ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8788/2021 от 10.09.2021 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-017763-72

Дело № 2а-8788/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 10 сентября 2021 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кузьминой М.А., единолично, при секретаре Лукиной Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тимофеева Михаила Геннадьевича к Якутской городской Думе о признании незаконным бездействия по административному делу № 2а-42/2020, возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца путем внесения изменений в решение Якутской городской Думы № РЯГД-5-9 «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в соответствии с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) по административному делу № 3а-42/2020,

у с т а н о в и л :

Тимофеев М.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03 сентября 2020 г. признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденных решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, в части отнесения в карте градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером ___ к территориальной зоне П-4: производственная зона, однако административный ответчик бездействует и не исполняет данное судебное решение. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, невозможность получения исполнительного листа по указанной категории административных дел, просил признать незаконным бездействие Якутской городской Думы и обязать последнюю устранить допущенное нарушение прав административного истца путем публикации названного решения суда в печатном издании «Эхо столицы».

В судебное заседание административный истец Тимофеев М.Г., извещенный надлежащим образом, не явился, направил своего представителя Бубякина А.В., который исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить. При этом в порядке устранения допущенных нарушений просил обязать Якутскую городскую Думу внести изменения в решение № РЯГД-5-9 «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в соответствии с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) по административному делу № 3а-42/2020 в печатном издании «Эхо столицы».

Представитель административного ответчика Попов А.А. в судебном заседании административный иск не признал, просил в его удовлетворении отказать. Согласно письменному отзыву на исковое заявление и объяснениям представителя в судебном заседании Якутская городская Дума исполнила решение суда, опубликовав информацию о принятом решении суда в печатном издании «Эхо столицы». При этом права административного истца не нарушены и препятствий для осуществления его прав не создано. Якутская городская Дума может лишь утвердить или отказать в утверждении проекта решения, направленного на введение в действие Правил землепользования и застройки, но не может самостоятельно разрабатывать проект подобного решения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статья 62 КАС РФ устанавливает, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; имеются ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление поступило в суд 16 августа 2021г., при этом административный истец ссылается на бездействие административного истца, длящееся по настоящее время, в связи с чем срок обращения в суд не пропущен.

Из материалов дела установлено, что решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 03 сентября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 декабря 2020 г., а также кассационным определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июня 2021 г., признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденные решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 № 169-НПА, в части отнесения в Приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа «город Якутск» земельного участка с кадастровым номером 14:36:104015:4544, площадью 115 кв.м, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, к территориальной зоне П-4: производственная зона. Также указано, что сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ подлежит опубликованию Якутской городской Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 4 ст. 216 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Бездействием признается невыполнение или выполнение ненадлежащим образом возложенной на лицо, орган обязанности, в результате чего нарушаются права и законные интересы иных лиц или создается угроза их нарушения.

Из материалов дела следует, что информация о принятом судом решении опубликована 15 января 2021 г., то есть в течение одного месяца после его вступления в законную силу, в средстве массовой информации «Эхо столицы». Следовательно, административный ответчик исполнил возложенную на него судом обязанность по публикации указанной информации, в этой части бездействие с его стороны отсутствует.

Согласно ст. ст. 31, 32, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Уставу городского округа «город Якутск», утвержденному решением окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 № РОС-51-1, проект изменений в правил землепользования и застройки подготавливается главой городского округа «город Якутск» и исполнительным органом местного самоуправления Окружной администрацией г. Якутска и вносится в представительный орган местного самоуправления Якутскую городскую Думу, который утверждает его.

Из материалов дела видно, что Якутская городская Дума в 2020 г. и в 2021 г. предпринимала в пределах своих полномочий действий по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск».

Также административным истцом не представлено доказательств отказа в предоставлении административному истцу земельного участка по тому основанию, что он расположен в территориальной зоне П-4.

Таким образом, доказательств бездействия со стороны административного ответчика, которым нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, не представлено.

При таких обстоятельствах на основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Тимофеева Михаила Геннадьевича к Якутской городской Думе о признании незаконным бездействия по административному делу № 2а-42/2020, возложении обязанности устранить нарушение прав административного истца путем внесения изменений в решение Якутской городской Думы № РЯГД-5-9 «Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в соответствии с решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) по административному делу № 3а-42/2020 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий п/п М.А. Кузьмина

Копия верна.

Судья М.А. Кузьмина

Секретарь: Н.К. Лукина

Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2021 г.