ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-876/2022 от 16.03.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

с участием административного истца ФИО1 , представителя административного истца ФИО2 , допущенного к участию в деле на основании письменного ходатайства административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Иркутского государственного технического университета от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика ФИО3 , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Байкальского государственного университета экономики и права от ДД.ММ.ГГГГ, служебное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-876/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании решения о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, незаконным и его отмене, возложении обязанности исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, в котором просит признать незаконным с момента принятия и отменить решение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; обязать Министерство юстиции Российской Федерации исключить его из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Административные исковые требования мотивированы тем, что решением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации ФИО1 А.В. был включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Указывает, что он является кандидатом политических наук, доцентом, шесть лет являлся заместителем декана исторического факультета Иркутского государственного университета, имеет благодарность Губернатора Иркутской области, почетную грамоту мэра города Иркутска, награжден нагрудным знаком «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации», в 2018 году признан лучшим журналистом города Иркутска с вручением почетного знака «Золотая запятая» и победителем регионального конкурса «Байкальская пресса» в номинации «Лучший корреспондент сетевых СМИ», почти двадцать лет ведет краеведческие проекты, один из которых «Прогулки по старому Иркутску», признан лучшим региональным проектом в области краеведения экспертами «Книги рекордов Иркутской области». О присвоенном статусе ФИО1 стало известно из публикаций в СМИ и вышеуказанного реестра. В уведомлении Минюста России о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, от ДД.ММ.ГГГГ, полученном административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, было указано, что соответствующее решение принято на основании частей 3 и 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации». ФИО1 была предпринята попытка получить текст решения от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в реестр, однако Минюст России письменно отказал в его выдаче, сославшись на то, что выдача копии такого документа не предусмотрена Порядком формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец с указанным решением Минюста России не согласен, считает его незаконным, необоснованным, существенно нарушающим его права и свободы, а также противоречащим основополагающим нормам международного права и практике их применения, которые являются обязательными для российский судов в силу положений части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Полагает, что распоряжение Минюста России о признании административного истца иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, принято с существенным нарушением его прав, гарантированных статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 10, 14, 18 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции. Считает, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и возложение на него обязанностей по предоставлению отчетов в Минюст России о своей деятельности, о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, а также размещению их в сети «Интернет» или представлению российским средствам массовой информации для опубликования, нарушает его права на неприкосновенность частной жизни, гарантированные статьей 8 Европейской Конвенции. В настоящее время административный истец под риском административного и уголовного преследования должен предоставлять дополнительную отчетность и ставить в известность государство обо всех своих финансовых операциях, в том числе о том, сколько было потрачено денежных средств на личные цели (покупку продуктов, одежды, лекарственных средств и т.д.). Полагает, что наделение его статусом иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, значительно ограничивает свободу его деятельности и наделает его дополнительными обязанностями, в частности сопровождать сообщения и материалы любого характера, в том числе личного, распространяемые, среди прочего, на персональных (личных) страницах в социальных сетях, указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Причем такая пометка должна соответствовать требованиям, установленным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от ДД.ММ.ГГГГ, указана в начале каждого материала под заголовком, размер шрифта должен быть вдвое больше, чем текст материала, цвет пометки должен быть контрастным фону и т.д. Одни раз в полгода ФИО1 обязан предоставлять в Минюст России отчет о своей деятельности, а также размещать его в сети «Интернет» или представлять российским средствам массовой информации для опубликования; ежеквартально предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества; зарегистрировать юридическое лицо в течение одного месяца после включения в реестр и уведомить об этом Минюст России, после чего созданное юридическое лицо также вносится в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, и на него возлагаются соответствующие обязанности. Неисполнение возложенных обязанностей влечет риск привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.34.