ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-873/2022 от 05.05.2022 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-873/2022

УИД 18RS0011-01-2022-000814-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2022 года г.Глазов

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Бекмансуровой З.М.,

при секретаре Леонтьевой Н.М.,

с участием административного истца ФИО3, его представителя ФИО4, представившей диплом о высшем юридическом образовании серии ВСБ ,

представителя межмуниципального отдела МВД России «Глазовский» ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, представившей диплом о высшем юридическом образовании серии ВСГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО3 к Госавтоинспекции РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский», Межмуниципальному отделу МВД России «Глазовский» о признании незаконным отказ в проведении регистрационного действия,

установил:

ФИО3 обратился с административным иском о признании незаконным отказ Госавтоинспекции РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» в проведении регистрационного действия.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между ФИО3 (Покупатель) и ФИО1 (Продавец) был заключен договор купли - продажи автомобиля. Предметом договора являлся автомобиль марки <данные изъяты>, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак , цвет калипсо. Стоимость автомобиля составила 85000 (Восемьдесят пять тысяч) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Госавтоинспекцию РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» с заявлением о регистрации ТС.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано (отказ к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) в осуществлении регистрационных действий, так как они запрещены в отношении транспортного средства, снятого с государственного учёта после утилизации.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ., указанный автомобиль был снят с регистрационного учета по заявлению владельца - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ. Однако доказательств, что автомобиль действительно утилизирован, собственником предоставлено не было. При заключении договора купли-продажи автомобиля, покупателю были переданы документы на автомобиль оригинальные (ПТГС, СТС). На приобретённый автомобиль ФИО3 был оформлен страховой полис ОСАГО сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно диагностической карте от ДД.ММ.ГГГГ. транспортное средство соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств. В ней также не указано, что при осмотре автомобиля обнаружены признаки вскрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Считая себя фактическим собственником автомобиля, административный истец не может поставить его на учет.

Настоящим иском поставлены следующие требования:

Признать отказ Госавтоинспекции РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» в проведении регистрационного действия по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ незаконным

Обязать РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» поставить на учет автомобиль марки <данные изъяты>, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак , цвет - калипсо.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечены в качестве ответчика межмуниципальный отдел МВД России «Глазовский», заинтересованными лицами Управление ГИБДД МВД УР, инспектор РЭП ГИБДД ММО МВД России «Глазовский» ФИО6

В судебном заседании административный истец ФИО3, его представитель ФИО4 на удовлетворении иска настаивали по основаниям, изложенным в нем.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 административный иск не признала, указав, что совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, снятых с государственного учета после утилизации, законом запрещено.

В судебное заседание Управление ГИБДД МВД УР, инспектор РЭП ГИБДД ММО МВД России «Глазовский» ФИО6 не явились, были извещены о месте и времени рассмотрении дела. Об уважительности своей неявки не сообщили, об отложении дела не просили.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из положений частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, нарушения права, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.

Правовые основы государственной регистрации транспортных средств определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под регистрационным действием понимается действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.

К регистрационным действиям, в том числе относится постановка транспортного средства на государственный учет - включение в государственный реестр транспортных средств записи, содержащей регистрационные данные транспортного средства и иные данные.

Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их допуска к участию в дорожном движении, государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения.

Осуществление регистрации транспортного средства носит заявительный характер и при условии предоставления заявителем необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 января 2020 года Правительство Российской Федерации Постановлением от 21.12.2019 года № 1764 утвердило Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 21.12.2019 № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее - Административный регламент), в соответствии с которым для получения государственной услуги заявители представляют документы, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия; документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.

Согласно пунктам 17, 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.

Согласно пункту 21.1, 21.2 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является проведение регистрационных действий, либо отказ их в проведении.

В соответствии с п. 60 Административного регламента уполномоченным лицом после принятия заявления и вышеуказанных документов осуществляется проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах, осмотр транспортного средства и принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий.

Согласно пункту 68 Административного регламента в случае принятия решения об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с пунктом 32 Административного регламента, представленные документы возвращаются заявителю лично, за исключением случаев предоставления государственной услуги без очного посещения заявителя регистрационного подразделения.

В соответствии с пунктами 92, 92.3 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является среди прочих: снятие транспортного средства с государственного учета после утилизации.

Результатом административной процедуры является проставление отметки на заявлении уполномоченного на принятие решений о проведении регистрационных действий должностного лица с указанием принятого решения о проведении заявленного регистрационного действия или об отказе в проведении заявленного регистрационного действия, подписанной должностным лицом, принявшим решение, с указанием фамилии, даты и времени принятия решения пункт 94 Административного регламента).

В случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа пункт 93 Административного регламента).

Таким образом, решение о возможности проведения регистрационных действия либо об отказе в их проведении принимается уполномоченным должностным лицом регистрационного подразделения Госавтоинспекции в каждом конкретном случае после выполнения административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, в том числе по результатам рассмотрения представленных документов.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами административного дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в Госавтоинспекцию РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» было подано заявление , которым просил зарегистрировать транспортное средство автомобиль марки <данные изъяты>, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак , цвет калипсо в связи со сменой собственника, с внесением изменений в ПТС.

