истца о том, что она имеет право носить ту фамилию и имя, которые ей комфортны, по мнению суда не являются основаниями для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку данное право административным истцом было реализовано в момент, когда в 2017 году она приняла себе существующую у нее сейчас фамилию Джойн. Написание же этой фамилии способом транслитерации, то есть путем простого замещения русских букв на латинские, предусмотрено действующим законодательством и осуществляется в соответствии с международным стандартом (Doc 9303, часть 1). Об этом также Джойн Г.А. неоднократно сообщалось в ответах на ее многочисленные обращения в Управление Президента Российской Федерации и Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных Джойн Г.А. административных исковых требований отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Джойн Г.А. к начальнику отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны Викулову С.М., Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны и Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене решения от 2 июля 2019 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: «подпись»

Копия верна:

Судья: Куляпин Д.Н.

Секретарь судебного заседания: Егорушкова А.В.

Решение не вступило в законную силу.

Судья: Куляпин Д.Н.