Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2020 г.
Дело № 2а-872/2020
УИД 83RS0001-01-2020-001192-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Нарьян-Мар 19 августа 2020 г.
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,
при секретаре Тайбарей А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным.
Требования мотивирует тем, что в адрес административного ответчика было направлено предложение о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Предоставленное Департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа письмо на обращение не содержит в себе причин, послуживших основанием для принятия такого решения, что не соответствует требованиям законодательства. Указывает, что административным ответчиком нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным решение Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа в отношении предложения организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, как не соответствующее требованиям, изложенным в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 №1425.
Представитель административного истца, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
В представленном отзыве на иск представитель административного ответчика просит в удовлетворении требований отказать. Указывает, что ответ на обращение является перепиской и не обладает признаками документа (решения, которое может быть оспорено. Также ссылается на то, что в обращении предложение, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 №1425 не содержится. Ссылается на то, что административный истец не является добровольческой (волонтерской) организацией.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 25 июля 2020 г. административным истцом в адрес Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа направлено письмо с предложением провести вебинар «Военный заем 1942-1945» для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжением правительства.
Письмом Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа от 30 июля 2020 г. №01-18/7612 Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» проинформировано о направлении информации в адрес подведомственных учреждений департамента. Сообщено, что решение об участии в вебинаре руководители учреждений принимают самостоятельно.
Также письмом от 14 августа 2020 г. №01-18/8179 административному истцу сообщено об отсутствии намерения принимать участие в мероприятиях, проводимых Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности», в том числе в вебинаре «Военный заем 1942-1945», а также не заинтересован в межсекторном взаимодействии и сотрудничестве с ним.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (ст.227 КАС РФ).
Пунктом «ж» части 1 ст.1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).
В силу ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 3 указанного Закона установлено, что законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Пунктом 2 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 (далее – Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями) организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит определенную информацию, указанную в данном пункте.
Пунктами 3 и 4 указанного Порядка предусмотрено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
В силу п. 1 Положения о Департаменте образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением администрации НАО от 28.11.2014 № 463-п Департамент является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и реализации государственной политики в сфере образования, молодежной политики, физической культуры, спорта, культуры и искусства, охраны и использования объектов культурного наследия Ненецкого автономного округа, координацию деятельности подведомственных организаций Ненецкого автономного округа, а также переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Ненецкого автономного округа, государственными органами иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, должностными лицами, организациями и гражданами (п. 2).
В соответствии п.п. 1, 11 п. 20 Положения Департамент исполняет поручения и указания Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации; осуществляет правовое информирование и правовое просвещение населения по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения.
Из содержания указанных норм права следует, что Департамент самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с организациями.
Таким образом, указанные нормы права предусматривают возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческих организаций о взаимодействии или отказывать в таком взаимодействии.
При таких обстоятельствах, ответ административного ответчика от 30.07.2020 №01-18/7612, а также от 14.08.2020 №01-18/8179, в которых выражено отсутствие заинтересованности во взаимодействии с Благотворительным региональным молодежным общественным движением «Уроки финансовой и юридической грамотности», соответствует вышеприведенным нормам права.
При этом суд учитывает, что фактически в ответе административного ответчика от 30.07.2020 №01-18/7612 выражен отказ в проведении вебинара, подтвержденный письмом от 14.08.2020 №01-18/8179.
При этом суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что само по себе несогласие административного истца в отказе ответчика во взаимодействий, когда такое поведение административного ответчика отнесено к его усмотрению, не свидетельствует о нарушении закона либо о бездействии со стороны административного ответчика.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания полагать о допущенном ответчиком бездействии, при этом суд также отмечает, что вопреки ст. 62 КАС РФ истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов как непосредственно УРФИНГРАМ так и детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также нуждающихся в помощи и защите государства, в связи с чем, исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись В.В.Распопин