Мотивированное решение составлено 19 марта 2019 года
Дело № 2а-875/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
Председательствующего судьи Лазаревой М.И.
При секретаре Кузиковой Н.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, архитектору Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче уведомления на строительство индивидуального жилого дома, обязании выдать уведомление,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование, что 18 декабря 2018 года, он обратился в администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилого строительства на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке площадью 255 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №.
24 декабря 2018 года истец получил из администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в виду того, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границах территориальной зоны многофункциональной общественной жилой застройки ОЖ74/02. Градостроительным регламентом указанной зоны не предусмотрено вида разрешенного использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства.
С данным решением истец не согласен, поскольку с 04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в настоящее время получения разрешения на строительство индивидуальных жилых домов не требуется.
Кроме того, земельный участок истца имеет специальный режим использования, предусмотренный ч. 8 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключение случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Однако отказ администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону не имеет ссылки на препятствие строительств, по причине опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
По мнению истца, отказ районной администрации нарушает право истца на использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом его использования, поскольку он лишен возможности осуществить строительство жилого дома на земельном участке.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, административный истец просит суд признать незаконным отказ Администрации Ленинского района г.Ростова-на-Дону от 24 декабря 2018 года в выдаче уведомления на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, кадастровый номер №. Обязать Администрацию Ленинского района г.Ростова-на-Дону выдать уведомление на строительство индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, кадастровый номер №.
ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3 в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным административном исковом заявлении, просили удовлетворить. Пояснили, что у ФИО1 и его супруги отсутствует жилое помещение на праве собственности, они проживают у матери супруги истца, имеют в составе своей семьи троих несовершеннолетних детей, которые проживают в одной комнате. В случае, если ФИО1 будет выдано соответствующее уведомление на строительство жилого дома, детям истца будет обеспечено достойное проживание. Вместе с тем, на соседних земельных участках, которые также находятся в зоне ОЖ74/02, расположены индивидуальные жилые дома. Избирательное отношении районной администрации к гражданам нарушает права административного истца.
Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просила в иске отказать, ссылаясь на соответствие оспариваемого отказа положениям действующего законодательства.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Основополагающие нормы о полномочиях органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов в области градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8). К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области градостроительной деятельности отнесена, в частности, выдача разрешений на строительство (пункт 5 части 3 статьи 8).
В соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
На основании п.7 той же статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Согласно статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как определено в статье 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При этом из системного толкования норм части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ следует принцип первичности генерального плана поселения, городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Таким образом, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 255 кв. м, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 8-10).
18 декабря ФИО1 обратился в Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №.
24.12.2018 административный истец получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Причиной выдачи указанного уведомления явилось следующее: в соответствий с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденными Решением ФИО5 от 26.04.2011 № 87, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в границам территориальной зоны многофункциональной общественно-жилой застройки ОЖ/4/02. Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны не предусмотрено вида разрешенного использования земельных участков: для индивидуального жилищного строительства.
Не согласившись с отказом, ФИО1 оспорил его в суде.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, применив вышеприведенные положения действующего земельного и градостроительного законодательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого административным истцом решения районной администрации.
Так, судом достоверно установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, имеющего вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома. В судебном заседании административный истец также пояснил, что приобрел земельный участок по договору купли-продажи свободным от размещенных на нем строений и сооружений. В настоящее время на земельном участке также ничего не располагается, он является свободным.
Из материалов дела также следует, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны многофункциональной общественно-жилой застройки ОЖ/4/02.
Решением ФИО5 от 26.04.2011 г. № 87 «О принятии «Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону» утверждены градостроительные регламенты и положение о порядке их применения.
В перечне видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков градостроительного регламента территориальной зоны многофункциональной общественно-жилой застройки ОЖ/4/02 не предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка: для эксплуатации индивидуального жилого дома.
На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Вместе с тем, согласно ч. 9 вышеуказанной нормы реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В силу абз. 6 п. 4 ст. 85 ЗК РФ строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться с установленными градостроительными регламентами.
Поскольку строительство новых объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки не предусмотрен такой вид разрешенного использования, будет противоречить действующему земельному и градостроительному законодательству.
При таких обстоятельствах у районной администрации имелись законные основания для выдачи ФИО1 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Доводы административного истца об отсутствии у него и членов его семьи принадлежащего на праве собственности жилого помещения, о размещении на соседних земельных участках индивидуальных жилых домов, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения для правильного разрешения данного административного дела.
При установленных судом обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое ФИО1 решение районной администрации его прав и законных интересов не нарушает, следовательно, признанию незаконным не подлежит.
Кроме того, судом учитывается, что ФИО1 в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ не лишен права обратиться в органы местного самоуправления с предложением о внесении изменений в документы территориального градостроительного зонирования; а в силу п. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ - оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Принимая во внимание вышеизложенные, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, архитектору Ленинского района г. Ростова-на-Дону ФИО2 о признании незаконным отказа в выдаче уведомления на строительство индивидуального жилого дома, обязании выдать уведомление, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий