ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-874/2021 от 19.11.2021 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

27RS0015-01-2021-001437-24 № 2а-874/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2021 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

при секретаре Севериной Д.В.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Ванинского района Штанько Е.А.

представителя административного ответчика администрации «городского поселения рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района, Сухаревой О.И., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ванинского района к администрации городского поселения «рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ванинского района обратился в Ванинский районный суд с административным иском к администрации городского поселения «рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по тем основаниям, что прокуратурой Ванинского района совместно с сотрудниками филиала «Северное лесничество» КГКУ «Советское лесничество», сотрудником отдела р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю проведена проверка лесного законодательства, законодательства регламентирующего сбор, хранение, захоронение твердых бытовых отходов и промышленных отходов, в ходе которой, установлен факт несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном по адресу: Ванинский район, городское поселение «Рабочий поселок Октябрьский», по направлению трассы Ванино-Лидога с координатами № 49 03 30.7 Е 140 12 13.7 протяженностью 700 м. Вдоль дороги в сторону лесного фонда на протяжении 700 находятся горючие пожароопасные отходы, а именно автомобильные шины, доски, стекла, ветошь, строительный мусор, железные бочки, бытовой мусор. Также, прокурором района проведена проверка территории городского поселения по ул. Штабная, Учебная, п. Октябрьский, в ходе которой установлено, что между ул. Учебная и Штабная, в зеленой зоне, примыкающей к частному сектору стихийно образованы три свалки бытовых отходов, а именно, автомобильные шины, металлические конструкции частей автомобилей, бытовой легковоспламеняемый мусор, бумага, стекло. Данные отходы легковоспламеняемы и могут привести к возгораниям в зеленой зоне. Аналогичные нарушения санитарных правил, требований законодательства об обращении с отходами выявлены прокурором района в городском поселении согласно акта осмотра от 25 марта 2021 года вдоль дороги, примыкающей к кладбищу минерализованная полоса не очищена и заросла кустарниками, в осенний период 2020 года не обновлялась. На территории в районе ул. Складская и ул. Лазо, ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером расположены свалки промышленных и бытовых отходов, автомобильные покрышки, опилки.

Просил: признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» в части неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: по направлению трассы Ванино-Лидога с координатами № 49 03 30.7 Е 140 12 13.7, протяженностью 700 м; между ул. Штабная д. 2, Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7; ул. Складская д. 18 и ул. Лазо с координатами N 49.049589, Е140.235411; на территории в районе ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером ; возложить на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанность произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»;

-по направлению трассы Ванино-Лидога с координатами № 49 03 30.7 Е 140 12 13.7 протяженностью 700 м, ул. Штабная, Учебная с координатами N 49°03"44.7" Е 140°14"11.7"; ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером

Представитель административного истца помощник прокурора Ванинского района Штанько Е.А. в судебном заседании заявленные требования уточнила и просила признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» в части неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: между ул. Штабная д. 2, Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7; ул. Складская д. 18 и ул. Лазо с координатами N 49.049589, Е140.235411; на территории в районе ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером ; возложить на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанность произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» между ул. Штабная, Учебная с координатами N 49°03"44.7" Е 140°14"11.7"; ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером .

От требований в части признания незаконным бездействие администрации городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» в неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: по направлению трассы Ванино-Лидога с координатами № 49 03 30.7 Е 140 12 13.7, протяженностью 700 м; и о возложении на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанности произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» -по направлению трассы Ванино-Лидога с координатами № 49 03 30.7 Е 140 12 13.7 протяженностью 700 м, - отказалась, в связи с их добровольным удовлетворением ответчиком.

Срок, в части требований возложения на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанности произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»; по ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 и на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером , просила установить 1 ( один) год со дня вступления решения суда в законную силу, в части требований неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: между ул. Штабная д. 2, ул. Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7 – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации «городского поселения рабочий поселок Октябрьский» Сухарева О.И., в судебном заседании требования прокурора Ванинского района о признании незаконным бездействие администрации городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» в части неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: между ул. Штабная д. 2, Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7; ул. Складская д. 18 и ул. Лазо с координатами N 49.049589, Е140.235411; на территории в районе ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером ; и возложении на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанности произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» между ул. Штабная, Учебная с координатами N 49°03"44.7" Е 140°14"11.7"; ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером – признала, о чем представила суду заявление.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся в том числе территории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, а также объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

Согласно п. 2 ст. 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч.1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 5. Приказа Минприроды России от 02.05.2017 N 214 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах» основными мерами предупреждения и ограничения распространения пожаров в лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, являются проведение мероприятий по повышению пожароустойчивости (регулирование состава насаждений, выборочные санитарные рубки, очистка лесных насаждений от захламленности), пропаганда соблюдения правил пожарной безопасности в населенных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, утверждение перечня работ по благоустройству и периодичность их выполнения.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» от 14.06.2015г. № 27, орган местного самоуправления принимает участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляет утверждение правил благоустройства территории поселения, организации контроля за их соблюдением.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокурором Ванинского района проведена проверка территории городского поселения по ул. Штабная, Учебная, п. Октябрьский, ходе которой установлено, что между ул. Учебная и Штабная, в зеленой зоне примыкающей к частному сектору стихийно образованы три свалки бытовых отходов, а именно, автомобильные шины, металлические конструкции частей автомобилей, бытовой легковоспламеняемый мусор, бумага, стекло. Данные отходы легковоспламеняемы и могут привести к возгораниям в зеленой зоне (акт осмотра от 25 мая 2020 года). 25.05.2020 г. прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, обращении с отходами потребления.

Аналогичные нарушения санитарных правил, требований законодательства об обращении с отходами выявлены прокурором Ванинского района в городском поселении согласно акта осмотра от 25 марта 2021 года вдоль дороги, примыкающей к кладбищу минерализованная полоса не очищена и заросла кустарниками, в осенний период 2020 года не обновлялась.

На территории в районе ул. Складская и ул. Лазо, ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером расположены свалки промышленных и бытовых отходов, автомобильные покрышки, опилки. 25.03.2021 г. прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, обращении с отходами потребления.

Также по данному факту 11.05.2021г. прокурором Ванинского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы администрации Веденева С.В.

Негативными последствиями указанных нарушений является засорение и загрязнение природной среды, создание пожароопасной обстановки, нарушение прав граждан на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Согласно п. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

При таких обстоятельствах, учитывая, что администрацией городского поселения «рабочий поселок Октябрьский» не были надлежащим образом реализованы функции управления в сфере использования и охраны земель, в нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствовал муниципальный контроль за территорией городского поселения, допущено нарушение требований противопожарной безопасности в границах городского поселения, суд приходит к выводу, что требования административного истца о признании незаконным бездействия, выразившееся неисполнении санитарных требований в области обращения с отходами на объектах размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский», возложении обязанности, подлежащими удовлетворению.

Обсуждая вопрос о сроке устранения нарушения, в части требований возложения на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанности произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»; по ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 и на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером , суд полагает необходимым установить срок 1 (один) год со дня вступления решения суда в законную силу, в части требований неисполнения санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: между ул. Штабная д. 2, ул. Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7 – один месяц со дня вступления решения суда в законную силу, при этом учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Ванинского района к администрации городского поселения «рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ванинского муниципального района, выразившееся неисполнении санитарных требований в области обращения с отходами на объекте размещения отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский: между ул. Штабная д. 2, Учебная, д. 1, с координатами N 49°03"44.7" Е 140° 14" 11.7; ул. Складская д. 18 и ул. Лазо с координатами N 49.049589, Е140.235411; на территории в районе ул. Степана Разина д. 1 п. Октябрьский, на земельном участке с кадастровым номером .

Возложить на администрацию городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский» обязанность в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: ул. Складская д. 18, ул. Лазо, с координатами N49.049589, Е140.235411 на территории в районе ул. Степана Разина д. 1, на земельном участке с кадастровым номером ; в течении одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу произвести санитарную очистку территории ликвидировать свалки бытовых отходов на территории городского поселения «Рабочий поселок Октябрьский»: между ул. Штабная, Учебная с координатами N 49°03"44.7" Е 140°14"11.7";.

Сообщить об исполнении решения по административному делу по административному иску Прокурора Ванинского района к городского поселения «рабочий поселок Октябрьский» Ванинского муниципального района - в Ванинский районный суд и административному истцу в срок до одного месяца со дня исполнения обязанности указанной в решении суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья

Ванинского районного суда Романько А.М.