ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-872/2016 от 01.11.2016 Семикаракорского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-872/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 ноября 2016 года г.Семикаракорск

Судья Семикаракорского районного суда Ростовской области Курносов И.А.,

при секретаре Овчинниковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казимирова В.И. к главе Семикаракорского городского поселения, заместителю главы Администрации Семикаракорского городского поселения, Администрации Семикаракорского городского поселения о признании незаконным ответа на обращение,

УСТАНОВИЛ:

Казимиров В.И. обратился в суд с административным иском к главе Семикаракорского городского поселения, заместителю главы Администрации Семикаракорского городского поселения о признании незаконным ответа на его обращение о предоставлении информации о наличии на балансе Администрации Семикаракорского городского поселения транспортных средств и их использовании. В обоснование своих требований административный истец указал, что на его обращение от 23 августа 2016 года, зарегистрированное в Администрации Семикаракорского городского поселения 24 августа 2016 года, он получил копию ответа 7 октября 2016 года во время подготовки к судебному разбирательству дела № ***, что, по мнению административного истца, является нарушением сроков рассмотрения обращения. В данном ответе № *** от 21.09.2016 года им не получен ответ на вопрос о том, вправе ли глава Семикаракорского городского поселения, его заместители или начальники отделов использовать транспортные средства Администрации Семикаракорского городского поселения в личных целях в нерабочее время. Также им не получен ответ на вопрос о том, где должны находиться транспортные средства в нерабочее время с 17.00 часов до 08.00 часов и в выходные дни. По мнению административного истца, ответ № *** от 21.09.2016 года не отвечает требованиям п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ, нарушает его право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Главой Семикаракорского городского поселения не осуществляется контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений согласно ст.14 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ. Административный истец указывает, что несоблюдение органами местного самоуправления и их должностными лицами указаний п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, а также положений ст. ст. 10, 12, 14 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ нарушает его конституционные права, установленные статьями 24 и 29 Конституции Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими права и свободы граждан, и право каждого свободно искать, получать информацию. Должностными лицами Семикаракорского городского поселения нарушена гарантия свободы мысли и слова. На основании изложенного, в соответствии с п.2 и п.3 ч.1 ст.124 КАС РФ, административный истец просил суд признать незаконным ответ № *** от 21 сентября 2016 года на его заявление от 23 августа 2016 года и обязать административных ответчиков дать ответ по существу заявленных им вопросов.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству к участию в настоящем деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Семикаракорского городского поселения.

В судебном заседании административный истец Казимиров В.И. поддержал свои требования, ссылаясь на обстоятельства аналогичные, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик заместитель главы Администрации Семикаракорского городского поселения Юсина Г.В. в судебном заседании административный иск не признала, ссылаясь на то, что на обращение Казимирова В.И. был дан ответ в установленный законом срок, в соответствии с требованиями закона.

Представитель административных ответчиков главы Семикаракорского городского поселения и Администрации Семикаракорского городского поселения Студеникин И.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что ответ на обращение Казимирова В.И. является законным и обоснованным. Права, свободы и законные интересы административного истца этим ответом не нарушаются.

Административный ответчик глава Семикаракорского городского поселения Черненко А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав административного истца, административного ответчика, представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что 24 августа 2016 года Казимиров В.И. обратился в Администрацию Семикаракорского городского поселения с заявлением о предоставлении списка транспортных средств и их регистрационных номеров, находящихся на балансе Администрации Семикаракорского городского поселения, а также регламента использования транспортных средств, с указанием, где должны находится транспортные средства в нерабочее время с 17.00 часов до 08.00 часов и в выходные дни. В своем заявлении Казимиров В.И. также просил разъяснить, вправе ли глава Семикаракорского городского поселения, его заместители или начальники отделов использовать транспортные средства Администрации Семикаракорского городского поселения в личных целях (приезд из дома на работу, с работы домой, на обед, с обеда на работу, с работы домой по окончании рабочего дня), а также в целях агитации каких-либо кандидатов по сельским поселениям Семикаракорского района или во время дня проведения выборов в депутаты 18 сентября 2016 года. Данные обстоятельства подтверждаются копией заявления Казимирова В.И. (л.д.21), копией контрольно-регистрационной карточки № *** автоматизированной системы «Учет и контроль исполнения письменных и устных обращений граждан» (л.д.20).

25 августа 2016 года Администрация Семикаракорского городского поселения направила Казимирову В.И. уведомление (за подписью заместителя главы администрации Юсиной Г.В.) о том, что его обращение по вопросу порядка использования должностными лицами Администрации Семикаракорского городского поселения транспортных средств, находящихся на балансе Администрации Семикаракорского городского поселения, будет рассмотрено в порядке и сроки, установленные законом, что подтверждается копией уведомления от 25.08.2016 года № 1347 (л.д.22). Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

21 сентября 2016 года Администрация Семикаракорского городского поселения направила Казимирову В.И. простым почтовым отправлением ответ на его обращение (за подписью заместителя главы администрации Юсиной Г.В.), в котором сообщила информацию о транспортных средствах, находящихся на балансе Администрации Семикаракорского городского поселения, с указанием марок, моделей, государственных регистрационных знаков транспортных средств. В ответе было сообщено, что с Положением о транспортном обслуживании главы Семикаракорского городского поселения и муниципальных служащих муниципального образования «Семикаракорского городское поселение», замещающих должности муниципальной службы в Администрации Семикаракорского городского поселения, утвержденным распоряжением Администрации Семикаракорского городского поселения от 30.03.2016 года № 71, заявитель может ознакомиться в помещении Администрации Семикаракорского городского поселения, с указанием адреса нахождения администрации, номера кабинета, его местонахождения, фамилии, имени, отчества должностного лица к которому следует обратиться, контактного телефона, а также в ответе разъяснено, что вопрос использования служебного транспорта в целях агитации в период предвыборной компании и в день выборов, регламентируется Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Перечисленные обстоятельства подтверждаются копией ответа от 21.09.2016 года № *** (л.д.7, 23), копией контрольно-регистрационной карточки № **** автоматизированной системы «Учет и контроль исполнения письменных и устных обращений граждан» (л.д.24), копией журнала регистрации отправляемых документов Администрацией Семикаракорского городского поселения (л.д.31-34), показаниями свидетеля Паршиной Н.П.