-1 КоАП РФ, а также к уголовной ответственности по части 2 статьи 330.1 УК РФ. Полагает, что наделение указанным статусом лица фактически является наклеиванием унизительного и позорного ярлыка, который не позволяет осуществлять в полной мере свои гражданские права рядовому гражданину, представителю гражданского общества, участвующему в общественной жизни. Кроме того, указание истцом пометки о своем статусе на каждом его сообщении и материале автоматически искажает их суть и содержание, меняет их восприятие аудиторией и подрывает доверие общественности к сообщаемой им информации. Статус иностранного агента у любого гражданина способен создать серьезные проблемы при трудоустройстве. Утверждает, что внесение его в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, является несоразмерным вмешательством в его права, гарантированные статьей 29 Конституции Российской Федерации и статьей 10 Конвенции, в том числе, в право распространять информацию и идеи по всем вопросам, представляющим общественный интерес, и право общественности на получение такой информации. Считает, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, привело к нарушению российскими властями статьи 14 Конвенции в сочетании со статьями 8, 10 Конвенции, статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции. Обращает внимание на то, что он является гражданином Российской Федерации, известным общественным деятелем города Иркутска и Иркутской области, и находится в сравнимом положении с другими российскими экспертами и общественными деятелями, получающими финансирование из российских источников. Однако вмененная ему обязанность маркировать все без исключения размещенные им сообщения и материалы пометкой «иностранный агент», имеющей явно отрицательную коннотацию и воспринимаемой общественностью как «враг», работающий против государственных интересов, предусматривают иное отношение к нему по сравнению с российскими гражданами и общественными деятелями, находящимися в сравнимом положении, но получающими только российское финансирование в рамках своей профессиональной и общественной деятельности. Помимо этого на административного истца в связи с наделением его спорным статусом возложена обязанность по предоставлению отчетности о деятельности и расходовании денежных средств, учреждению юридического лица, которое также будет внесено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, а, соответственно, проведению аудита и предоставлению той же отчетности о деятельности созданного им юридического лица в Минюст России, и другие обременения и ограничения, в том числе риск привлечения к административной и уголовной ответственности. При этом административный истец вынужден тратить собственные средства на создание и поддержание деятельности созданного им юридического лица, проведение ежегодного аудита и предоставление отчетности. Такие требования создают серьезные финансовые и организационные обременения. Утверждает, что меры, вынудившие его фактически отказаться от существенной части дохода, которая могла быть потрачена на личные цели или независимое освещение общественно важных вопросов, не могут преследовать законную цель «общественного интереса» в демократическом обществе, такие меры в любом случае являются непредсказуемыми и чрезвычайно несоразмерными. Полагает, что различное обращение государства к нему по сравнению с другими российскими гражданами, представителями гражданского общества, участвующими в деятельности различных общественных организаций, получающими финансирование из российских источников, не соответствует критериям разумности и соразмерности. Также считает, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, носит политически мотивированный характер в связи с активным независимым освещением им общественно значимых вопросов, критикой действий и решений власти, проведением независимого наблюдения за выборами, что является нарушением статьи 18 Конвенции в сочетании со статьями 8, 10 Конвенции и статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции. Полагает, что наделение его спорным статусом и возложение на него дополнительных обязанностей существенно ограничивает его профессиональную деятельность, нарушает его гражданские и политические права, создает препятствия в их осуществлении. Согласно действующему законодательству административный истец, как гражданин Российской Федерации, итак должен был ежегодно предоставлять уполномоченным органам сведения о своей деятельности и финансировании. Однако необоснованное включение его в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, и в связи с этим возложение на него дополнительных обязанностей, призвано снизить его активность, создать препятствия в реализации им своего права на свободу слова, свободу массовой информации, подорвать его репутацию в российском информационном пространстве. Утверждает, что вмешательство Минюста России в его деятельность не имело целью защитить охраняемые государством интересы от его какой-либо противоправной деятельности, как и не преследовало иную законную цель. По мнению административного истца, такое вмешательство в его деятельность носит явно политический характер, что является нарушением статьи 18 Конвенции в сочетании со статьями 8, 10 Конвенции и статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции.

