РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 апреля 2022 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Митюковой А.В. ,
с участием представителя административного истца Садыхов Р.Э.о., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Байкальского государственного университета экономики и права № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Ринчино М.В. , действующей на основании доверенности №ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» №ДД.ММ.ГГГГ, служебное удостоверение ИРК № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-877/2022 по административному исковому заявлению Миразизову Р к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об аннулировании вида на жительство,
УСТАНОВИЛ:
Миразизову Р обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, в котором, уточнив в порядке части 1 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предмет административного иска, просит признать незаконным решение ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, об аннулировании вида на жительство на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Административное исковое требование мотивировано тем, что решением ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении гражданина Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, аннулирован вид на жительство на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Указанное решение считает незаконным по следующим основаниям. Основанием для принятия оспариваемого решения явился факт совершения Миразизову Р двух административных правонарушений ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ за нарушение режима проживания в Российской Федерации. Учитывая, что административное наказание от ДД.ММ.ГГГГ решением Черемховского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено, решение вступило в законную силу, то решение об аннулировании вида на жительство в отношении Миразизову Р., по мнению истца, является незаконным. Полагает, что решение об аннулировании вида на жительство нарушает его право на свободу выбора места жительства и свободу передвижения.
Административный истец Миразизову Р в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по адресу, указанному в административном исковом заявлении, реализовал свое право на участие в судебном заседании посредством направления представителя, уполномоченного доверенностью.
Представитель административного истца Садыхов Р.Э.о. в судебном заседании на удовлетворении заявленного административного искового требования настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области Ринчино М.В. в судебном заседании административное исковое требование не признала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление, просила в удовлетворении заявленного требования отказать.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного истца.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, доказательства, представленные сторонами, в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 4 статьи 4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.
В части 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусматривает, что миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Миразизову Р, что подтверждается национальным паспортом №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, находился на территории Российской Федерации на основании вида на жительство серии 82 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ аннулирован вид на жительство в Российской Федерации гражданину Республики Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», как неоднократно в течение одного года привлеченному к административной ответственности за нарушение режима проживания в Российской Федерации.
Из оспариваемого административным истцом решения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гражданин Республики Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Миразизову Р, решением ГУ МВД России по Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№ документирован видом на жительство на основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Согласно сведениям, указанным в заявлении о выдаче вида на жительство, гражданин Миразизову Р холост, члены семьи являются гражданами Республики Миразизову Р. По результатам проверки установлено, что Миразизову Р неоднократно в течение одного года привлекался к административной ответственности: ДД.ММ.ГГГГ ОВМ МО МВД России «Черемховский» по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ (несоблюдение установленного порядка передвижения, выбора места жительства и регистрации по месту жительства), штраф в размере 2 000 рублей; ДД.ММ.ГГГГ ОВМ МО МВД России «Черемховский» по части 1 статьи 18.8 КоАП РФ (неподача уведомления о подтверждении проживания на территории Российской Федерации), штраф в размере 2 000 рублей. Постановления о привлечении к административной ответственности вступили в законную силу.
Изложенные в оспариваемом решении сведения подтверждаются представленными в материалы административного дела копиями постановлений отдела по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский» по делу об административном правонарушении УВМ № от ДД.ММ.ГГГГ и УВМ № (259) от ДД.ММ.ГГГГ.
Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
Выдача такого документа как вид на жительство является правом, а не обязанностью Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Решение о выдаче и продлении срока действия вида на жительство относится к исключительной компетенции органа в сфере миграции.
Порядок принятия решений об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и вида на жительство в Российской Федерации, устанавливающий последовательность действий территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях по аннулированию разрешения на временное проживание в Российской Федерации и вида на жительство в Российской Федерации, регламентирован Приказом МВД России от 25.11.2019 № 877 (ред. от 28.05.2021) «Об утверждении форм решений об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации и вида на жительство в Российской Федерации и порядка их принятия» (зарегистрировано в Минюсте России 11.03.2020 № 57714).
Уполномоченное должностное лицо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России в течение 3 рабочих дней со дня поступления в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России информации о наличии обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство в Российской Федерации, или выявления таких обстоятельств организует проведение по ним проверки (пункт 2 названного Порядка).
При проведении проверки уполномоченным должностным лицом подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России при необходимости направляются запросы в органы и организации, располагающие информацией, указанной в пункте 2 Порядка (пункт 3 названного Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка при подтверждении по результатам проверочных мероприятий наличия оснований для аннулирования разрешительного документа уполномоченное должностное лицо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России осуществляет подготовку проекта решения об аннулировании разрешительного документа.
