Дело № 2а-8779/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 22 августа 2019 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что являются собственниками на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____ площадью 800 кв.м. с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство. Обратились к ответчику о перераспределении земельного участка, однако получили отказ. Запрашиваемые границы земельного участка площадью 1200 кв.м. соответствует проекту межевания территории, о чем указано в самом отказе административного ответчика, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А. при этом на запрашиваемом земельном участке частично расположены жилой дом, летняя кухня, гараж, сарай административных истцов, также перераспределение направлено на приведение границ земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории и более правильному по форме расположению площади и границ данного земельного участка. С учетом изложенного, ссылаясь на нарушение незаконными действиями административного ответчика своих прав и законных интересов, просили признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ____ г. № и обязать административного ответчика перераспределить названный земельный участок с кадастровым номером ___
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 и представитель административных истцов ФИО5 иск поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Пояснили, что земельным участком в испрашиваемых при перераспределении границах семья истцов и их отец владеют более 15 лет, земельный участок огорожен, имеются постройки, в том числе на испрашиваемой части участка. Ранее земельный участок был предоставлен отцу в пожизненное наследуемое владение площадью 800 кв.м., при регистрации права собственности в упрощенном порядке (дачная амнистия) отец не воспользовался своим правом на регистрацию права собственности по фактическим границам, однако продолжал владеть земельным участком площадью 1200 кв.м.
В судебном заседании представители административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска ФИО6 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления. Согласно письменным возражениям на административное исковое заявление и объяснениям представителя выявлены признаки самовольного занятия административными истцами испрашиваемого земельного участка под часть двухэтажного жилого дома, гаража, бани, нежилого объекта. В отношении испрашиваемого земельного участка установлен лесохозяйственный регламент лесных насаждений. Также общая площадь земельного участка с самовольно занятым земельным участком составляет 1218 кв.м, что превышает максимальную разрешенную площадь земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, предусмотренную Правилами землепользования и застройки.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
____ г. Истцы обратились в ДИЗО ОА г. Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____
____ г. ДИЗО ОА г. Якутска направил заявителям уведомление № об отказе в перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219, административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемое уведомление об отказе датировано ____ г., а административное исковое заявление поступило в суд ____.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием удовлетворения заявленных требований является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган и должностное лицо. Указанные органы и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В качестве оснований отказа в перераспределении этого земельного участка органом местного самоуправления указано, что выявлено самовольное занятие земельного участка за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем составлен акт обследования земельного участка и информация направлена в Управление муниципального контроля (далее – УМК) ОА г. Якутска для принятия мер. Согласно информации УМК ОА г. Якутска на запрашиваемой территории выявлены признаки самовольного занятия земельного участка, в связи с чем в Правовой департамент ОА г. Якутска была направлена информация для подачи в суд иска об освобождении самовольно занятого земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
При этом в силу ч. 3 данной статьи перераспределение в данном случае осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, других материалов дела установлено, что ФИО1 (1/6 доля в праве), ФИО4 (1/6 доля в праве), ФИО3 (1/6 доля в праве), ФИО2 (1/6 доля в праве), ФИО2 (2/6 доли в праве) на праве общей долевой собственности владеют земельным участком с кадастровым номером ___ площадью 800 кв. м, расположенным по адресу: ____ с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; 4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, у административных истцов имеются предусмотренным ЗК РФ основания для перераспределения земельного участка, предусмотренные п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ.
Перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков определен в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. При этом данный перечень является исчерпывающим.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) от ____ г., проекту планировки и проекту межевания территории квартала «Ботанический сад» городского округа «город Якутск», утвержденным распоряжением ОА г. Якутска от ____ № №, испрашиваемый для перераспределения земельный участок ориентировочной площадью 1202,28 кв.м, который административные истцы намерены использовать под индивидуальное жилищное строительство, расположен в территориальной зоне «Ж-2А»: для индивидуального жилищного строительства, то есть в данной зоне указанный вид разрешенного использования является основным видом разрешенного использования. Красным линиям земельный участок соответствует, проекту планировки территории и проекту межевания территории данный земельный участок соответствует.
Из приложенной к административному исковому заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что административными истцами испрашивается для присоединения к принадлежащему им земельному участку с кадастровым номером ___ площадью 800 кв.м земельный участок площадью 400 кв.м, таким образом, общая площадь данного земельного участка в результате перераспределения составит 1200 кв.м, что соответствует предельным размерам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предусмотренным Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденными нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 № РЯГД-5-9.