Из копии журнала регистрации отправляемых документов Администрацией Семикаракорского городского поселения следует, что 21 сентября 2016 года Казимирову В.И. направлен ответ на его обращение, исходящий номер *** (л.д.31-34).

Свидетель Паршина Н.П. в судебном заседании показала, что она работает в Администрации Семикаракорского городского поселения в должности главного специалиста по работе с обращениями граждан по вопросам местного самоуправления. 21 сентября 2016 года, сразу после подписания ответа на обращение Казимирова В.И. заместителем главы администрации Юсиной Г.В., она отправила данный ответ Казимирову В.И. простым почтовым отправлением по адресу, указанному в его заявлении.

Доводы административного истца о том, что данный ответ, направленный ему по почте, он не получил, суд отклоняет, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.Кроме того, как следует из административного искового заявления и из объяснений сторон, копия данного ответа была вручена Казимирову В.И. 7 октября 2016 года в здании Семикаракорского районного суда Ростовской области во время подготовки другого административного дела к судебному разбирательству с участием этих же сторон. Данное обстоятельство административным истцом не оспаривалось.

Согласно п.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу п.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Из указанных положений Конституции Российской Федерации следует, что осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.

Таким законом, в частности, является Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 года № 8-ФЗ).

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления – информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления – муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

Согласно ст.5 названного Федерального закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет";

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Согласно п.2 ст.9 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

Постановлением Администрации Семикаракорского городского поселения от 11 сентября 2014 года № 373 утвержден Административный регламент по исполнению муниципальной функции, связанной с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее Административный регламент), что подтверждается копией постановления и Административного регламента (л.д.37-50).

В соответствии с п.2.13 Административного регламента обращение заявителей рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в Администрации Семикаракорского городского поселения.

Данное положение Административного регламента, устанавливающее срок рассмотрения обращения, согласуется с требованиями п.6 ст.18 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ.

Согласно п.3.2 Административного регламента исполнение муниципальной функции включает в себя следующие административные процедуры и сроки их выполнения: прием и регистрация обращений – не более 3 дней; рассмотрение обращений, направление ответа на обращение – в течение 30 дней; личный прием граждан – по мере обращения граждан в соответствии с графиком приема.

В силу требований п.3.15 Административного регламента все обращения заявителей независимо от их формы и поступления в Администрацию Семикаракорского городского поселения подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе «Учет и контроль исполнения письменных и устных обращений граждан», в журнале учета заявлений граждан.

В соответствии с п.3.51 Административного регламента ответ на обращение заявителя подписывается главой Семикаракорского городского поселения или заместителем главы Администрации Семикаракорского городского поселения по курируемым вопросам. В регистрационной карточке автоматизированной системы «Учет и контроль исполнения письменных и устных обращений граждан» специалист Администрации Семикаракорского городского поселения по работе с обращениями граждан вводит отчет соответствующей резолюции, при этом выбирает поле «состояние исполнения» и ставит отметку об исполнении.

Исходя из содержания приведенных выше положений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять любым заинтересованным лицам информацию свободного доступа, а также сведения о фактах, затрагивающих их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Проведение органом местного самоуправления правовой оценки и аналитической работы по выявлению использования в личных целях его должностными лицами и муниципальными служащими транспортных средств, находящихся на балансе данного органа местного самоуправления, по запросу лица, не указавшего конкретные сведения о фактах, затрагивающих его права, свободы и законные интересы, или проведение иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией, действующим законодательством не предусмотрено.

Каких-либо доказательств, подтверждающих, что запрашиваемая заявителем информация затрагивает его права и законные интересы, непосредственно связана с защитой его прав, Казимировым В.И. не представлено. Не было об этом указано и в заявлении, поданном им в Администрацию Семикаракорского городского поселения.

В ответе на заявление Казимирова В.И. Администрацией Семикаракорского городского поселения приведен перечень транспортных средств, находящихся на балансе Администрации Семикаракорского городского поселения, с указанием марок, моделей, государственных регистрационных знаков транспортных средств, даны необходимые разъяснения и указано, что с документами, регламентирующими порядок использования этих транспортных средств, заявитель может ознакомиться в помещении, занимаемом Администрацией Семикаракорского городского поселения.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.

Оснований для признания незаконным ответа Администрации Семикаракорского городского поселения на обращение Казимирова В.И. не имеется, поскольку возможность защиты права в порядке главы 22 КАС РФ напрямую зависит от того, нарушено ли конкретное субъективное право административного истца. Между тем, в данном случае административный истец не обосновал, какие его права и свободы были нарушены ответом Администрации Семикаракорского городского поселения.

Принимая во внимание, что Администрацией Семикаракорского городского поселения дан ответ Казимирову В.И. на его обращение в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий, в установленный законом срок, а несогласие заявителя с содержанием оспариваемого ответа не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, суд считает, что заявленные Казимировым В.И. требования не подлежат удовлетворению ввиду их необоснованности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Казимирова В.И. к главе Семикаракорского городского поселения, заместителю главы Администрации Семикаракорского городского поселения, Администрации Семикаракорского городского поселения о признании незаконным ответа на обращение отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 3 ноября 2016 года.

Судья Курносов И.А.