Как следует из пункта 5 Порядка, вместе с учетным делом иностранного гражданина, сформированным при приеме заявления о выдаче ему разрешительного документа (при его наличии), и материалами, подтверждающими наличие оснований для аннулирования разрешительного документа, проект решения передается на согласование начальнику (заместителю начальника) подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне, а затем на утверждение руководителю (начальнику) территориального органа МВД России на региональном уровне или его заместителю.
Утвержденное решение заверяется печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации и наименованием территориального органа МВД России на региональном уровне.
Номер решения должен соответствовать регистрационному номеру учетного дела иностранного гражданина, сформированного при приеме заявления о выдаче ему разрешительного документа.
Подготовка и утверждение решения об аннулировании разрешительного документа осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня поступления информации, подтверждающей наличие оснований для аннулирования разрешительного документа (пункт 6 Порядка).
Согласно пункту 8 Порядка в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения об аннулировании разрешительного документа, подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России:
8.1. вносит информацию об аннулировании разрешительного документа в систему «Мир»;
8.2. подготавливает и выдает иностранному гражданину на личном приеме или направляет ему почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью начальником (заместителем начальника) подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России, если адрес электронной почты указан иностранным гражданином в заявлении о выдаче разрешительного документа, уведомление об аннулировании ранее выданного разрешительного документа (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к Порядку). При наличии технической возможности подготовка уведомления осуществляется в автоматизированном режиме с использованием системы «Мир».
Согласно пункту 10.4 Порядка иностранного гражданина под подпись в расписке (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к Порядку) знакомят с правами и обязанностями, возникающими у него в связи с аннулированием разрешительного документа. Расписка заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр выдается иностранному гражданину, второй экземпляр направляется в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, принявшего решение об аннулировании разрешительного документа, для приобщения к материалам. В текст расписки могут вноситься изменения в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в части прав и обязанностей иностранного гражданина.
Решение об аннулировании разрешительного документа и иные материалы, послужившие основанием для принятия решения об аннулировании, приобщаются к учетному делу иностранного гражданина, сформированному при приеме заявления о выдаче ему разрешительного документа (пункт 11 Порядка).
Следовательно, оспариваемое административным истцом решение № от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным на то органом, в пределах его компетенции, с соблюдением установленного порядка.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
При таких обстоятельствах у миграционного органа в силу нарушения иностранным гражданином режима пребывания на территории Российской Федерации, а также прямого указания закона имелись формальные основания для принятия решения об аннулировании вида на жительство иностранному гражданину, поскольку уполномоченным органом установлен факт неоднократного (два раза) привлечения в течение одного года к административной ответственности Миразизову Р за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Установлено также, что решением судьи Черемховского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено ходатайство Миразизову Р. о восстановлении срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Миразизову Р. восстановлен срок на подачу жалобы на постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский» Чуракова В.в. № от ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба защитника Садыхов Р.Э.о. удовлетворена частично. Постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский» Чуракова В.в. № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Миразизову Р к административной ответственности по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено. Дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский». Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах правовых оснований для аннулирования вида на жительство в Российской Федерации гражданину Республики Миразизову Р, как лицу единожды в течение одного года привлеченному к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, у ГУ МВД России по Иркутской области не имелось.
В силу требований части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке при наличии относимых и достаточных оснований для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, само по себе решение органа государственной власти в отношении иностранного гражданина об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации по вышеуказанным основаниям, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, должно быть обоснованным. А поскольку подобное решение может нарушить право человека на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, такое решение должно быть оправдано крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.
В силу требований статьи 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Решение ГУ МВД России по Иркутской области об аннулировании Миразизову Р вида на жительство в Российской Федерации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца на законных основаниях находиться на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд полагает требование административного истца о признании незаконным оспариваемого решения обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящим требованием, суд учитывает, что о принятии решения об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации, основаниях его аннулирования Миразизову Р уведомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской и стороной ответчика не оспаривается. В суд с настоящим административным исковым заявлением Миразизову Р обратился посредством почтового отправления ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штемпель почтового отделения на конверте. Следовательно, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое требование Миразизову Р к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области – удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ МВД России по Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации гражданину Республики Миразизову Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 29.04.2022.