ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8776/18 от 27.12.2018 Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2а-8776/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Гринченко Е.В.,

При секретаре судебного заседания Нистратовой Ю.А.,

С участием административного истца Комарова А.В.,

Представителя административного ответчика Васиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комарова Алексея Владимировича к ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» о признании решения незаконным, восстановлении срока для обращения в суд,

установил:

Комаров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ. подал в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» заявление в связи с рождением третьего ребенка, о регистрации его семьи в качестве многодетной. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе, копия свидетельства о регистрации его и членов семьи по месту пребывания по адресу: <адрес>. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. ему было отказано в регистрации семьи в качестве многодетной в связи с несоответствием требованиям, установленным пунктом 1.3 порядка регистрации многодетных семей. Считает данное решение незаконным, поскольку в регистрации его по месту жительства по адресу военной организации (<адрес>), в которой он проходит военную службу, ему было отказано органом регистрационного учета. В установлении факта проживания на территории <адрес> судом также было отказано, в связи с тем, что непринятие этого факта органом социальной защиты населения, подтвержденного в установленном порядке (свидетельство о регистрации по месту пребывания), не является основанием для повторного подтверждения судом. Регистрация многодетной семьи по месту пребывания родителя прямо предусмотрена п.2.1 Порядка регистрации многодетных детей, утвержденного Приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. . Факт регистрации его и членов его семьи по месту пребывания в <адрес> подтвержден свидетельством органов регистрационного учета, как того требует п.1.4 Порядка регистрации многодетных семей. Отказ в регистрации его семьи в качестве многодетной нарушает его права и права членов его семьи на льготы и меры социальной защиты, предусмотренные законодательством. В связи с чем, просит признать решение ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес>» об отказе в регистрации его семьи в качестве многодетной незаконным, обязать административного ответчика зарегистрировать его семью в качестве многодетной и выдать удостоверение (справку) многодетной семьи.

В судебном заседании административный истец Комаров А.В. на удовлетворении административного иска настаивал. Также просил восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным иском, указывая на то, что в силу юридической неграмотности и по рекомендации сотрудников Центра социальной защиты, первоначально обратился в суд с иском об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>. Решением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГг., в установлении факта проживания ему было отказано. Также пояснил, что в связи с прохождением военной службы по контракту он и члены его семьи были зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ. по месту пребывания – адресу нахождения военной части <адрес>. По данному адресу он с семьей не проживал, так как жилых помещений там не имеется. В ДД.ММ.ГГГГ. он был обеспечен служебным жильем, с ним заключен договор найма.

Представитель административного ответчика ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» Васина О.М., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в представленных возражениях. Также пояснила, что при вручении Комарову А.В. решения от ДД.ММ.ГГГГ. ему действительно было рекомендовано обратиться в суд с иском об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

По настоящему делу судом установлено.

ДД.ММ.ГГГГ Комаров А.В. обратился в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» с заявлением о регистрации его семьи в качестве многодетной и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи.

Решением ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в регистрации семьи Комарова А.В. в качестве многодетной и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи было отказано.

Оспариваемое решение было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском в суд Комаров А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом трех месяцев с момента получения решения.

В судебном заседании Комаров А.В. ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным иском, в качестве уважительных причин указывал на юридическую неграмотность, рекомендацию сотрудников Центра социальной защиты обратиться в суд с иском об установлении факта постоянного проживания на территории <адрес>.

Проверяя указанные доводы, суд принимает во внимание пояснения представителя административного ответчика, не отрицавшего, что Комарову А.В. было рекомендовано обратиться в суд за установлением факта постоянного проживания, а также решение Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. по делу в соответствии с которым в удовлетворении заявления Комарова А.В. в установлении факта проживания на территории <адрес> было отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес> областного суда от ДД.ММ.ГГГГг., решение суда от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Получение гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод является одним из принципов административного судопроизводства.

В связи с изложенным, суд считает необходимым признать, что срок обращения в суд Комаровым А.В. пропущен по уважительным причинам и подлежит восстановлению.

Рассматривая требования административного истца о признании решения ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» незаконным, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Социальный кодекс <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД (принят <адрес> Думой ДД.ММ.ГГГГг.) был принят, в том числе, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

При таких обстоятельствах, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Утверждение порядка регистрации многодетных семей и осуществление регистрации многодетных семей относится к полномочиям органа исполнительной власти <адрес>, уполномоченного в сфере социальной защиты населения <адрес>.

В соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 246-ОД "Социальный кодекс <адрес>", приказом комитета социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. был утвержден Порядок регистрации многодетных семей.