Данное заявление в установленном Административным регламентом порядке было рассмотрено. ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр автомобиля, в ходе которого было установлено соответствие сведений о транспортном средстве с регистрационными документами, проведена проверка по автоматизированным учетам.

ДД.ММ.ГГГГ госинспектором РЭП РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» ФИО6 был вынесен отказ в совершении регистрационных действий. Отказ в совершении регистрационных действий по постановке транспортного средства на регистрационный учет был дан в соответствии с п.п. 3 п. 1 и п. 1 ч. 5 ст. 20 Федерального Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 92.3 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утверждённого приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950, предусматривающих запрет на совершение регистрационных действий транспортных средств снятых с государственного учета после утилизации.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика представлена справка, согласно которой ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> принадлежало транспортное средство марки <данные изъяты>, , государственный регистрационный знак 2011 года выпуска, двигатель , шасси №- отсутствует, кузов № , мощность двигателя 74 л.с., ПТС серии , выданный ДД.ММ.ГГГГ, снято с учета ДД.ММ.ГГГГ в с вязи с утилизацией. Копия данной справки была представлена административным истцом при подаче иска.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 суду показал, что является начальником РЭО МО МВД России «Глазовский». ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в отдел ГИБДД с целью постановки приобретённого им автомобиля на регистрационный учет. Совместно с заявлением им были предоставлены паспорт транспортного средства, договор купли-продажи. Провели осмотр автомобиля, о чем поставили отметку в заявлении. Представление акта об утилизации не требуется, поскольку они самостоятельно проводят проверку по своим базам данных. Было установлено, что в 2016 году спорный автомобиль был снят с учета в связи утилизацией. Согласно действующим на дату обращения ФИО3 приказам невозможно поставить автомобиль на регистрационный учет в случае, если автомобиль был снят с учета в связи утилизацией.

Согласно Положению о Межмуниципальном отделе МВД России «Глазовский», отдел является территориальным органом МВД России на районном уровне, является самостоятельным юридическим лицом, выступает истцом и ответчиком в суде.

В соответствии Положением «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 3 711 (ред. от 15.09.2018) 2О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Подразделения Госавтоинспекции управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям (далее - подразделения Госавтоинспекции на районном уровне) входят в систему Госавтоинспекции.

На Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по регистрации и учету автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, регистрирующим органом в городе Глазов Удмуртской Республики является отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России «Глазовский».

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что на день обращения истца в регистрирующий орган с заявлением о постановке автомобиля на регистрационный учет в связи со сменой собственника (ДД.ММ.ГГГГ) законодательство РФ не предусматривает проведение регистрационных действий с транспортными средствами снятыми с государственного учета после утилизации.

Доводы административного истца о возможности проведения регистрационных действий в отношении приобретенного им автомобиля, поскольку оно фактически не утилизировано, суд находит не обоснованными.

Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», которым предусматривалось снятие транспортного средства с учета в связи с утилизацией.

Приказом МВД России от 20.03.2017 № 139 в Административный регламент внесены изменения в части наименования административных процедур. Так, с 10.07.2017 в связи с утилизацией транспортного средства производится прекращение регистрации транспортного средства, вместо процедуры «снятие с учета». И только с 10.07.2017 введено правило о прекращении регистрации в связи с утилизацией на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства (п.п. 60, 60.6, 66 Регламента), то есть с указанной даты прекращение регистрации возможно только после фактической утилизации транспортного средства.

Приказом МВД РФ от 26 июня 2018 г. № 399 с 07.10.2018 введены новые Правила государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. В соответствии с п. 18 указанных правил, регистрация транспортного средства после ее прекращения производится в отношении фактически не утилизированного транспортного средства, регистрация которого прекращена в связи с утилизацией, - на основании подтверждения учетных данных по месту последней регистрации транспортного средства (при наличии сведений о ранее выданном паспорте транспортного средства, электронного паспорта).

Данный документ утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Приказа МВД России от 21.12.2019 № 950, которым утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (вступил в силу с 01.01.2020).

Указанный административный регламент предусматривает следующие виды регистрационных действий в отношении транспортного средства: постановка транспортного средства на государственный учет; внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства; прекращение государственного учета транспортного средства; возобновление государственного учета транспортного средства; снятие транспортного средства с государственного учета; восстановление государственного учета транспортного средства.

Аналогичные виды регистрационных действий предусмотрены Законом № 283-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2020.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона № 283-ФЗ, запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации. То есть данной нормой введен запрет на совершение регистрационных действий в отношении фактически утилизированных транспортных средств.

С учетом установленного обстоятельства снятие с учета спорного автомобиля (в связи с утилизацией), не позволяет выполнить заявленное административным истцом регистрационное действие, находит законным отказ административного ответчика в совершении регистрационного действия.

Руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Госавтоинспекции РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский», Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Глазовский» о признании отказа Госавтоинспекции РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» в проведении регистрационного действия по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ незаконным: обязании РЭО ОГИБДД ММО МВД России «Глазовский» поставить на учет автомобиль марки <данные изъяты>, 2011 года выпуска, государственный регистрационный знак , отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья З.М.Бекмансурова