...
№ 2а-875/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2017 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шукшиной Л.А.,
при секретаре Обединой Е.А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,
представителя административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, наложению обязанности включения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, наложению обязанности включения.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ОБЩЕСТВО» и ООО «СУ-13» (застройщик) заключен предварительный договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома, объектом которого является двухкомнатной квартиры (строительный №), общей площадью 58,4 кв.м., расположенной на четвертом этаже в 18-ом подъезде 12-ти этажной части 10-12-13-16 этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, первая очередь. ООО «СУ-13» обязалось заключить с ООО «ОБЩЕСТВО» в случае полного и надлежащего выполнения ООО «ОБЩЕСТВО» своих обязательств и после получения от уполномоченных органов разрешения на строительство объекта заключить договор долевого участия в строительстве объекта.
Впоследствии 18.06.2010 в Арбитражный суд Томской области поступило заявление о признании должника. ООО «СУ-13» несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Томской области от 13.10.2011 по ходатайству должника определено применять по делу № А67-4252/2010 о признании несостоятельным (банкротом) ООО «СУ-13» правила параграфа 7 главы IX Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.07.2011 № 210-ФЗ) о банкротстве застройщиков. Решением Арбитражного суда Томской области от 15.12.2011 ООО «СУ-13» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Томской области от 16.04.2012 конкурсным управляющим должника утвержден ФИО4
Определением Арбитражного суда Томской области от 16.08.2012 в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «СУ-13» включено требование ООО «ОБЩЕСТВО» о передаче двухкомнатной квартиры (строительный №), общей площадью 58,4 кв.м, расположенной на четвертом этаже в 18-ом подъезде 12-ти этажной части 10-12-13-16 этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, первая очередь, сумма, уплаченная по договору, предусматривающему передачу жилого помещения составляет 2 569 600 рублей, неисполненные обязательства перед застройщиком - отсутствуют. Определением Арбитражного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена в реестре требований о передаче жилых помещений ООО «СУ-13» ООО «ОБЩЕСТВО» на правопреемника ФИО1
ООО «СУ-13» свои обязательства по передаче вышеназванного объекта ФИО1 в собственность не исполнило.
В соответствии ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан», Приказом Департамента Архитектуры и строительства Томской области от 03.02.2012 № 4-п ФИО1 направила заявление в Департамент Архитектуры и строительства Томской области с просьбой включить в список граждан денежные средства, которых привлечены для строительства проблемного объекта (многоквартирных домов) строящихся по адресу: <адрес> реестра проблемных объектов на территории г. Томска, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Однако решением Департамента архитектуры и строительства Томской области от ДД.ММ.ГГГГ во включении ФИО1 в этот реестр было отказано на том основании, что она не подпадает под критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших.
Вместе с тем, целый ряд лиц, заключивших аналогичные договоры, были включены в указанный реестр. С отказом не согласна, поскольку решение Департамента архитектуры и строительства Томской от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права административного истца и не соответствует требованиям действующего законодательства. Считает, что предварительный договор долевого участия в строительстве многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ подпадает под действие ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; его правомерность подтверждена постановлениями арбитражных судов; является достоверно установленным факт просрочки застройщиком, привлекшим денежные средства ООО «Левкад» (правопреемником которого является истец) для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед ним более чем на девять месяцев.
При таком положении у Департамента архитектуры и строительства Томской области отсутствовали основания для отказа мне во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В судебное заседание административный истец направила представителя ФИО2
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд определил о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившегося административного истца.
Представитель административного истца в судебном заседании дала аналогичные иску пояснения. Дополнительно пояснила, что предварительный договор участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ был утерян, ответчику представлялась копия без оригинала. Также не был представлен оригинал протокола № результатов приема заявок и итогов продажи публичным предложением. Также подтвердила, что не представлялись платежные документы по квартире № (лот № 3 в протоколе №), а были представлены платежные документы по лоту № 2.
Представитель административного ответчика Департамента архитектуры и строительства Томской области в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам решения от ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что решение принято по основаниям Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан». Административным истцом не были представлены оригиналы предварительного договора и протокола результатов приема заявок. Также были представлены платежные документы не на ту квартиру, на лот № 3 (квартира №) платежные документы не представлялись.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Отношения, связанные с защитой прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области, регулируются также Законом Томской области № 58-ОЗ от 14.04.2011 «О защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Томской области» (статья 1).
В силу части 2 статьи 1 ФЗ от 30.122004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.В соответствии с частью 7 статьи 23 этого Федерального закона контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра таких граждан» утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
На основании подпункта 9 пункта 2 Приложения № 1 к данному Приказу критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются, в частности, ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Согласно вышеназванным Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших является просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п. 3 ч. 2 Критериев, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.09.2013 № 403).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.12.2013, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», в том числе меры ответственности, им предусмотренные.
Департамент архитектуры и строительства Томской области (далее - Департамент) является уполномоченным органом Администрации Томской области по осуществлению контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Томской области в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон)
Руководствуясь Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (далее - Приказ), Департамент рассмотрел поступившее ДД.ММ.ГГГГ заявление «О включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» от ФИО1 (далее - Заявитель) с приложениями (согласно расписке № от ДД.ММ.ГГГГ).
