РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 15 октября 2018 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Нургалиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании решения об аннулировании извещения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании решения об аннулировании извещения незаконным, в обоснование доводов указав, что им 14 марта 2018 г. подано заявление на участие в аукционе, однако 11 апреля 2018 г. письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области ему сообщено, что аукцион на право заключения договора аренды земельного участка проводиться не будет. Полагает ссылку ответчика на п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ незаконной, поскольку в ней не предусмотрено оснований для аннулирования извещения о проведении торгов, в связи с чем просит признать данное решение признать незаконным и отменить.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уполномочил на представление интересов ФИО2
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просил его удовлетворить, указав, что земельному участку присвоен адрес, обращает внимание, что в регистрационном деле отсутствует решение об аннулировании извещения как процессуального акта.
Представитель административного ответчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований.
В представленных возражениях указано, что план планировки территории на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не был утвержден, в соответствии с п.2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение опубликованное на официальном сайте (torgi.gov.ru) за № от 14.03.2018 г., а также на официальном сайте комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» от 14.03.2018 г. о возможности предоставления в аренду земельного участка по адресу: <адрес> было аннулировано, соответственно, аукцион на право заключения договора аренды данного земельного участка не проводился.
В дополнительных возражениях административный ответчик ссылается, что 5 марта 2018 г. от администрации МО «Приволжский район» Астраханской области поступило письмо, что представленную схему расположения земельного участка рекомендовано рассматривать после разработки проекта планировки и межевания территории. Указывает и на то, что в настоящее время документация по планировке территории в границах <адрес> находится на утверждении.
Третье лицо – ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, уполномочил на представление его интересов ФИО5
Представитель третьего лица ФИО4 – ФИО5 в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица – Приволжское БТИ – ФИО6 в судебном заседании оставил разрешение требований на усмотрение суда.
С учетом требований статей 150, 151 КАС Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2).
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу требования ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая - либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 63 Устава муниципального образования «Приволжский район», принятого в новой редакции Решением Совета муниципального образования «Приволжский район» от 29 декабря 2014 № 29 Комитет по управлению муниципальным имуществом района является юридическим лицом, от имени района приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (ч.1 ст. 63 Устава); обеспечивает эффективное управление, распоряжение, а также рациональное использование муниципального имущества и земельных ресурсов в пределах границ муниципального образования «Приволжский район» (п.3 ч.4 ст. 63 Устава).
Председатель Комитета издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Комитета, утверждает инструкции, дает указания по вопросам деятельности Комитета и проверяет их исполнение (п.16 ч.4 ст. 64 Устава).
В соответствии с подпуктом 3.1.5 пункта 3 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, утвержденного решением Совета МО «Приволжский район» от 25 января 2017 г. № 115 Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия, в том числе, в области земельных отношений – управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и предоставление земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального образования «Приволжский район», государственная собственность на которые не разграничена, в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления муниципального района законами РФ, Законами и иными нормативно-правовыми актами Астраханской области и муниципальными правовыми актами.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области 14 марта 2018 г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно схеме расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
14 марта 2018 г. ФИО1 обратился также с заявлением о разрешении участия в аукционе на участок, расположенный в <адрес>
20 марта 2018 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО1 сообщено, что извещение о предоставлении, указанного в схеме земельного участка опубликовано на официальном сайте (torgi.gov.ru) и на официальном сайте уполномоченного органа.
11 апреля 2018 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области ФИО1 сообщено со ссылкой на п.2 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, что извещение, опубликованное на официальном сайте (torgi.gov.ru) № от 14 марта 2018 г., а также на официальном сайте Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области от 14 марта 2018 г. о возможном предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес> аннулировано, аукцион на право заключения договора аренды данного земельного участка проводиться не будет.
Указанное извещение оформлено в виде информации.
6 апреля 2018 г. в указанный реестр внесены изменения об отмене торгов по всему извещению.
Согласно п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
- границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (п.1);
- на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (п.2);
- в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений (п.3);
- земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (п.14).
Кроме того, в соответствии с п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Однако, 20 марта 2018 г. ФИО4 сообщено, что его заявление о предоставлении земельного участка по адресу: Астраханская область, приволжский район, с. Осыпной Бугор, для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на необходимость опубликования извещения о предоставлении данного земельного участка. При этом обращено внимание, что если в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка поступит еще одно заявление, то в отношении такого земельного участка будет проводиться аукцион по продаже вышеуказанного земельного участка на торгах.
В силу ч.1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Комитет по управлению муниципальному имуществом администрации опубликовал 14 марта 2018 г. информацию о возможности предоставления земельного участка, из категории земель населенных пунктов, декларированной площадью 804 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в аренду с разрешенным использованием «отдельно стоящие односемейные дома с участками».
В силу ч.4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
ФИО1 обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области 14 марта 2018 г. с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка согласно схеме расположения земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>.
14 марта 2018 г. ФИО1 обратился также с заявлением о разрешении участия в аукционе на участок, расположенный в <адрес>
В дальнейшем согласно требований закона, предусмотренных в ч.7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, аннулирование извещение противоречит предусмотренному для этих целей порядку, поскольку при отказе заявителю, в данном случае ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона, чего не было сделано Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Приволжский район».
Ссылка на отсутствие утвержденной схемы планировки территории является не состоятельной, поскольку законом регламентирован порядок разрешения заявления при ее отсутствии.
Однако, при этом ФИО4 сообщается еще 24 января 2018 г. письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о том, что принятие решения по вопросу об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приостановлено до разработки на вышеуказанный земельный массив проекта планировки и межевания территории, - то есть до выставления информации о возможности предоставления земельного участка.
22 февраля 2018 г. постановлением администрации МО «Село Осыпной Бугор» формируемому земельному участку, площадью 804 кв.м., присвоен адрес: <адрес>
5 марта 2018 г. ФИО4 сообщено, что принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приостановлено до разработки и утверждении проекта планировки и межевания территории на вышеуказанный земельный массив.
Указанные обстоятельства отражены в письме главы администрации МО «Приволжский район» Астраханской области от 5 марта 2018 г. № 965.
Как следует из ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В частности следует уточнять, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
При этом судом учитываются положения п.10 Регламента официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 03.06.2015 № 195, организатор торгов несет ответственность за действия, совершаемые от его имени на официальном сайте торгов, а также за достоверность размещаемой на официальном сайте торгов информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, к каковым относится и Комитет по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области о признании решения об аннулировании извещения незаконным, - удовлетворить.
Признать незаконным решение об аннулировании извещения, опубликованное на официальном сайте (torgi.gov.ru) № от 14 марта 2018 г., на официальном сайте Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области от 14 марта 2018 г. о возможном предоставлении в аренду земельного участка по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 октября 2018 г.
Судья Н.А. Колчина