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска от ____№ «О внесении изменений в проекты межевания территорий кварталов, микрорайонов, сел городского округа «город Якутск» утверждены проекты внесения изменений в проекты межевания территории кварталов городского округа «город Якутск», прошедшие процедуру публичных слушаний ____ г. на основании распоряжения ОА г. Якутска от ____№, согласно приложениям № к данному распоряжению от ____№. Данное распоряжение в полном объеме размещено на сайте http://якутск.рф и приобщено в материалам дела. Согласно п. 36 приложения №, приложению № данного распоряжения утверждено внесение изменений в проект межевания территории квартала «Речевая школа» г. Якутска в части перераспределения земельного участка площадью S=333,0 кв.м к земельному участку с кадастровым номером ___, общая площадь земельного участка в результате перераспределения составит 1200 кв.м.
Кроме того, из материалов дела, в том числе акта обследования УМК ОА г. Якутска от ____ г. № объяснений сторон в судебном заседании установлено, что строения, расположенные частично или полностью на испрашиваемой для перераспределения территории, принадлежат административным истцам. Такого основания для отказа в перераспределении земельного участка как самовольное занятие земельного участка заявителем, которое единственное указано в качестве основания отказа в уведомлении от ____ г. №, ЗК РФ не предусматривает.
Из материалов кадастрового и регистрационного дела судом установлено, что земельным участком в испрашиваемых при перераспределении границах семья истцов и их отец владеют более 15 лет, земельный участок огорожен, имеются постройки, в том числе на испрашиваемой части участка. Ранее земельный участок был предоставлен отцу в пожизненное наследуемое владение ориентировочной площадью 800 кв.м. на основании распоряжения Мэрии г. Якутска № от ____.
Из пояснений истцов следует, что при регистрации права собственности в упрощенном порядке (дачная амнистия) их отец не воспользовался своим правом на регистрацию права собственности по фактическим границам, однако продолжал владеть земельным участком площадью 1200 кв.м.
Таким образом, при уточнении границ ранее учтенного земельного участка и регистрации права собственности правопредшественника истцов не были применены действующие на тот момент нормы земельного законодательства.
"Дачная амнистия", правила которой введены Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N 93-ФЗ), устанавливала упрощенный порядок оформления прав на отдельные объекты недвижимости, в частности на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в названном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные земельные участки осуществлялась в соответствии со статьей 25.2 Закона N 122-ФЗ, в настоящее время в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 г. (далее Закон N 218-ФЗ).
Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии со ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основании документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ни Законом N 218-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами в настоящее время не была установлена обязанность правообладателей земельных участков обеспечить до определенной даты уточнение местоположения границ земельных участков и внесение таких сведений в ЕГРН. В связи с этим данные процедуры осуществляются по усмотрению правообладателей таких земельных участков, и сроками не ограничиваются.
Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Ранее, до 1 января 2017 г., аналогичные по содержанию положения содержались в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 218-ФЗ).
Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ в Федеральный закон "О государственном земельном кадастре", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 4 ст. 18 дополнен двумя абзацами, пункты 1, 3 и 4 ст. 25.2 изложены в новой редакции) и Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", подлежащим применению к спорным правоотношениям как действующие на момент уточнения границ земельного участка и регистрации права собственности на него, разрешается регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади, даже если она превышает площадь, указанную в документах, удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъектов РФ или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования.
Таким образом, исходя из норм Федерального закона N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества собственник земельного участка может оформить данный участок исходя из фактически используемой площади.
В ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок истцов в фактических границах, которые соответствуют испрашиваемым, площадью 1200 кв.м. существует более 15 лет, истцы и их правопредшественник на законных основаниях владеют земельным участком в существующих границах и в силу вышеприведенных правовых норм имели право на регистрацию права собственности на земельный участок в фактических существующих границах.
Те обстоятельства, что правопредшественник истцов не воспользовался таким правом в 2009 году, не может являться основанием для выводов о самовольном занятии истцами земельного участка и невозможности принять решение о его перераспределении в целях приведения в соответствие правоустанавливающих документов фактическому праву.
Суд не усматривает препятствий для реализации истцами в настоящее время своего права на оформление правоустанавливающих документов на фактически занимаемый земельный участок путем получения решения о перераспределении земель, поскольку площадь земельного участка ответчика по правоустанавливающим документам составляет менее максимального размера земельного участка, установленного для земель предназначенных для ИЖС "Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденными Нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА.
Также административным ответчиком не представлено доказательств наличия каких-либо ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка в части действия лесохозяйственного регламента. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим нормативным правовым актом, которым такой регламент и соответствующие ограничения установлены для испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, из установленных обстоятельств дела следует, что правовых оснований для отказа административным истцам в перераспределении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером ___ у административного ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, суд признает действия органа местного самоуправления незаконными и нарушающими права и охраняемые законом интересы административных истцов. Нарушенные права административных истцов подлежат восстановлению путем возложения на административного ответчика обязанности принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ___
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в согласовании перераспределения, принадлежащего ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2 на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____ от ____ г. №
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ___, расположенного по адресу: ____», по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий А. А. Кочкина