Указанный Порядок регламентирует регистрацию многодетных семей и выдачу (продление срока действия) удостоверения (справки) многодетной семьи.

Согласно п.1.3 Порядка регистрации многодетных семей - регистрации с целью выдачи удостоверения (справки) многодетной семьи подлежат семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, в которых один или оба родителя:

- являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории <адрес>;

- имеют статус беженца или вынужденного переселенца и проживают на территории <адрес>.

Регистрация многодетной семьи и выдача удостоверения (справки) многодетной семьи осуществляется государственным казенным учреждением центром социальной защиты населения, подведомственным комитету социальной защиты населения <адрес> (далее именуется - центр социальной защиты населения), по месту жительства (пребывания) родителя (одного из родителей) с детьми (пункт 2.1 Порядка).

Заявление подается в центр социальной защиты населения либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг: по месту жительства заявителя, по месту пребывания, при условии постоянного проживания заявителя на территории <адрес>; по месту пребывания беженца или вынужденного переселенца на территории <адрес> (пункт 2.3).

Центр социальной защиты населения рассматривает представленные заявителем и полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, определяет основания для регистрации многодетной семьи и выдачи удостоверения (справки) многодетной семьи и принимает решение о регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи (далее - Решение о регистрации) или решение об отказе в регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи (далее - Решение об отказе в регистрации) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации центром социальной защиты населения заявления и документов, указанных в пункте 2.4 настоящего Порядка (пункт 2.8).

Основанием для принятия центром социальной защиты населения решения об отказе в регистрации является: несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 1.3 настоящего Порядка; непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Порядка, или наличие в представленных документах недостоверных сведений (пункт 2.10 Порядка).

К заявлению о регистрации семьи в качестве многодетной Комаровым А.В. был представлен паспорт гражданина РФ, в котором имеется отметка о снятии его с ДД.ММ.ГГГГг. с регистрационного учета по месту жительства в <адрес>, копия паспорта супруги Комаровой И.И., копии свидетельств о рождении детей: Комарова Максима, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Комарова Павла, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Комарова Кирилла, ДД.ММ.ГГГГ.р., свидетельства о регистрации его и членов его семьи по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <адрес>.

В качестве оснований для принятия ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес>» решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации семьи Комарова А.В. в качестве многодетной послужило несоответствие заявителя требованиям, установленным п.1.3 Порядка регистрации многодетных семей, а именно, отсутствие документов, подтверждающих постоянное проживание заявителя на территории <адрес>, устанавливаемого на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства, по которому производится регистрация граждан Российской Федерации, в силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1, является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со статьей <адрес> от 31.12.2015г. -ОД «Социальный кодекс Волгограда» получателями мер социальной поддержки и социальной помощи в <адрес> являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории <адрес>.

Место жительства получателя мер социальной поддержки и (или) социальной помощи устанавливается на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Из пояснений административного истца, данных в судебном заседании следует, что он и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по адресу войсковой части (<адрес>), куда фактически не вселялись и не проживали, ввиду отсутствия по указанному адресу жилых помещений, пригодных для проживания.

Законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета <адрес> с предоставлением документов подтверждающих место жительства, а не регистрацию по месту жительства.

Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Вместе с тем, кроме представленных свидетельств о регистрации по месту пребывания, других доказательств, подтверждающих место жительства Комарова А.В. и членов его семьи на территории <адрес>, административным истцом в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда», а также суду не представлено.

С учетом изложенного, регистрация Комарова А.В. и членов его семьи по месту пребывания в <адрес> не является безусловным и единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации (<адрес>). Наличие регистрации не является безусловным основанием для возникновения и реализации прав и свобод гражданина, предусмотренных законами РФ, субъектов РФ.

Учитывая, что при обращении в ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» Комаровым А.В. не были представлены, а административным ответчиком на основании представленных данных не установлено, что административный истец постоянно проживает на территории <адрес>, что требуется для регистрации семьи в качестве многодетной и получения мер социальной поддержки на территории <адрес>, в связи с чем правовых оснований к удовлетворению административного иска о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ и возложению обязанностей по регистрации семьи в качестве многодетной, выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить Комарову Алексею Владимировичу пропущенный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным решения ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации многодетной семьи и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи.

В удовлетворении административного искового заявления Комарова Алексея Владимировича о признании незаконным решения ГКУ «Центр социальной защиты населения по <адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации семьи в качестве многодетной и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи, возложении обязанностей по регистрации семьи в качестве многодетной и выдаче удостоверения (справки) многодетной семьи – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: решение суда в окончательной форме, с учётом праздничных, нерабочих дней, изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.В. Гринченко