Административный истец ФИО1 , представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Министерства иностранных дел Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено надлежащим образом.

Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 61, 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

В силу требований пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконным решения (распоряжения) Министерства юстиции Российской Федерации возможно лишь при несоответствии его нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством юстиции Российской Федерации в адрес ФИО1 направлено уведомление , которым ФИО1 проинформирован о принятом Минюстом России решении с разъяснением ему установленных законодательством требований. Данное уведомление получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с решением (распоряжением) Министерства юстиции Российской Федерации, административный истец обратился в суд.

Разрешая административные исковые требования, суд учитывает следующее.

Как следует из статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», физическое лицо может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), и получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников.

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (Министерством юстиции Российской Федерации), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (Министерством иностранных дел Российской Федерации).

Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

16 октября 2020 года вступил в силу Порядок формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденный приказом Минюста России от 24.09.2020 № 216 (далее по тексту - Порядок).

Формирование и ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

Реестр формируется на основе документированной информации, предоставляемой лицами, указанными в пункте 2 Порядка, и органами государственной власти Российской Федерации (пункт 4 Порядка).

Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми, доступ к ним предоставляется путем размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» информации, содержащейся в реестре на электронных носителях.

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, информация о которых включена в реестр, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (пункт 7 Порядка).

Решение о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (пункт 8 Порядка).

Основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации (пункт 9 Порядка).

Распоряжение о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Порядка, издается Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения согласования Министерства иностранных дел Российской Федерации (пункт 11 Порядка).

Уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации (пункт 14 Порядка).

Сведения о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в сети «Интернет» не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка (пункт 16 Порядка).

Основанием для включения ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, послужили следующие обстоятельства.

В Минюст России ДД.ММ.ГГГГ из Федеральной службы по финансовому мониторингу поступила информация о получении ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежных средств из иностранного источника. На счет ФИО1 , открытый в ПАО «Сбербанк», поступило: ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией 15 000 рублей от ФИО4 (паспорт иностранного гражданина ), ДД.ММ.ГГГГ 1 операцией 15 000 рублей от иностранного физического лица ФИО5 Савриддина (паспорт иностранного гражданина ).

Как следует из представленной ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда ГУ МВД России по Иркутской области информации, ФИО4 и ФИО5 Савриддин являются гражданами Республики <данные изъяты>.

ФИО1 в судебном заседании оспаривал получение вышеуказанных денежных средств от иностранных лиц.

Однако в административном исковом заявлении ФИО1 указывает на то, что для выполнения своей общественной миссии – стоять на страже общественных интересов – представители прессы и общественных организаций должны иметь возможность доступа к различным источникам финансирования, именно их разнообразие, а не национальное происхождение, является в демократическом обществе залогом независимости получателей денежных средств. Фактически он вынужден отказаться от существенной части дохода, которая могла быть потрачена на личные цели или независимое освещение общественно важных вопросов. Тем самым подтверждает факт получения иностранного финансирования.

Представленные административным истцом выписки о состоянии вклада ФИО1 за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по счету , открытому в ПАО Сбербанк, не опровергают факт получения ФИО1 денежных средств в вышеуказанном размере от иностранных лиц, и не свидетельствуют об отсутствии иных счетов, открытых на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк.

Вопреки доводам административного истца и его представителя факт иностранного финансирования ФИО1 подтвержден достоверным, относимым и допустимым доказательством.

По сведениям Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), поступившим в Минюст России ДД.ММ.ГГГГ в виде справки о распространении ФИО1 печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, политолог, кандидат политических наук, историк, главный редактор иркутского сетевого издания «Глагол38» (https://glagol38.ru/, ЭЛ № ФС 77 - 76288 от ДД.ММ.ГГГГ). Координатор регионального отделения общероссийского общественного движения в защиту прав избирателей «Голос» в Сибири (не имеет статуса юридического лица). Общероссийское общественное движение в защиту прав избирателей «Голос» (https://www.golosinfo.org/) ДД.ММ.ГГГГ внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. ФИО1 выступает учредителем и директором Иркутской школы публичной политики (ИНН <***> «Фонд Иркутский союз библиофилов», ранее организация называлась «Байкальский региональный фонд гражданских инициатив «Открытая Россия-Иркутск»). В 2004-2007 гг. ФИО1 был членом политсовета регионального отделения политической партии «Союз правых сил». С 1996 г. занимается интеллектуальными проектами в клубе молодых ученых «Альянс» (http://cluballiance.ru/), с 2005 г. является его президентом. Член Общественной палаты города Иркутска. С 2019 г. является ведущим программы «Время вопросов» на «АИСТ». Автор более 100 научных работ (https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004327788.pdf), соавтор монографий «Законодательное собрание Иркутской области IV созыва в лицах: от назначения губернатора до проекта агломерации» и «Городское самоуправление в Иркутске: 220 лет». Читает курсы: «Социальная стратификация», «Тоталитаризм», «Принятие внешнеполитических решений», «Содружество независимых государств», «Современная политика Российской Федерации», «Политическая психология». ФИО1 ведет еженедельную колонку «Среда ФИО1 » в СИ «Глагол38» (https://glagol38.ru/authors/21). Являлся приглашенным гостем в программах «Может ли работодатель следить за сотрудниками в соцсетях? Координатора «Голоса» пытаются уволить из университета» и «Выборы 13 сентября: особенности и перспективы» на радио «Эхо Москвы» (https://echo.msk.ru/guests/818658-echo/). Личные страницы в социальных сетях: «Facebook» https://www.facebook.com/alexey.petrov.790 7,7 тыс. подписчиков; «ВКонтакте» https://vk.com/alexey_petrov1975 4,2 тыс. подписчиков; «Instagram» https://www.instagram.com/petrov.media/ около 500 подписчиков; https://www.instagram.com/alexey_petrov_irk/ 4,4 тыс. подписчиков; «YouTube» https://www.youtube.com/channel/UC9RVQ8Rs1TPvyX-Op5z2t8A 1,2 тыс. подписчиков. Сведениями о распространении ФИО1 материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также о его участии в создании таких материалов Роскомнадзор не располагает.

