ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-874/2022230013-01-2022-001123-24 от 25.04.2022 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-874/2022 23RS0013-01-2022-001123-24

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 25 апреля 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Соколенко А.В.,

при секретаре – Переверзевой Н.С.,

с участием административного истца Савельевой Т.А.,

представителя административного ответчика по доверенности Павличенко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Савельевой Т.А. к администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным промежуточного ответа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 21.02.2022,

установил:

Савельева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Гулькевичский район, в котором просит признать незаконным промежуточный ответ управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, формализованный в письме от 21.02.2022 ; обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район оказать муниципальную услугу в установленные законом сроки в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участках на кадастровом плане территории» утвержденным постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 .

Свои требования административный истец обосновала тем, что она, Савельева Т.А., является собственником объекта недвижимости, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером М.К. проведены работы по формированию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего площадь земельного участка установлена и составила 3 523 кв.м. (пояснительная записка и схема расположения земельного участка прилагается). 27.01.2022 в администрацию муниципального образования Гулькевичский район было направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района под объектом недвижимости. Согласно п.2.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержденного постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 (далее - административный регламент), результатом предоставления муниципальной услуги являются: постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - постановление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории); уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Согласно п.2.4 административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 18 дней со дня приема заявления. Срок приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством не предусмотрен. Так же в подразделе 2.10 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги. 21.02.2022 начальник управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район сообщает, что администрация муниципального образования Гулькевичский район прорабатывает возможность формирования и дальнейшее предоставление испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района (исх. от 21.02.2022). Письмо от 21.02.2022 начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район свидетельствует о формальном подходе уполномоченных органов к рассмотрению заявления, способствуют возникновению правовой неопределенности в отношении дальнейшей судьбы, как принадлежащих истцу объектов недвижимости, так и земельного участка, необходимого для их использования, создают истцу препятствия для реализации исключительного права на оформление землепользования. В соответствии с подп.3 п.1 ст.11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Согласно п.4 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. В подп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.20 названного кодекса. Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Подпунктом 5 п.1 ст.1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. До настоящего времени результат предоставления муниципальной услуги не получен, в связи, с чем считает, что административным ответчиком нарушены сроки предоставления муниципальной услуги, так как результат предоставления муниципальной услуги предусмотрен административным регламентом, а промежуточный ответ не предусмотрен. Письмо управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 21.02.2022 «О рассмотрении заявления» не может являться результатом предоставления муниципальной услуги, а следовательно муниципальная услуга административному истцу не предоставлена, что нарушает ее права, предусмотренные административным регламентом и действующим законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец Савельева Т.А. на удовлетворении иска настаивала по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Гулькевичский район по доверенности Павличенко А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Савельева Т.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. 27.01.2022 в администрацию муниципального образования Гулькевичский район истцом было направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района под объектом недвижимости. 21.02.2022 письмом начальника управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район Савельевой Т.А. сообщено, что администрация муниципального образования Гулькевичский район прорабатывает возможность формирования и дальнейшее предоставление испрашиваемого земельного участка в соответствии с градостроительной документацией Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского района. Истца указанный ответ не удовлетворил, в связи с чем, было подано указанное административное исковое заявление о признании незаконным промежуточного ответа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, от 21.02.2022. Между тем, управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район был рассмотрен вопрос о возможности утверждения схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Следует отметить, что ранее в администрацию муниципального образования Гулькевичский район поступило заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Администрацией муниципального образования Гулькевичский район в рамках предоставления муниципальной услуги была осуществлена публикация извещения, на которое откликнулись заинтересованные в приобретении земельного участка люди. В соответствии с п.п.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ была организована процедура по формированию земельного участка с целью дальнейшего предоставления с торгов. Установлено, что границы участка, расположенного по адресу: <адрес>, с заявлением об утверждении схемы расположения которого обратилась Савельева Т.А. пересекают границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отраженные в схеме, подготовленной администрацией муниципального образования Гулькевичский район в рамках ранее проводимой процедуры предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка. В соответствии с требованиями п.п.2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек. Письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 15.04.2022 Савельевой Т.А. было предложено рассмотреть возможность изменения конфигурации границ испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с имеющимися обращениями о приобретении земельного участка в конфигурации и площади, отличной от предложенной истцом. Согласно требованиям ст.ст.194, 128 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеются основания, предусмотренные ч.1 ст.128 настоящего Кодекса: если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, считает, что производство по административному исковому заявлению Савельевой Т.А. должно быть прекращено.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, находит, что требования административного истца Савельевой Т.А. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В целях реализации указанных конституционных предписаний ст.218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.11.2п.1 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из содержания подп.3 п.1 ст.11.3 ЗК РФ следует, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется наряду с иным в соответствии с утвержденной в порядке, определенном ст.11.10 настоящего Кодекса, схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст.11.10п.13 ст.11.10 ЗК РФ).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержденным постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019 заявителями на получение муниципальной услуги являются физические и юридические лица, в том числе землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков и иные заинтересованные лица либо их уполномоченные представители, действующие на основании доверенности.

В соответствии с п.2.2.3. и п.2.2.4 подраздела 2.2 административного регламента в процессе предоставления муниципальной услуги уполномоченный орган взаимодействует с:

отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования Гулькевичский район;

межмуниципальным отделом по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;

филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» территориальный отдел ;

Федеральным государственным унитарным предприятием «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»;

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органам, предоставляющим муниципальные услуги, установлен запрет требовать от заявителя осуществления иных действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги, и связанных с обращением в иные органы местного самоуправления, государственные органы, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением Совета муниципального образования Гулькевичский район.

Согласно п.2.3.1 административного регламента, результатом предоставления муниципальной услуги являются:

постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - постановление об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории);

уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с подразделом 2.4 административного регламента, общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 18 дней со дня приема заявления; срок приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством не предусмотрен; срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления муниципальной услуги, либо уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги, - не более 3 календарных дней со дня их подписания; срок возврата заявления не должен превышать 7 календарных дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов.

Так же в подразделе 2.10 административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Согласно подп.1 п.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании установлено, что Савельева Т.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

12.01.2022 кадастровым инженером М.К. проведены работы по формированию земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, в результате чего площадь земельного участка установлена и составила 3 523 кв.м.

Из пояснительной записки кадастрового инженера от 12.01.2022 следует, что он считает возможным установить границы земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного: <адрес>, на кадастровом плане территории Отрадо-Кубанского сельского поселения, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: блокированная жилая застройка: размещение жилого дома, имеющего одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами (количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним домом или соседними домами, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

27.01.2022 Савельева Т.А. обратилась в администрацию муниципального образования Гулькевичский район с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 3 523 кв.м., предназначенного для блокированной жилой застройки.

21.02.2022 в адрес Савельевой Т.А. направлено сообщение управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район «О рассмотрении заявления», согласно которому в соответствии с действующим законодательством, администрация муниципального образования Гулькевичский район прорабатывает возможность формирования и дальнейшее предоставление испрашиваемого ею земельного участка в соответствии с градостроительной документацией Отрадо-Кубанского сельского поселения Гулькевичского район. Даны соответствующие поручения управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район для подготовки сведений из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности по испрашиваемому Савельевой Т.А. земельному участку.

15.04.2022 в дополнение к ранее направленному письму от 21.02.2022 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район Савельевой Т.А. направлено сообщение о том, что в ходе проработки установлено, что ранее в администрацию муниципального образования Гулькевичский район поступило заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В рамках предоставления указанной муниципальной услуги, администрацией МО Гулькевичский район в установленных действующим законодательством источниках была осуществлена публикация извещения, на которое откликнулись заинтересованные в приобретении земельного участка люди. В связи с чем, администрацией МО Гулькевичский район в соответствии с пп.2 п.7 ст.39.18 ЗК РФ была организована процедура по формированию земельного участка, с целью дальнейшего предоставления с торгов. В ходе утверждения схемы расположения земельного участка, в адрес администрации МО Гулькевичский район поступило заявление Савельевой Т.А. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под квартирой, принадлежащей ей на праве собственности. Так установлено, что границы участка, в представленной Савельевой Т.А. схеме пересекают границы участка, отраженные в схеме подготовленной администрацией МО Гулькевичский район в рамках ранее проводимой процедуры предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка. Данное обстоятельство, является одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, регламентированных пп.2 п.16 ст.11.10 ЗК РФ. Учитывая изложенное, принимая во внимания поступившие обращения граждан о намерении приобрести земельный участок в конфигурации и площади отличной от предложенной Савельевой Т.А., в целях недопущения ущемления прав и интересов заинтересованных в участке лиц, а также недопущения ограничения конкуренции, предложено Савельевой Т.А. рассмотреть возможность изменения конфигурации границ и площади испрашиваемого земельного участка.

25.04.2022 Савельева Т.А. направила в адрес главы администрации муниципального образования Гулькевичский район сообщение о том, что инициированная администрацией процедура предоставления в аренду земельного участка, площадью 2 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и публикация извещения о процедуре предоставления этого земельного участка в аренду в средствах массовой информации, носят противозаконный характер, так как согласно выписки из ЕГРП данный земельный участок принадлежит на праве собственности ее мужу С.В. и двум малолетним детям С.А., С.С.

В соответствии с ч.3 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами местного самоуправления.

Судом установлено, что 27.01.2022 административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В Ответ на заявление 21.02.2022 управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район направлено сообщение «О рассмотрении заявления». 15.04.2022 направлено сообщение к ранее направленному ответу на заявление «О рассмотрении заявления». Между тем, содержание указанных решений уполномоченного органа, сводится лишь к формализованному разъяснению о возможности формирования и дальнейшего предоставления запрашиваемого административным истцом земельного участка. Отсутствуют указания пункта статьи Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым формируется и предоставляется земельный участок и не содержит оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, установленные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление административного истца о предоставлении муниципальной услуги, административным ответчиком не рассмотрено по существу, поскольку из положений установленных административным регламентом, результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории либо уведомление об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Административным истцом, результат предоставления муниципальной услуги не получен, сроки предоставления муниципальной услуги, административным ответчиком нарушены. Письмо управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 21.02.2022 «О рассмотрении заявления» не может являться результатом предоставления муниципальной услуги, соответственно муниципальная услуга административному истцу не оказана, что нарушает ее права, предусмотренные административным регламентом и действующим законодательством Российской Федерации.

Доводы представителя административного ответчика о необходимости прекращения производства по данному делу не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что муниципальным органом нарушено право Савельевой Т.А., которое подлежит восстановлению путем повторного рассмотрения административным ответчиком по существу заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Савельевой Т.А. к администрации муниципального образования Гулькевичский район о признании незаконным промежуточного ответа управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 21.02.2022 – удовлетворить.

Ответ управления имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район от 21.02.2022 «О рассмотрении заявления» об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 3 523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, - признать незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Гулькевичский район оказать Савельевой Т.А. муниципальную услугу, в установленные законом сроки, в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участках на кадастровом плане территории» утвержденным постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 22.04.2019.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 29.04.2022.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко