ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-872/17 от 05.12.2017 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-872/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2017 года г.Коряжма

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего Кузнецовой И.В.,

при секретаре Богатыренко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований в части,

установил:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» (далее – ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Северо-Западное управление Ростехнадзора) о признании незаконным предписания главного государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 и государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 от 31 июля 2017 года /ПР об устранении нарушений обязательных требований в части возложения на административного истца обязанности в срок до 15 января 2018 года оснастить приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения здания, расположенные по адресу: село Ильинско-Подомское, <адрес> Вилегодского района Архангельской области (пункты №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 предписания), ссылаясь на то, что данные здания находятся в безвозмездном пользовании учебного учреждения и соответствующая обязанность должна быть возложена на собственника администрацию МО «Вилегодский муниципальный район».

В судебном заседании представитель ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» ФИО3 заявленные требования уточнил, просит признать незаконным предписание в части пунктов №№ 4, 5, 7, 8, 10, 11, указав на расторжение договора безвозмездного пользования зданием, расположенным по адресу: село Ильинско-Подомское, <адрес>, и внесение в связи с этим административным ответчиком изменений.

Северо-Западное управление Ростехнадзора своего представителя в судебное заседание не направило, в представленных возражениях просит в удовлетворении административного иска отказать.

Администрация МО «Вилегодский муниципальный район» отношения к заявленным требованиям не выразила.

Принимая во внимание надлежащее извещение административного ответчика и заинтересованного лица о времени и месте судебного разбирательства, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Заслушав представителя административного истца и изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены лм требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора /Рк от 12 июля 2017 года в период с 24 по 31 июля 2017 года в отношении ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, при этом целью проверки являлось осуществление контроля за принятыми учебным учреждением мерами по устранению нарушений обязательных требований в связи с истечением срока исполнения предписания /ПР от 27 октября 2016 года.

В ходе проверки установлено, что административный истец продолжает использовать здания учебного корпуса и мастерских (село Ильинско-Подомское, <адрес>), а также здание общежития (село Ильинско-Поджомское, <адрес>), без оснащения помещений приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 31 июля 2017 года государственными инспекторами Котласского отдела Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО1 и ФИО2 в адрес ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» предписания /ПР об устранении нарушений обязательных требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе обязывающее административного истца в срок до 01 января 2018 года оснастить указанные выше здания приборами учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения (пункты №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12).

22 ноября 2017 года административным ответчиком из предписания исключены требования об установке приборов учета в общежитии, основанием для внесения изменений послужило расторжение 31 августа 2017 года договора безвозмездного пользования зданием, расположенным по адресу: село Ильинско-Подомское, <адрес>.

Заявляя о незаконности требований предписания об оснащении зданий учебного корпуса и мастерских приборами учета потребления энергоресурсов, административный истец исходит из того, что такая обязанность может быть возложена только на собственника и поскольку ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» владеет зданиями на праве безвозмездного пользования, предписание в оспариваемой части вынесено ненадлежащему лицу.

С приведенными доводами суд согласиться не может.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 1 статьи 13 данного Закона (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 466-ФЗ) установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

На основании части 2 этой же статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Аналогичные положения предусмотрены Федеральным законом № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении» и Федеральным законом № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении».

Так, частью 1 статьи 19 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии, при этом организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6 этой же статьи).

В силу положений пункта 9 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» коммерческому учету подлежит количество воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения. Коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом.

Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается (части 4, 5 и 6 статьи 20 Федерального закона № 416-ФЗ). При этом под абонентом для целей настоящего Федерального закона подразумевается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

По смыслу приведенных положений, потребитель (абонент) энергоресурсов обязан обеспечить надлежащий учет потребляемых им ресурсов, в том числе тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения путем установления приборов учета, при этом закон не ставит такую обязанность в зависимость от наличия у потребителя (абонента) права собственности на здание, сооружение или помещение, в которых такие услуги оказываются.

Поскольку на дату проведения Северо-Западным управлением Ростехнадзора проверки соблюдения административным истцом требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности было установлено, что ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» использует здания учебного корпуса и мастерских в селе Ильинско-Подомское без оснащения зданий приборами учета потребляемых энергоресурсов, что прямо запрещено законом, административный ответчик обоснованно вынес оспариваемое предписание, возложив на учебное учреждение в срок до 15 января 2018 года устранить выявленные нарушения.

При таких обстоятельствах, оснований для признания предписания Северо-Западного управления Ростехнадзора незаконным не имеется и в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Коряжемский индустриальный техникум» к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным предписания /ПР от 31 июля 2017 года об устранении нарушений обязательных требований в части пунктов № 4, 5, 7, 8, 10, 11 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 11 декабря 2017 года.

Председательствующий И.В.Кузнецова