ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-873/2023 от 01.08.2023 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-873/2023

УИД 42RS0001-01-2023-000858-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Шандрамайло Ю.Н.,

при секретаре Ворошиловой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

01 августа 2023 года

административное дело по административному исковому заявлению Селиванова Станислава Викторовича об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу,

УСТАНОВИЛ:

Селиванов С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ФСИН России, Министерству финансов, Богданову М.В., Ажичакову А.В. об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу.

Требования мотивированны тем, что <дата> он обратился в суд для получения разрешения на телефонный разговор с лицами, указанными в заявлении. Председателем Яйского районного суда Кемеровской области дано разрешение на осуществление телефонных переговоров согласно указанному заявлению.

<дата> данное разрешение согласовано с начальником ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу.

<дата> он обратился в Яйский районный суд для получения разрешения на телефонный разговор с лицами, указанными в заявлении. Председателем Яйского районного суда Кемеровской области дано разрешение на осуществление телефонных переговоров согласно указанному заявлению.

<дата> данное разрешение согласовано с начальником ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу.

Несмотря на имеющиеся разрешения, на телефонные разговоры ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, считает телефонные номера С.С. (по заявлению от <дата>); К.Т., К.А., - Л.Е. (по заявлению от <дата>) необоснованно исключены (запрещены администрацией исправительного учреждения), с учетом сообщенных сведений оператором <дата> и <дата>.

Указывает, что номер телефона принадлежит его адвокату Л.Е., чем действиями администрации нарушено его право на получение юридической помощи.

Просил признать незаконными действия администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, выразившиеся в исключении и блокировании телефонных переговоров по номерам телефонов , , , , на которые получено в установленном порядке разрешение; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.

Административный истец Селиванов С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ФСИН России Еремеева Е.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Заинтересованное лицо Богданов М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем представлено заявление.

Заинтересованные лица Ажичаков А.В., ООО «Защищенные Телекоммуникации» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно действующему законодательству основными задачами Федеральной службы исполнения наказания России являются: исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов (пункт 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314).

Согласно ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя (ч.1).

При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (ч.2).

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ч.3).

Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15.07.1995 N 103-ФЗ регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение (ч. 1).

Телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом исправительных учреждений (ч. 5).

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.

Согласно приказу Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы могут контролироваться персоналом ИУ (п. 239).

Телефонные разговоры предоставляются по письменному заявлению осужденного к лишению свободы или по заявлению, оформленному им с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности), в заявлении указываются список телефонных номеров абонентов, их фамилии, имена, отчества (при наличии), адрес места жительства, а также язык, на котором будут вестись телефонные разговоры (п.240).

Реализация права осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры осуществляется в местах, оснащенных абонентскими устройствами с технической возможностью обеспечения контроля проводимых телефонных разговоров. Время и место проведения телефонного разговора определяется администрацией ИУ (п. 243).

Пунктом 248 установлены основаниям для досрочного прекращения телефонного разговора осужденного к лишению свободы, среди которых в т.ч. ведение телефонного разговора с абонентом, не указанным в списке телефонных номеров абонентов при подаче заявления, предусмотренного в пункте 240 настоящих Правил (п. 248.2).

Сотрудник ИУ, ответственный за проведение телефонного разговора, в случае его досрочного прекращения по основаниям, указанным в подпунктах 248.1 - 248.4 пункта 248 настоящих Правил, письменно докладывает об этом начальнику ИУ либо лицу, его замещающему, с указанием причины прекращения телефонного разговора (п. 250).

Из материалов дела следует и установлено судом, что в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу услуги телефонных разговоров для лиц, находящихся под стражей, предоставляет организация - ООО "Защищенные Телекоммуникации", что подтверждается договором от <дата> (л.д. 59-62).

Осужденный Селиванов С.В. прибыл <дата> в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу из ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу на основании ст. 77.1 УИК РФ по постановлению Яйского районного суда Кемеровской области от <дата>, убыл <дата> в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу для дальнейшего отбывания наказания, что подтверждается справками (л.д. 50)

<дата> административный истец Селиванов С.В. обратился в Яйский районный суд Кемеровской области с заявлением, зарегистрированным за , о разрешении внести на телефонную карту «Зонателеком» номера телефона его родственника – С.С., с указанием адреса ее проживания.

На указанном заявлении имеется резолюция председателя Яйского районного суда Кемеровской области «не возражаю».

<дата> указанное заявление согласовано с начальником ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу (л.д. 16, 16 оборот).

<дата> административный истец Селиванов С.В. обратился в Яйский районный суд Кемеровской области с заявлением, зарегистрированным за , о разрешении внести на телефонную карту «Зонателеком» номера телефонов его родственников:

К.Т.; К.А.; Л.Е..

На указанном заявлении имеется резолюция председателя Яйского районного суда Кемеровской области «не возражаю».

<дата> указанное заявление согласовано с начальником ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу (л.д. 15, 15 оборот).

Согласно информации, представленной по запросу суда ООО «Защищенные Телекоммуникации» по карте , зарегистрированной на имя Селиванова С.В., по редактированию списка разрешенных номеров:

Тел. - добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); изменен <дата> (ФИО родственника на Л.Е.) сотрудником Богданов Михаил Васильевич <...>; деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>).

Тел. - добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>), деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>).

Тел. - добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>).

Тел. - добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); добавлен <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>); деактивирован <дата> (Богданов Михаил Васильевич <...>).

Информация об основаниях деактивации (блокировки) номеров в списке разрешенных в ООО «ЗТК» отсутствует.

Также, Селивановым С.В. осуществлялись телефонные переговоры <дата> по номеру телефона ; <дата>, <дата> по номеру телефона ; <дата>, <дата>, <дата> по номеру телефона ; <дата>, <дата>, <дата>, <дата> по номеру телефона .

Согласно справочной информации начальника оперативного отдела, в ходе контроля звонков осуществляемых осужденным Селивановым С.В. установлены факты осуществления звонков лицам, которым не отражены в заявлениях осужденного.

Разрешая заявленные административные исковые требования, анализируя представленные доказательства в совокупности, с учетом положений законодательства, суд исходит из того, что не установлено фактов ограничения административного истца в возможности осуществлять телефонные переговоры, равно как и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что административный истец был лишен возможности осуществлять телефонные звонки в спорный период, напротив, материалами дела подтверждается, что телефонные звонки административному истцу предоставлялись. Доказательств обратного суду не представлено, судом не установлено. Тот факт, что на основании оперативной информации спорные телефонные номера деактивировались не свидетельствует о незаконности действия администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу. Каких-либо нарушений закона, в соответствии со ст. 227 КАС РФ, повлекших нарушения прав и свобод административного истца, допущено не было. Доказательств обратного суду не предоставлено.

В связи с тем, что судом не установлены действия административного ответчика, нарушающее права административного истца, оснований для удовлетворения исковых требований административного истца у суда не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Селиванова Станислава Викторовича об оспаривании действий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 15.08.2023.