В своих пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства по делу, ФИО1 информацию, изложенную в справке, представленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в Минюст России ДД.ММ.ГГГГ, подтвердил, указывая на то, что присвоение ему статуса иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, носит политически мотивированный характер в связи с активным независимым освещением им общественно значимых вопросов, критикой действий и решений власти, проведением независимого наблюдения за выборами.

При таких обстоятельствах ДД.ММ.ГГГГ на основании поступивших документов, после получения письма Министерства иностранных дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/дип о согласовании включения сведений о ФИО1 , ДД.ММ.ГГГГ г.р., в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, Министерством юстиции Российской Федерации в установленный законом срок обоснованно издано оспариваемое распоряжение -р.

Доводы административного истца и его представителя об отсутствии доказательств, подтверждающих обстоятельства, на основании которых принято обжалуемое распоряжение, суд находит несостоятельными.

Вышеуказанные доказательства получены в порядке, не противоречащем требованиям закона, соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности. Справка о распространении ФИО1 печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц, содержит ссылки на адреса интернет-страниц, направлена уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), письмо о направлении указанной справки подписано должностным лицом службы электронной подписью. Документы, предназначенные для служебного пользования, представленные административным ответчиком, оглашены и подробно исследованы судом в ходе судебного разбирательства по делу, их содержание административному истцу и его представителю известно.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным наличие правовых оснований, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», необходимых для принятия оспариваемого распоряжения.

Доводы административного истца о нарушении обжалуемым распоряжением его конституционных прав суд находит несостоятельными, поскольку в результате принятия оспариваемого распоряжения каких-либо обязанностей, кроме прямо предусмотренных законом, на ФИО1 административным ответчиком не возложено.

Доводы административного истца, связанные с исполнением обязанностей, возложенных на него как на лицо, признанное иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, не принимаются судом во внимание, поскольку не влияют на законность принятого Министерством юстиции Российской Федерации решения о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

Иные доводы, изложенные ФИО1 в административном исковом заявлении, не принимаются судом во внимание, поскольку они направлены на оспаривание положений Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О средствах массовой информации» по мотивам их несоответствия Конституции Российской Федерации и нормам международного права, что предметом спора по настоящему административному делу не является.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что действия Минюста России по включению ФИО1 в реестр соответствуют федеральному законодательству. При принятии распоряжения Минюстом России соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия государственного органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, содержание оспариваемого распоряжения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По мнению суда, включение ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не нарушает и не ограничивает права и свободы, гарантированные ему статьей 29 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 10, 14, 18 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 1 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Разрешая административные исковые требования ФИО1 об отмене решения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, возложении на Министерство юстиции Российской Федерации обязанности исключить ФИО1 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, суд также учитывает, что по своей правовой природе в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации суд не вправе подменять собой исполнительные органы государственной власти. Учитывая, что принятие решения о включении лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, и исключении лица из данного реестра относится к исключительной компетенции Минюста России по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации, данные вопросы не могут разрешаться судом, а потому административные исковые требования в данной части не основаны на нормах закона.

При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.

В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд учитывает, что ФИО1 оспаривает решение Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратился ДД.ММ.ГГГГ посредством его направления почтовой связью, что подтверждается штампом почтового отделения на конверте, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, ФИО1 не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным с момента принятия и отмене решения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о включении ФИО1 в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; обязании Министерства юстиции Российской Федерации исключить ФИО1 из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 25.03.2022.