К настоящему заявлению Заявитель приложил копии следующих документов:
- предварительного договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СУ-13» и ООО «ОБЩЕСТВО»;
- протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ результатов приема заявок и итогов продажи публичными предложениями по лоту № 1, 2, 3;
- договора № уступки прав (цессии) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «ОБЩЕСТВО» и Заявителем.
В решении Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что в нарушении пункта 10 Раздела III Приложения № 2 Приказа копии предварительного договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «СУ-13» и ООО «ОБЩЕСТВО», и протокола от ДД.ММ.ГГГГ№ результатов приема заявок и итогов продажи публичными предложениями по лоту № 1, 2, 3, представлены без предъявления оригиналов.
Данный вывод административного ответчика в ходе судебного разбирательства опровергнут не был. Порок в документах отражен в расписке о принятии документов к рассмотрению от ДД.ММ.ГГГГ. Суду оригиналы или надлежащие копии таких документов также не представлены.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СУ-13» и ООО «ОБЩЕСТВО» заключен предварительный договор участия в долевом строительстве, согласно которому стороны договорились о подготовке и заключении в последующем договора участия в долевом строительстве жилого дома, по которому ООО «ОБЩЕСТВО» обязуется осуществить финансирование строительства, а ООО «СУ-13» осуществить с привлечением подрядчиков строительство жилого дома с объектами обслуживания и гаражами-стоянками по адресу: <адрес> (строительный адрес), 1-я очередь (подъезды с 10 по 22), и выделить в натуре и передать участнику его долю в виде двухкомнатной квартиры (строительный №) общей площадью 58,4 кв.м. на 4-м этаже в 18-ом подъезде в 12-ти этажной части 10-12-13-16-ти этажного 22-подъездного кирпичного, жилого дома по адресу: <адрес>, 1-я очередь.
Таким образом, предметом отношений выступает право требовать от Застройщика заключения в последующем договора участия в долевом строительстве Объекта, а не обязанность Застройщика передать Объект долевого строительства.
Согласно указанному предварительному договору ориентировочный срок передачи ООО «СУ-13» ООО «ОБЩЕСТВО» квартиры- IV квартал 2010.
Цена предварительного договора участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ составляет 2 569 600 рублей.
В решении Департамента от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что документы, подтверждающие оплату по указанному предварительному договору, не представлены.
С этим доводом ответчика согласилась в судебном заседании представитель истца, подтвердив, что копия платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ и копия квитанции от ДД.ММ.ГГГГ касаются иного объекта – квартиры № (лот № 2).
Суду также не представлены документы, подтверждающие оплату по указанному предварительному договору.
Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ№ результатов приема заявок и итогов продажи публичным предложением по лоту № 1, 2, 3, по лоту № 3 - право требования о передачи двухкомнатной квартиры (строительный №), общей площадью 58,4 кв.м., расположенной на четвертом этаже в 18-ом подъезде 12-ти этажной части 10-12-13-16-этажного 22-подъездного кирпичного жилого дома по строительному адресу: <адрес>, первая очередь, включенного в реестр о передаче жилых помещений ООО «СУ-13», определен победитель - Заявитель. Начальная цена лота № 3 - 40 400 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между Заявителем и ООО «ОБЩЕСТВО» заключен договор № уступки прав (цессии), согласно которому ООО «ОБЩЕСТВО» уступает Заявителю право (требование), принадлежащее ему на основании обязательства должника по договору долевого участия в строительстве от ДД.ММ.ГГГГ на передачу жилого помещения (строительный №), а Заявитель принимает такое право. Цена указанного договора уступки прав (цессии) составляет 40 400 рублей. В счет частичной оплаты засчитывается задаток 2 020 рублей участие в торгах. Оплата оставшейся по настоящему договору суммы 38 380 рублей производится в течение 30 дней с момента подписания настоящего договора соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ оплата в размере 40 400 рублей произведена за лот № 2 согласно протоколу №ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в ходе рассмотрения заявления с приложенными документа был выявлен факт предоставления Заявителем документов не в полном объеме, в том числе, Заявителем не представлены документы, подтверждающие оплату по указание договору уступки прав (цессии).
Тем самым, Департаментом в решении от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указано, что Заявитель не соответствует установленным критериям, так как не заключал договор с лицом, привлекшим денежные средства на строительство многоквартирного дома в <адрес> (1-я очередь), денежные средства Заявителя не привлекались на строительство указанного дома, не имеется просроченных обязательств перед Заявителем по сделке. Заявителем также не представлены документы согласно подпункту 3 пункта 10 Раздела III Приложения № 2 к Приказу.
На основании подпунктов 1, 2, 4 пункта 14 Раздела IV Приложения № 2 Приказа, а именно несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 Раздела III Приложения № 2 Приказа; привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона после вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Департаментом принято законное и обоснованное решение об отказе во включении ФИО1 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления к Департаменту архитектуры и строительства Томской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в реестр граждан, денежные средства которых привлечены для строительства проблемного объекта, наложению обязанности включения - ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
...
...
Судья: Л.А.Шукшина
...
...
...
...
...